Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………
Возраст: младшие школьники (9-10 лет)
Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.
Метод оценивания: анализ результата.
Полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рис.2. Результаты заполнения тестовых листов диагностики психологической атмосферы в классе на начальном этапе
Из диаграммы видно, что у 22% учащихся высокий уровень, 59 % учащихся считают, что психологическая атмосфера в их классе находится на среднем уровне, 19% оценивают ее на низком уровне.
Данная диагностика проводится для выявления уровня согласования усилий в процессе совместной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные универсальные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).
Описание методики: детям сидящим парами дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям и инструкция (Приложение 6)
Показатели уровня выполнения задания:
а) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки);
б) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек);
в) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) второго ученика;
г) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты овалы и ромбы).
Критерии оценивания:
Продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
Умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать;
Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;
Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием, интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Возраст: младшие школьники (10,5-11 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Полученные результаты представлены на рисунке 3.
Количественные показатели по данной методике представлены в таблице 2
Таблица 2
Данные оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий 4 «В» класса на констатирующем этапе эксперимента.
Класс |
Низкий |
Средний |
Высокий |
4 «В» |
3 |
9 |
10 |
Рис. 3. Анализ выполнения задания «Совместная сортировка»
Диаграмма показывает, что лишь 13 % учащихся имеют высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. На среднем уровне задание выполнили 40 % учащихся. С другой стороны 47 % учащихся проявили низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий.
В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 класса невысокий.
Описание уровней
сформированности коммуникативных
универсальных учебных
Для детей младшего школьного
возраста с высоким уровнем
Для детей младшего школьного
возраста со средним уровнем
Для детей с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий характерно: не умение и не желание договариваться; пассивность или агрессивность; не предоставлять помощь.
2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 «В» класса.
Целью формирующего эксперимента стало формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 «В» класса.
Для этого необходимо: структурировать методы обучения и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий
на уроках были структурированы приемы
и методы формирования коммуникативных
универсальных учебных
Методы – это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач. ( В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов)
В таблице 3 систематизированы методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые можно использовать на уроках.
Таблица 3
Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках.
Методы обучения |
Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников |
Проектно-исследовательский метод |
Публичное выступление в разных аудиториях, ответы на вопросы оппонентов |
Метод сотрудничества |
Умение согласовывать свои действия с активностью партнеров |
Словесные методы |
Умение посредством слова изложить весь материал |
Метод «Дискуссия» |
Умение излагать сои мысли и прислушиваться к доводам оппонента |
Метод «Наблюдение и фиксирование результатов. Поиск информации» |
Умение исследовать, задавать вопросы, ставить задачи |
Метод подражания |
Умение чувствовать взаимную общность |
Метод дидактических игр |
Умение общаться в игровой ситуации |
Индуктивный метод (индукция) |
Умение усваивать вначале частные факты, затем делать выводы и обобщения частного характера. |
Дедуктивный метод (дедукция) |
Умение воспринимать общие положения, формулы, законы, а затем усваивать следствия, вытекающие из них. |
Репродуктивные методы (информационо - рецептивные и репродуктивные) |
Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу. |
Продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). |
Умение видеть проблему и не бояться видеть ее новизны; Умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной; Усвоение как готовой информации, так и элементов творческой деятельности. |
Рассмотрим более подробно
некоторые методы формирования коммуникативных
универсальных учебных
Дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Проектно - исследовательский метод формирует следующие коммуникативные умения: публичное выступление в разных аудиториях, ответы на вопросы оппонентов.
Метод подражания – дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение.
Метод сотрудничества – дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. (В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов)
В таблице 4 систематизированы приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, используемые на уроках окружающего мира.
Таблица 4
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках.
Приемы |
Коммуникативные УУД младших школьников |
Прием «Вертушка» |
Умение работать в малой группе разного уровня развития |
Приём «Пила» |
Умение принимать решение сообща |
Прием «Зигзаг» |
Умение отстаивать свою точку зрения |
Приём «Индивидуальная работа в команде» |
Умение оказать помощь, выполняя собственное задание |
Приём «Командно-игровая деятельность» |
Умения работать в команде и соревноваться |
Приём «Учимся вместе» |
Взаимное обучение |
Рассмотрим более подробно
некоторые приемы формирования коммуникативных
универсальных учебных
Приём «Вертушка». Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем учитель контролирует выполнение заданий и дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости). Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.
Приём «Командно-игровая деятельность». Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.
Приём «Индивидуальная работа в команде». Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в листах самооценки успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (главными в группе). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем и заданий по программе и плану уроков, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп.