Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

 

a) расширять  и улучшать системы комплексного  ухода за детьми в раннем  возрасте и их обучения, как  для девочек, так и для мальчиков,  причем особенно это касается наиболее уязвимых и обездоленных детей;

 

b) сократить  на 50 процентов число детей младшего  школьного возраста, не посещающих  школу, и увеличить чистый показатель  набора детей в начальную школу  или их обучения в системе  альтернативного качественного  начального образования по меньшей мере до 90 процентов к 2010 году;

 

с) ликвидировать  к 2005 году неравенство между девочками  и мальчиками в получении начального и среднего образования; и достичь  гендерного равенства в сфере  образования к 2015 году с уделением  особого внимания обеспечению того, чтобы девочки имели полноценный и равный доступ к базовому образованию высокого качества и возможность получить такое образование;

 

d) улучшить все  аспекты качества образования,  с тем чтобы дети и молодые  люди достигали признанного и поддающегося измерению уровня обучения, особенно счету, грамоте и основным жизненным навыкам;

 

е) обеспечить, чтобы потребности всех молодых  людей в образовании удовлетворялись  с помощью обеспечения доступа  к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков;

 

f) добиться к  2015 году повышения на 50 процентов  уровня грамотности среди взрослых, особенно женщин.

 

40. Для достижения  этих целей и задач мы будем  осуществлять следующие стратегии  и меры:

 

1. Разрабатывать  и осуществлять специальные стратегии для обеспечения того, чтобы школа стала легкодоступной для всех детей и подростков и чтобы базовое образование было доступным с точки зрения его стоимости для всех семей.

 

2. Содействовать  осуществлению новаторских программ, которые побуждали бы школы и общины более активно выявлять детей, бросивших или не посещающих школу и не обучающихся, особенно девочек и работающих детей, детей с особыми потребностями и детей-инвалидов, и оказывать им помощь в поступлении в школу, ее посещении и успешном завершении обучения при участии правительств, а также семей, общественности и неправительственных организаций в качестве партнеров в процессе образования. Следует принять особые меры для предупреждения и сокращения числа случаев прекращения учебы из-за необходимости идти работать.

 

3. Устранить  разрыв между формальным и  неформальным образованием с  учетом необходимости обеспечения  образования хорошего качества, включая компетенцию преподавателей, и признавая, что неформальное  образование и альтернативные подходы позволяют приобрести полезный опыт. Кроме того, развивать взаимодополняемость между этими двумя системами обучения.

 

4. Обеспечивать, чтобы все основные учебные  программы были доступными, открытыми  и учитывали потребности детей  с особыми потребностями в плане обучения и детей с различными формами инвалидности.

 

5. Обеспечивать, чтобы дети  коренных народов и дети, принадлежащие  к меньшинствам, имели доступ  к качественному образованию  на той же основе, что и другие  дети. Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы это образование обеспечивалось с уважением к их наследию. Необходимо также прилагать усилия к созданию возможностей для обучения таким образом, чтобы дети коренных народов и дети, принадлежащие к меньшинствам, могли глубже осознать и сохранять свою культурную самобытность, включая такие важные аспекты, как язык и духовные ценности.

 

6. Разрабатывать и осуществлять  специальные стратегии, направленные  на повышение качества образования  и удовлетворение потребностей  всех детей в обучении.

 

7. Создавать  совместно с детьми удобные  для них условия обучения, в  которых они чувствовали бы  себя в безопасности, были защищены  от жестокого обращения, насилия  и дискриминации, а также были  здоровыми и поощрялись к приобретению  знаний. Обеспечивать, чтобы учебные программы и материалы в полной мере отражали поощрение и защиту прав человека и такие ценности, как мир, терпимость и равенство мужчин и женщин, и использовали любую возможность, открывающуюся в связи с проведением Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 годы).

 

8. Укреплять  системы ухода за детьми в  раннем возрасте и их обучения  посредством организации услуг  и разработки и поддержки программ, предназначенных для семей, законных  опекунов, лиц, взявших на себя заботу о детях, и общин.

 

9. Предоставлять  подросткам возможности получения  образования и профессиональной  подготовки, с тем чтобы они  могли обеспечивать себя устойчивыми  средствами к существованию.

 

10. Разрабатывать,  когда это необходимо, и осуществлять программы, позволяющие беременным и матерям подросткового возраста продолжать и завершить свое образование.

 

11. Настоятельно  призывать к дальнейшей разработке  и осуществлению программ для  детей, включая подростков, особенно  в школах, по предотвращению и прекращению курения и употребления алкоголя; выявлять, противодействовать и предупреждать торговлю наркотическими средствами, психотропными веществами и их употребление, кроме как в медицинских целях, в частности, посредством содействия проведению в средствах массовой информации кампаний по распространению информации об их пагубных последствиях и об опасности наркомании, и принятия необходимых мер для устранения коренных причин этого явления.

 

12. Поощрять  новаторские программы, предусматривающие стимулы для малообеспеченных семей с детьми школьного возраста с целью увеличить число девочек и мальчиков, посещающих школу, и обеспечить, чтобы они не вынуждены были работать в ущерб их учебе в школе.

 

13. Разрабатывать  и осуществлять программы, которые конкретно направлены на ликвидацию неравенства девочек и мальчиков при зачислении в школу, а также гендерных предрассудков и стереотипов в системах образования, учебных программах и материалах, независимо от того, проистекают ли они из каких-либо дискриминационных видов практики, социальных или культурных взглядов или правовых и экономических обстоятельств.

 

14. Повышать  статус, моральный дух, уровень  подготовки и профессионализма  учителей, включая воспитателей  детей младшего возраста, обеспечивая  им соответствующее вознаграждение за их труд, а также возможности и стимулы для повышения их квалификации.

 

15. Разрабатывать  гибкие, открытые для широкого  участия населения и обеспечивающие  подотчетность системы руководства  и управления учебными заведениями  на школьном, общинном и национальном уровнях.

 

16. Удовлетворять  особые потребности в получении  знаний детей, пострадавших от  кризисов, посредством обеспечения  того, чтобы обучение проводилось  в ходе и после кризисов, и  осуществлять учебные программы  по формированию культуры мира таким образом, чтобы это способствовало предотвращению насилия и конфликтов и содействовало реабилитации пострадавших.

 

17. Обеспечивать  доступные условия и возможности  для отдыха и спорта в школах  и общинах.

 

18. Осваивать  стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии в поддержку образования по доступной цене, в том числе открытого и заочного образования, уменьшая при этом несправедливость в доступности и качестве образования.

 

19. Разрабатывать  стратегии, направленные на уменьшение воздействия ВИЧ/СПИД на системы образования и школы, учащихся и процесс обучения.

 

Мы настоятельно призываем частный сектор оценивать  воздействие его политики и практики на детей, а также обеспечивать, чтобы  все дети, особенно наиболее нуждающиеся, пользовались результатами исследований и разработок в областях науки, медицинской технологии, здравоохранения, повышения питательности пищевых продуктов, охраны окружающей среды, образования и средств массовой коммуникации.

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА.

Введение

Национальная  доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий  приоритет образования в государственной  политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной  политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы  образования на период до 2005 года.

 

Стратегические  цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение  высокого качества жизни народа и  национальной безопасности;

укрепление  демократического правового государства и развитие гражданского общества;

кадровое обеспечение  динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое  хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования  законодательства в области образования  и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных  актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства  принять на себя вместе с общественностью  ответственность за настоящее и  будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Основные  цели и задачи образования

Система образования  призвана обеспечить:

историческую  преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание  патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных  к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование  культуры мира и межличностных отношений;

разностороннее  и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

формирование  у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

формирование  у детей, молодежи, других категорий  граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам  поведения на рынке труда;

организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

непрерывность образования в течение всей жизни  человека;

многообразие  типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

преемственность уровней и ступеней образования;

создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

академическую мобильность обучающихся;

развитие отечественных  традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

подготовку  высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

воспитание  здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

противодействие негативным социальным процессам;

экологическое воспитание, формирующее бережное отношение  населения к природе.

Основные  задачи государства в сфере образования

Образование является сферой ответственности и интересов  государства и его институтов.

Государство в  сфере образования призвано обеспечить:

реализацию  конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп  населения на получение бесплатного  образования высокого качества;

сохранение  и развитие единого образовательного пространства России;

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства