Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 194.46 Кб (Скачать файл)

Решая первую задачу мы установили, что универсальные учебные действия рассматривают в двух значениях: в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, а в более узком – совокупность способов действий учащегося, обеспечивающая самостоятельное освоение новых знаний.   

Решая вторую задачу мы выяснили, что под коммуникативными универсальными учебными действиями понимается умение ограниченно и последовательно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять инициативой, техникой интонации, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог; умение излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, выступления с докладами).

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.).  

Третьей задачей нашего исследования было выявить особенности формирования коммуникативных УУД.

1.Коммуникация как взаимодействие  (интеракция) - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации), децентрация в межличностных отношениях. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, учет разных мнений и умение обосновать собственное, умение описывать, объяснять, доказывать, убеждать. 

2. Коммуникация как условие рефлексии и интериоризации - речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания. Диалог в общении, рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий, осуществляемых действий, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. 

3. Коммуникация как кооперация (сотрудничество) - коммуникативные действия, направленные на сотрудничество, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Умение договариваться, находить общее решение, ставить цели и планировать их достижение, распределять функции в группе, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, умение разрешать конфликты, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

В четвертой задаче нам  нужно было определить уровни сформированности коммуникативных УУД младших  школьников. Для этого мы провели  диагностику, в которой использовали следующие методики: опросник для оценки потребности в общении (автор Е.И. Рогов), тест по определению психологической атмосферы в классе (автор Н. Тутушкина), задание «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская).

Проведенный эксперимент позволил нам сформировать следующие уровни сформированности коммуникативных УУД младших школьников: Высокий уровень - умение ясно и четко излагать мысли, умение аргументировать и выносить суждения; умение слушать и слышать; умение анализировать; умение работать в команде (в паре), умение быть лидером; умение общаться внутри группы; умение управлять своим поведением в общении.

Средний уровень - не всегда излагают свои мысли ясно и четко; иногда допускают ошибки в заданиях; умение формулировать вопросы; не всегда сохраняют доброжелательность.

Низкий уровень - неумение и нежелание договариваться; пассивность или агрессивность; не предоставляют помощь; не умеют излагать свои мысли; не слушают, отвлекаются.

И наконец, решая пятую задачу, мы выявили эффективные методы и приемы для развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов. Это такие методы и приемы обучения как работа в парах, методы подражания и сотрудничества, работа в малых группах, дискуссия, наблюдение и фиксирование результатов, дидактические игры, уроки общения и т.д.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. – 2009. – № 2.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– М., 1996.
  3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997.
  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод.м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический поиск, 1997.
  6. Бодалев А.А. Психология общения: Энциклопедический словарь. – М.: Когито центр, 2011.
  7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.
  8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
  9. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы //http://festival.1september.ru/
  10. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. – Ижевск, 2010.
  11. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
  12. Дубровина И.В. Психология: Учебник. – М.: Академия, 1999.
  13. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике //http://www.voppsy.ru/
  14. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа – 2008. – №11.
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: МПСИ, 2010.
  16. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.
  17. Кан-Калик А.В. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. – М., 1987.
  18. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2008.
  19. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – М., 2007.
  20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997.
  21. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М.: Профит Стайл, 2007.
  22. Леонтьев А. Н. Психологические проблемы общения. – М., 1979.
  23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  24. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах //Начальная школа. –   2008. – №7.
  25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
  26. Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польского. – М., 1986.
  27. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. – Псков, 2005.
  28. Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб., 2005.
  29. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Модек, 2011.
  30. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2007.
  31. Педагогика: Электронный учебник /Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2009.
  32. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989.
  33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
  34. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
  35. Практическая психология: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 2001.
  36. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.
  37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. – М., 1999.
  38. Рубцов В.В., Поливанова К.Н. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. М.: ПИ РАО, 2007.
  39.   Технология группового взаимодействия: из опыта работы учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. – СПб., 2004.
  40. Тищенко В.А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников //http://www.rusnauka.com/
  41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  42. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.
  43. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. – 1990. – №2.
  44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  45. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. – М., 1999.
  46. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.
  47. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. – М.: Академический проект, 2003.

 


Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий