Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………
– определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников;
– работа в паре на основе заданных правил взаимодействия;
– умение находить себе партнера;
– работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;
– умение допускать разные
мнения и стремиться к координации
различных позиций в
– умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;
– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);
– умение слушать, не перебивая товарища;
– соблюдение регламента деятельности в паре, группе.
Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:
– слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
– самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
– выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;
– выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.
Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:
– постановка цели слушания, самоопределение к слушанию;
– концентрирование внимания при слушании;
– выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное;
– формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);
– выделение смысловых частей текста;
– выделение главной мысли (мыслей) текста;
– понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция,
– извлечение из текста информации, данной в явном виде;
– извлечение из текста информации, данной в неявном виде;
– формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста;
– высказывание своего мнения относительно слушаемого текста.
Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:
– читать с разной скоростью
и разными способами в
– ставить перед собой цель чтения;
– выделять в тексте ключевые слова;
– выделять непонятные слова;
– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);
– выделять в тексте понятное и непонятное;
– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;
– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);
– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;
– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;
– подтверждать свое суждение примерами из текста;
– определять главную мысль (мысли) текста;
– выделять смысловые части текста;
– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;
– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;
– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;
– формулировать выводы на основе прочитанного;
– выполнять краткий пересказ прочитанного;
– выполнять подробный пересказ прочитанного.
Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:
– определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
– определение границы содержания темы;
– формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно;
– сохранение темы при изложении мыслей;
– сохранение определённого плана при изложении мысли;
– изложение тезисно;
– формулирование выводов из собственного текста;
– подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов;
– пользование первоисточников;
– подбор соответствующих
выразительных средств для
Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:
– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
– определять границы содержания темы;
– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
– придерживаться темы при изложении мыслей;
– придерживаться определённого плана при изложении мысли;
– оформлять мысли тезисно;
– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;
– пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
– грамматически правильно
связывать слова в предложении,
предложения в текст (Горленко,2012;153-160).
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий.
В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учащихся при взаимодействии с учителем и сверстниками. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (Ковалева, 2009; 14).
Видами коммуникативных действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
• умение с достаточно полнотой
и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; владение монологической
и диалогической формами речи
в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
• общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
• работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Сотрудничество — это
совокупность способностей, направленных
не только на обмен информацией и
действиями, но и на тонкую ориентировку
в эмоционально-
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
• обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
• устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;
• устраивать эффективные групповые обсуждения;
• обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
• адекватно реагировать на нужды других.
Также в содержание понятия « коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:
• владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
• способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
• способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований
• способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
• способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
• степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
• способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).
Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в том числе речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого характера, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
-ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».