Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 194.46 Кб (Скачать файл)

Младший школьный возраст  является благоприятным для формирования коммуникативного  компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося [http://www.twirpx.com/file/335335/].

Среди исследований, посвященных  специфике коммуникативных универсальных  учебных действий, выделяются исследования методологического плана: исследования Е.М. Алифановой, О.А. Веселковой, Х.П. Назаровой, О.В. Никоновой, А.А. Панферовой, которые  позволяют установить значимость владения коммуникативными умениями младшими школьниками  при решении ими задач обучения речевой и межличностной коммуникации. Согласно системному подходу Б.Ф. Ломова, это отражение имеет уровневую  организацию и реализуется на перцептивном уровне, уровне представлений  и речемыслительном уровне.      Под коммуникативными универсальными учебными действиями мы понимаем умение ограниченно и последовательно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять инициативой, техникой интонации, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог; умение излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, выступления с докладами).           В данном параграфе мы раскрываем позиции исследований, посвященных изучению коммуникативных универсальных учебных действий как педагогической проблемы на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), а также значимость владения коммуникативными умениями младшими школьниками при решении ими задач обучения речевой и межличностной коммуникации (Е.М. Алифанова, О.А.Веселкова, Х.П. Назарова, О.В. Никонова, А.А. Панферова).     Нами были выделены необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, обучающихся в начальной школе. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты: потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.          Коммуникативное развитие – это формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках (Асмолов, 2008; 28-29).      Системно - деятельностный подход обусловливает измерение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:   - определения цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;      - изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;   - стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;    - индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.    Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка, и тем самым, определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Школьник учится взаимодействовать в социуме, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.  

В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать  между собой. Происходит это часто  на интуитивном уровне, что не у  всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно  обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь  соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать  доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие  умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье. К коммуникативным действиям относятся:      1. Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и  сотрудничество. 

2. Планирование учебного  сотрудничества:      - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;  - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;            - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.      3. Взаимодействие:           - формулировать собственное мнение и позицию;     - задавать вопросы;- строить понятные для партнёра высказывания;  - строить монологичное высказывание;       - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;    -слушать собеседника;         4. Управление коммуникацией:        - определять общую цель и пути ее достижения;     - осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;            - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;            - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;            - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Основные подходы к формированию коммуникативных УУД у младших школьников:           – подход к определению сущности и выделению структуры коммуникативных универсальных учебных действий А.Г. Асмолова,                 Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. 

- концептуальный подход М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности;

– подход к выделению  содержания ключевых компетентностей младших школьников, представленный в работах О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, И.В. Груздовой, А.Ю. Кузиной и др.     В настоящее время суть социального запроса к системе образования заключается в воспитании человека, способного вступать в диалог, понимать и присваивать разные позиции и ценности, обнаруживая собственную уникальность и идентичность, не противопоставляя себя другим. Поэтому в целевом компоненте образования актуально выделение задач, решение которых обеспечивает развитие коммуникативных способностей.  В содержании начального общего среднего образования такие задачи связаны с формированием коммуникативных универсальных учебных действий.           Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.).   В соответствии с ФГОС начального общего образования к коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение  цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов —  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов –  выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения  и его реализация;

• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его  действий;

• умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка.  Однако, чтобы ребенок в младшем школьном возрасте мог овладеть данными действиями, необходимо формировать предпосылки к этому еще на этапе дошкольного возраста. Для того чтобы определить, какие новообразования дошкольного возраста можно рассматривать в качестве данных предпосылок, мы еще раз вернемся к понятию «универсальные учебные действия».          В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это понятие характеризует результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования.      В более узком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.  В соответствии с концептуальным подходом М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности можно выделить следующие компоненты: предмет, потребности, мотивы, действия, задачи, средства, продукты.           Предмет коммуникативной деятельности – это другой человек (взрослый, ребенок), партнер по взаимодействию как субъект.   Потребность в коммуникативной деятельности состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но коммуникативная деятельность играет в этом отношении особую роль, потому что направлена на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников взаимодействия.    Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается коммуникативная деятельность. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого ребенка и других людей, ради которых ребенок вступает во взаимодействие. Среди таких качеств выделяют: деловые, познавательные и личностные.   Действие коммуникативной деятельности – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Выделяют две основные категории действий – инициативные акты и ответные действия.  Задача коммуникативной деятельности – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе коммуникации. Мотивы и задачи могут не совпадать между собой.         Средства коммуникативной деятельности – это те операции, с помощью которых осуществляется взаимодействие. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.  Продукты коммуникативной деятельности – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге взаимодействия. К ним относятся складывающиеся взаимоотношения, избирательные привязанности, образ самого себя и других людей – участников взаимодействия, опыт взаимодействия и, наконец, социально-коммуникативная компетентность.       Учитывая, что развитие коммуникативной деятельности лежит в основе формирования социально-коммуникативной компетентности, можно выделить следующие ее компоненты:

– социальная перцепция,

– межличностная коммуникация,

– интеракция.

Социальная перцепция – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умении понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.     Умение «считывать» эмоциональные переживания и реакции другого человека играет ведущую роль в формировании эмоционально-смысловой основы взаимодействия. Сохраняя и тренируя способность ребенка к индивидуальному восприятию и отражению окружающего мира через осознание переживаемых чувств и ощущений, мы должны в процессе воспитания подвести его к осмыслению причинно-следственной связи между чувствами и поведением, личностным поведением и качеством общения. В психологии существует понятие эффективности общения, и мерой этой эффективности является взаимопонимание друг друга, умение понимать переживаемые чувства и отвечать такой формой поведения, которая наиболее понятна, созвучна этим чувствам.        В психологии общения выделяют следующие психологические механизмы, которые лежат в основе восприятия другого человека в процессе взаимодействия:

– познание и понимание партнера путем идентификации (уподобления), эмпатии;

– познание самого себя (рефлексия);

– прогнозирование поведения партнера по взаимодействию.

Следующий выделенный нами компонент коммуникативной компетентности – это межличностная коммуникация – процесс обмена информацией между партнерами с помощью вербальных и невербальных средств.   И третий компонент – интеракция – процесс обмена между участниками взаимодействия не только информацией, но и действиями, т.е. определенная форма организации совместной деятельности.   Интерактивная сторона взаимодействия проявляется в действиях, которые предпринимают индивиды в отношении друг друга, а также в том, как партнеры соотносят свои цели и организуют их достижение, т.е. как достигается взаимность между участниками взаимодействия.  Выделяют следующие механизмы формирования межличностного пространства (скрепления партнеров в диодную связь):

– взаимопонимание;

– координация (совместимость в действиях, согласованность в операциях);

– согласование (согласие в целях, мыслях, намерениях).   Учитывая выше раскрытые психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности и специфику младшего школьного возраста коллективом ученых под руководством О.В. Дыбиной, И.В. Груздовой, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной было выделено содержание коммуникативной компетентности, т.е. те умения, которые составляют коммуникативную компетентность ребенка младшего школьного возраста и рассматриваются в рамках нашего исследования в качестве предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий:     1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую  информацию в общении.

3. Умение выслушать другого  человека, с уважением относиться  к его мнению, интересам.

4. Умение вести диалог  с взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать  свое мнение.

6. Умение соотносить свои  желания, стремления с интересами  других людей.

7. Умение принимать участие  в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8. Умение уважительно  относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и  оказывать помощь.

10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. 

Таким образом, накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого коммуникативного опыта способствует раскрытию возрастного потенциала младшего школьника, успешному обучению в школе и овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников.          

В третьем параграфе нашей  работы мы рассмотрим последовательно  особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, соответствующие трем основным аспектам коммуникативной деятельности:

- коммуникации как взаимодействия;

- коммуникации как условия рефлексии и интериоризации;

- коммуникации как сотрудничества (таблица 1).

1. Коммуникация как взаимодействие: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, либо партнера по деятельности. 
Рассматривая коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи, определим понятие “коммуникативная задача”. Как и всякая задача, коммуникативная задача представляет собой психологическое образование, в структуру которого входят цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. Психологическое содержание коммуникативной задачи аналогично предметному содержанию той речевой деятельности, через которую она реализуется субъектом в процессе общения. 

Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного  к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции  в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно  бессознательно приписывать свою точку  зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Детский  эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает  отпечаток на всю картину мира ребенка, придавая ей черты характерных искажений. В общении эгоцентрическая позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.  В 6—7летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей. В этой связи следует особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребенка априори более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнер. Однако преодоление эгоцентризма не происходит одномоментно: этот процесс имеет долговременный характер и свои сроки применительно к разным предметно-содержательным сферам. От поступающих в школу детей правомерно ожидать, что децентрация затронет, по крайней мере, две сферы: понимание пространственных отношений (например, ребенок ориентируется в отношениях правое/левое применительно не только к себе, но и к другим людям), а также некоторые аспекты межличностных отношений (например, относительность понятия «брат») (В.В.Давыдов, А.К.Маркова).    Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения. 

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий