Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………
2. Коммуникация как условие интериоризации и рефлексии.
Вторую большую группу коммуникативных УУД образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
На протяжении младшего школьного
возраста дети активно включаются в
общие занятия. В этом возрасте интерес
к сверстнику становится очень высоким.
Хотя учебная деятельность по своему
характеру (при традиционном обучении)
остается преимущественно
Таблица 1.
ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
|
2. Коммуникация
как условие интериоризации. |
|
Понимание возможности различных
позиций и точек зрения на какой-либо
предмет или вопрос; |
Диалог в общении, |
Умение договариваться, находить
общее решение, |
Рецептивные виды речевой деятельности
предполагают понимание задачи, поставленной
партнером общения, и дальнейшую вербальную
или невербальную реакцию на нее. Продуктивные
виды речевой деятельности предполагают
и решение субъектом той или иной задачи
для партнера общения. Все особенности
психологического содержания коммуникативная
задачи в продуктивных видах речевой деятельности
объективируются в продукте ее решения
- говорении и письме.
Хотя номенклатура коммуникативных задач чрезвычайно велика, их можно объединить в большие группы по критерию степени коммуникативности (обязательности наличия и непосредственного присутствия партнера общения, его реакции, степень ориентации на реципиента). Выделены четыре группы задач: описание, объяснение, доказательство и убеждение.
Для младших школьников наиболее привычным и доступным является решение коммуникативной задачи описания. Однако, несмотря на кажущуюся простоту описания и привычности ребенка к нему, у младших школьников возникают затруднения при решении этой задачи, которые приводят к несформированности текста описания, выражающейся, в частности, в том, что ребенок передает в тексте меньше информации, чем фактически замечает, пропускает детали, кажущиеся очевидными. Еще большую сложность для младших школьников представляют задачи объяснения и тем более доказательства. Объяснения характеризуются большим количеством логических ошибок, строятся индуктивным способом и носят эгоцентрический характер.
Особые трудности младшие
школьники испытывают при построении
причинных объяснений, хотя им уже
доступны показ, ссылка на наглядную
очевидность, авторитет, аналогию, заученное
и усвоенное в школе
3. Коммуникация как кооперация (сотрудничество). Третью группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
Зарождаясь в дошкольном
детстве, способность к согласованию
усилий интенсивно развивается на протяжении
всего периода обучения ребенка
в школе. Вначале речь идет только
об общей готовности ребенка
Выводы по первой
главе. В первой главе нами были
рассмотрены теоретические основы формирования
коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников. Определяя
термин «коммуникации» и «универсальные
учебные действия», мы опирались на работы
авторов И. Н. Агафонова, А. Г. Асмолова,
О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, И.В. Груздовой,
А.Ю. Кузиной и др. Данные ученые считают,
что младший школьный возраст представляет
собой один из наиболее важных и ответственных
периодов в жизни ребёнка, в процессе его
развития, так как именно в этот период
закладываются основы развития как его
учебной, так и трудовой деятельности,
происходит изменение всех психических
процессов, которые в свою очередь, коренным
образом изменяют личность ребёнка. Данное
положение нашло отражение в ФГОС начального
общего образования, определяющим ценностные
ориентиры содержания образования на
ступени начального общего образования,
среди которых формирование коммуникативных
универсальных учебных действий. Коммуникативные
действия обеспечивают социальную компетентность
и учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности; умение слушать
и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская и др.). В сфере коммуникативных
универсальных учебных действий дети
приобретут умения учитывать позицию
собеседника (партнера), организовывать
и осуществлять сотрудничество и кооперацию
с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи. Коммуникативные
действия имеют большое значение в поведении
человека. Они позволяют не допустить
ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать
эмоциональное состояние, отношения с
социумом. В самом общем виде коммуникативные
действия могут быть представлены как
понимание отношений «я» – «общество»,
умение выбрать правильные социальные
ориентиры и организовать свою деятельность
в соответствии с этими ориентирами. Младший
школьный возраст является сензитивным
периодом для фундаментального развития
личности человека и овладения коммуникативными
действиями, однако предпосылки должны
закладываться еще в дошкольном возрасте. В
теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт)
было показано, что автономия ребенка
и его познавательное развитие в значительной
степени предопределены типом его привязанности,
особенностями его взаимоотношений и
сотрудничества с близким взрослым. Можно
утверждать, что содержание и способы
общения и коммуникации обусловливают
развитие способности ребенка к регуляции
поведения и деятельности, познанию мира,
определяют образ «Я» как систему представлений
о себе, отношений к себе. Именно поэтому
особое внимание в концепции развития
универсальных учебных действий уделяется
становлению коммуникативных универсальных
учебных действий. Ребенок начинает
общаться и говорить с самого раннего
возраста. К моменту поступления в школу
он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных
и речевых компетенций. В психологии и
педагогике развитию речи и общения в
дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. 2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась на базе муниципального
образовательного учреждения «Гимназия
№14» Краснооктябрьского района г. Волгограда.
В соответствии с целями и задачами
была разработана и проведена
диагностика уровня сформированности
коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников,
которая включала в себя три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный,
каждый из которых отражал изменения
в компонентах авторской
На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 «В» класса.
1. Для исследования исходного
уровня развития
Данная методика проводится
с целью диагностики
Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика потребности в общении.
Описание методики: школьники получили опросные листы с 15 утверждениями (приложение 4), ответ «да» на вопросы № 1, 2, 4, 6, 13, 15 и «нет» на вопросы № 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 – оцениваются в 1 балл. Остальные варианты ответов не учитываются.
Возраст: младшие школьники (9-10 лет)
Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.
Метод оценивания: анализ результата.
Показатели уровня выполнения задания:
Критерии оценивания:
При обработке результатов опросного листа на начальном этапе были получены следующие результаты:
Высокий уровень (11-15 баллов): 18 %
Средний уровень (6-10 баллов): 54%
Низкий уровень (0-5 баллов): 28 %
Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис.1. Результаты заполнения опросных листов на начальном этапе
Из диаграммы видно: полученные данные показывают, что у учащихся 4 «В» класса высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий составил 18%, средний уровень сформированности коммуникативных универсальных действий составил 54%, ниже среднего составил 28%.
Целью данного исследования является диагностика внутреннего психологического состояния в классе.
Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика психологической атмосферы в группе.
Описание методики: школьники получили тестовые листы с 10 парными противоположными утверждениями (приложение 5). Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. В таблице утверждений представлена градация от 1 (положительная атмосфера) до 8 (отрицательная атмосфера). Итоговый показатель у каждого ученика может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная оценка)
Показатели уровня выполнения задания:
Критерии оценивания: