Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………
Младший школьный возраст
является благоприятным для формирования
коммуникативного компонента УУД.
На начальном этапе обучения индивидуальные
успехи ребёнка впервые приобретают социальный
смысл, поэтому в качестве одной из основных
задач начального образования является
создание оптимальных условий для формирования
компетенций, мотивации достижения, инициативы,
самостоятельности учащегося [http://www.twirpx.com/file/
Среди исследований, посвященных
специфике коммуникативных
В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье. К коммуникативным действиям относятся: 1. Инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество.
2. Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 3. Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы;- строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; -слушать собеседника; 4. Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Основные подходы к формированию коммуникативных УУД у младших школьников: – подход к определению сущности и выделению структуры коммуникативных универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др.
- концептуальный подход М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности;
– подход к выделению
содержания ключевых компетентностей
младших школьников, представленный в
работах О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, И.В.
Груздовой, А.Ю. Кузиной и др. В настоящее
время суть социального запроса к системе
образования заключается в воспитании
человека, способного вступать в диалог,
понимать и присваивать разные позиции
и ценности, обнаруживая собственную уникальность
и идентичность, не противопоставляя себя
другим. Поэтому в целевом компоненте
образования актуально выделение задач,
решение которых обеспечивает развитие
коммуникативных способностей. В содержании
начального общего среднего образования
такие задачи связаны с формированием
коммуникативных универсальных учебных
действий.
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и
– социальная перцепция,
– межличностная коммуникация,
– интеракция.
Социальная перцепция – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умении понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению. Умение «считывать» эмоциональные переживания и реакции другого человека играет ведущую роль в формировании эмоционально-смысловой основы взаимодействия. Сохраняя и тренируя способность ребенка к индивидуальному восприятию и отражению окружающего мира через осознание переживаемых чувств и ощущений, мы должны в процессе воспитания подвести его к осмыслению причинно-следственной связи между чувствами и поведением, личностным поведением и качеством общения. В психологии существует понятие эффективности общения, и мерой этой эффективности является взаимопонимание друг друга, умение понимать переживаемые чувства и отвечать такой формой поведения, которая наиболее понятна, созвучна этим чувствам. В психологии общения выделяют следующие психологические механизмы, которые лежат в основе восприятия другого человека в процессе взаимодействия:
– познание и понимание партнера путем идентификации (уподобления), эмпатии;
– познание самого себя (рефлексия);
– прогнозирование поведения партнера по взаимодействию.
Следующий выделенный нами
компонент коммуникативной
– взаимопонимание;
– координация (совместимость в действиях, согласованность в операциях);
– согласование (согласие в целях, мыслях, намерениях). Учитывая выше раскрытые психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности и специфику младшего школьного возраста коллективом ученых под руководством О.В. Дыбиной, И.В. Груздовой, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной было выделено содержание коммуникативной компетентности, т.е. те умения, которые составляют коммуникативную компетентность ребенка младшего школьного возраста и рассматриваются в рамках нашего исследования в качестве предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий: 1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
4. Умение вести диалог с взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
6. Умение соотносить свои
желания, стремления с
7. Умение принимать участие
в коллективных делах (
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
9. Умение принимать и оказывать помощь.
10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Таким образом, накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого коммуникативного опыта способствует раскрытию возрастного потенциала младшего школьника, успешному обучению в школе и овладению коммуникативными универсальными учебными действиями.
1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
В третьем параграфе нашей работы мы рассмотрим последовательно особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, соответствующие трем основным аспектам коммуникативной деятельности:
- коммуникации как
- коммуникации как условия рефлексии и
- коммуникации как
1. Коммуникация как взаимодействие:
коммуникативные действия, направленные
на учет позиции собеседника, либо партнера
по деятельности.
Рассматривая коммуникативное развитие
с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные
речевые задачи, определим
понятие “коммуникативная задача”. Как
и всякая задача, коммуникативная задача
представляет собой психологическое образование,
в структуру которого входят цель, предмет,
условия, средства и способ решения, продукт
и результат. Психологическое содержание
коммуникативной задачи аналогично предметному
содержанию той речевой деятельности,
через которую она реализуется субъектом
в процессе общения.
Важной вехой в развитии
детей при переходе от дошкольного
к младшему школьному возрасту является
преодоление эгоцентрической