Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

участие органов  государственной власти в обеспечении  деятельности муниципальных образовательных  учреждений;

формирование  в общественном сознании отношения  к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

расширение  участия общества в управлении образованием;

участие профессиональных образовательных сообществ в  разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;

светский характер образования;

условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

всестороннюю  заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

условия для  получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;

ликвидацию  детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

воспитание  молодого поколения в духе высокой  нравственности и уважения к закону; создание социально-экономических  условий для приоритетного развития системы образования; открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;

нормативное финансирование образовательных учреждений; стимулирование негосударственных инвестиций в  систему образования, в том числе  путем предоставления установленных  законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

привлечение работодателей  и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и  организации профессионального  образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

доступ обучающихся  и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим  программам, технологиям, сетям и  базам данных, методической, учебной  и научной литературе;

предоставление  бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;

свободный выбор  направлений и форм образования  с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

высокую занятость  трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных  форм собственности;

законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;

повышение ответственности  работодателей за соблюдение трудового  законодательства, в первую очередь  в части полной и своевременной  оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;

гармонизацию  национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических  традиций их культур;

сохранение  языков и культур всех народов Российской Федерации;

развитие образования  и культуры коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

сохранение  и развитие значимости русского языка  как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;

качественное  образование в общеобразовательной  школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и  педагогов в сельской местности;

государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

создание правовых условий получения образования  как за счет бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;

создание правовых условий для предоставления образовательных  кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;

создание и  реализацию условий для получения  общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

развитие высших учебных заведений как центров  образования, культуры, науки и новых  технологий;

интеграцию  образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

развитие системы  профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию и выбору профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;

создание условий  для профессиональной подготовки и  переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных  граждан;

поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

активное включение  средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и  задач образования, установленных настоящей доктриной;

доведение доли образовательных программ в сетке  вещания государственных и муниципальных  средств массовой информации не менее  чем до 15%;

интеграцию  российской системы образования  в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций; активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

 

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество  образования

Государственная политика в области образования  обеспечивает: создание демократической  системы образования, гарантирующей  необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

индивидуализацию  образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных  учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности  личности;

конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам  Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

обязательное  и бесплатное основное общее образование;

общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

бесплатное  высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

бесплатное  послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

дополнительное  образование, для детей из малообеспеченных семей - на основе адресной финансовой поддержки;

общедоступное и бесплатное специальное образование  для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ 

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования  понимается достижение и подтверждение  им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим  документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в  Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации и нормами  международного права.

 

 

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в области  образования

 

1. Российская  Федерация провозглашает область  образования приоритетной.

2. Организационной  основой государственной политики  Российской Федерации в области  образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

3. Федеральная  программа развития образования  разрабатывается на конкурсной  основе. Конкурс объявляется Правительством  Российской Федерации.

4. Доклад Правительства  Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся,  воспитанников;

4) светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и  плюрализм в образовании;

6) демократический,  государственно - общественный характер  управления образованием. Автономность  образовательных учреждений.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации  в области образования

1. Законодательство  Российской Федерации в области  образования включает в себя  Конституцию Российской Федерации,  настоящий Федеральный закон,  принимаемые в соответствии с  ним другие законы и иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

2. Федеральные  законы в области образования,  включая настоящий Закон:

разграничивают  компетенцию и ответственность  в области образования федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

регулируют  в рамках установленной федеральной  компетенции вопросы отношений  в области образования, которые  должны решаться одинаково всеми  субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

вводят общие  установочные нормы по вопросам, которые  относятся к компетенции субъектов  Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

3. Субъекты Российской  Федерации в соответствии с  их статусом и компетенцией  могут принимать в области  образования законы и иные  нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации в области  образования не могут ограничивать права физических и юридических  лиц по сравнению с законодательством  Российской Федерации в области образования.

4. Физические  и юридические лица, нарушившие  законодательство Российской Федерации  в области образования, несут  ответственность в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Задачами законодательства Российской Федерации в области  образования являются:

1) разграничение  компетенции в области образования  между органами государственной  власти и органами управления  образованием различных уровней;

2) обеспечение  и защита конституционного права  граждан Российской Федерации  на образование;

3) создание правовых  гарантий для свободного функционирования  и развития системы образования  Российской Федерации;

4) определение  прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан  Российской Федерации в области  образования

1. Гражданам  Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства