Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 194.46 Кб (Скачать файл)

2.  Коммуникация как условие интериоризации и рефлексии. 

Вторую большую группу коммуникативных УУД образуют коммуникативно-речевые  действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления  рефлексии.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. 

На протяжении младшего школьного  возраста дети активно включаются в  общие занятия. В этом возрасте интерес  к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее,  вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает  настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков  конструктивного общения, приобретенных  в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного  развития подростка.         Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят:      1. Распределение начальных действий и операций.     2. Обмен способами действия для получения продукта совместной работы.            3. Взаимопонимание.          4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.       5. Планирование общих способов работы.      6. Рефлексия.  

 
Таблица 1.

 

 

ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
1. Коммуникация как  
взаимодействие (интеракция). 
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). 
Децентрация в  
межличностных отношениях,

 

2. Коммуникация  как условие интериоризации. 
Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания,

 
 3. Коммуникация как  
кооперация (сотрудничества). 
Коммуникативные действия, направленные сотрудничество, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности,

Понимание возможности различных  позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;  
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, 
уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,  
учет разных мнений и умение обосновать собственное,  
умение описывать, объяснять, доказывать убеждать.

Диалог в общении, 
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, 
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;  
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Умение договариваться, находить общее решение,  
ставить цели и планировать ее достижение, распределять функции в группе, 
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;  
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,  
умение разрешать конфликты, 
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


 
 Рецептивные виды речевой деятельности предполагают понимание задачи, поставленной партнером общения, и дальнейшую вербальную или невербальную реакцию на нее. Продуктивные виды речевой деятельности предполагают и решение субъектом той или иной задачи для партнера общения. Все особенности психологического содержания коммуникативная задачи в продуктивных видах речевой деятельности объективируются в продукте ее решения - говорении и письме.

Хотя номенклатура коммуникативных  задач чрезвычайно велика, их можно  объединить в большие группы по критерию степени коммуникативности (обязательности наличия и непосредственного  присутствия партнера общения, его  реакции, степень ориентации на реципиента). Выделены четыре группы задач: описание, объяснение, доказательство и убеждение. 

Для младших школьников наиболее привычным и доступным является решение коммуникативной задачи описания. Однако, несмотря на кажущуюся простоту описания и привычности ребенка к нему, у младших школьников возникают затруднения при решении этой задачи, которые приводят к несформированности текста описания, выражающейся, в частности, в том, что ребенок передает в тексте меньше информации, чем фактически замечает, пропускает детали, кажущиеся очевидными. Еще большую сложность для младших школьников представляют задачи объяснения и тем более доказательства. Объяснения характеризуются большим количеством логических ошибок, строятся индуктивным способом и носят эгоцентрический характер.

Особые трудности младшие  школьники испытывают при построении причинных объяснений, хотя им уже  доступны показ, ссылка на наглядную  очевидность, авторитет, аналогию, заученное  и усвоенное в школе доказательство, а также доказательство через  пример. Доказательность зачастую поменяется использованием каузальных слов и выражений. Разница между описанием и объяснением, а также доказательством и убеждением еще не осознается.

3.  Коммуникация как кооперация (сотрудничество). Третью группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка  в школе. Вначале речь идет только об общей готовности ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того чтобы просто наставать на своем, навязывая свое мнение или решение либо покорно, но без внутреннего согласия, подчиняясь авторитету партнера. Такая готовность является необходимым (хотя и недостаточным) условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов (И.А. Зимняя).

 

 

 

 

Выводы по первой главе.          В первой  главе  нами были рассмотрены теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Определяя термин «коммуникации» и «универсальные учебные действия», мы опирались на работы авторов И. Н. Агафонова, А. Г. Асмолова, О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, И.В. Груздовой, А.Ю. Кузиной и др. Данные ученые считают, что младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития, так как именно в этот период закладываются основы развития как его учебной, так и трудовой деятельности, происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка. Данное положение нашло отражение в ФГОС начального общего образования, определяющим ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования, среди которых формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.).       В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.      Коммуникативные действия имеют большое значение в поведении человека. Они позволяют не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом. В самом общем виде коммуникативные действия могут быть представлены как понимание отношений «я» – «общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для фундаментального развития личности человека и овладения коммуникативными действиями, однако предпосылки должны закладываться еще в дошкольном возрасте.         В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым.   Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

 

 

 

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.            2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.        

Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения «Гимназия  №14» Краснооктябрьского района г. Волгограда. В соответствии с целями и задачами была разработана и проведена  диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных  учебных действий у младших школьников, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, каждый из которых отражал изменения  в компонентах авторской системы  и предполагал анализ их содержания. Реализация программы эксперимента предусматривала позитивные изменения  ведущих характеристик коммуникативных  универсальных учебных действий, что способствовало не только повышению  уровня сформированности данного действия, но и осознанности его применения в общении.            Для проверки уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий использовались следующие методики: методика – опросник (автор Е.И. Рогов), методика «Совместная сортировка» (Бурменская), тестирование (по методике Н. Тутушкиной).

На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 4 «В» класса.

1. Для исследования исходного  уровня развития коммуникативных  универсальных учебных действий  нами был применен опросник, предназначенный  для оценки потребности в общении  (автор Е.И. Рогов).

Данная методика проводится с целью диагностики общительности  младших школьников.

Оцениваемые универсальные  учебные действия: самодиагностика потребности в общении.

Описание методики: школьники получили опросные листы с 15 утверждениями (приложение 4), ответ «да» на вопросы № 1, 2, 4, 6, 13, 15 и «нет» на вопросы № 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 – оцениваются в 1 балл. Остальные варианты ответов не учитываются.

Возраст: младшие школьники (9-10 лет)

Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.

Метод оценивания: анализ результата.

Показатели уровня выполнения задания:

    1. низкий уровень – 0-5 баллов;
    2. средний уровень – 6-10 баллов;
    3. высокий уровень – 11-15 баллов.

Критерии оценивания:

  1. Продуктивность самостоятельной работы;
  2. Умение оценивать свои качества;
  3. Умение выбирать наиболее подходящий вариант для себя из предложенных;
  4. Эмоциональное отношение к перспективе общения: позитивное (общение с удовольствием, интересом), нейтральное (общение  в силу необходимости) или отрицательное (нежелание общаться со сверстниками).

При обработке результатов  опросного листа на начальном  этапе были получены следующие результаты:

Высокий уровень (11-15 баллов): 18 %

Средний уровень  (6-10 баллов): 54%

Низкий уровень (0-5 баллов): 28 %

Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рис.1. Результаты заполнения опросных листов на начальном этапе

 

Из диаграммы видно: полученные данные показывают, что у учащихся 4 «В» класса высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий составил 18%, средний уровень сформированности коммуникативных универсальных действий составил 54%, ниже среднего составил 28%.

  1. Также нами было проведено тестирование по определению психологической атмосферы в классе (по методике Н. Тутушкиной).

Целью данного исследования является диагностика внутреннего  психологического состояния в классе.

Оцениваемые универсальные  учебные действия: самодиагностика психологической атмосферы в группе.

Описание методики: школьники получили тестовые листы с 10 парными противоположными утверждениями (приложение 5). Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. В таблице утверждений представлена градация от 1 (положительная атмосфера) до 8 (отрицательная атмосфера). Итоговый показатель у каждого ученика может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная оценка)

Показатели уровня выполнения задания:

  1. низкий уровень – 10-30 баллов;
  2. средний уровень – 31-50 баллов;
  3. высокий уровень – 51-80 баллов.

Критерии оценивания:

    1. Продуктивность самостоятельной работы;
    2. Умение оценивать ситуацию в классе;
    3. Эмоциональное отношение к перспективе взглянуть на свой класс со стороны.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий