Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в проведении теоретического исследования в области развития познавательной активности, умственного развития младших школьников на уроках математики при помощи использования исторического материала.
Объектом исследования является процесс умственного развития младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка)).docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

История науки в школе нужна для реализации важнейших целей обучения: формирования диалектико-материалистического мировоззрения, научного и теоретического мышления, эмоционально-мотивационной сферы и системы ценностей учащихся. Формирование указанных свойств личности служит одновременно и средством глубокого усвоения науки, развития и воспитания школьников.

Чтобы подготовить учителей к использованию познавательных заданий историко-математического характера, необходима организация специальных занятий. Они призваны помочь учителю углубить знания по истории математики и научить его работать с историческим материалом в начальной школе. Для этого используются занятия, цель которых:

- изучить математическую культуру  и ее развитие у различных  народов и наций, уделив особое  внимание Казахстану;

- раскрыть основные закономерности  развития математики;

- познакомить с жизнеописанием  и научной деятельностью ученых-математиков;

- определить содержание, объем  исторических сведений, используемых  в школьном курсе математике;

- обучить студентов основным  принципам отбора материала из  истории математики, который можно  использовать в школе на уроках  и во внеклассной работе;

- сформировать технологию использования  элементов истории математики  в процессе обучения.

Для примера покажем общий план подготовки к урокам, на которых есть возможность использовать исторический  материал для активации  познава –

тельной деятельности школьников:

- определить место исторического  материала при изучении темы;

- установить, с какими элементами  данной темы или группы тем  допустимо связать использование  исторического материала;

- определить место исторического  материала в уроке, возможность  использования его на протяжении  всего урока или фрагментарно;

- отобрать из известных средств  реализации те, которые могут  быть использованы наиболее результативно  на данном уроке;

- наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более  полно обсуждены данные вопросы.

Представим также формы включения историко-математического материала. К ним относятся:

На уроках:

- исторические отступления на  уроке (беседа 2-10 минут);

- сообщение исторических сведений, органически связанных с программным  материалом;

- специальные уроки по истории  математике.

На внеурочных занятиях:

- математические кружки;

- историко-математические вечера;

- стенная газета;

- внеклассное чтение;

- домашнее сочинение;

- составление альбомов;

- работа по сбору «народной  математики»;

- сообщение учителя или учащихся  на классном собрании;

- беседы, лекции, доклады учителя  или приглашенных научных работников.

Урок математики в наше время состоит из одних понятий, возможно поэтому многие дети не усваивают материал. Задача учителей начальных классов сделать современный урок математики интересным, упростить понятия и разнообразить его обыденность.

Можно ли это сделать с помощью исторических сведений на уроке математики? По нашему мнению да. Особенно важно, чтобы дети при знакомстве с историей  математики понимали; во-первых: история возникновения математических понятий поможет учащимся лучше понять и осмыслить их, во вторых, при знакомстве с историей развития математики дети начинают понимать, что математика не застывшая на века наука, достигшая своего апогея, она постоянно совершенствуется и, проникая во многие разделы других наук, значительно способствует их развитию. В третьих дополнительный исторический  материал в современных уроках математики пробудит у детей интерес к истории, так же расширит кругозор, повысит эрудицию, креативное мышление учащихся, другими словами повысит успешность по данному предмету.

Подготовка учителя к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал для развития познавательного интереса учащихся, должна строиться по следующему плану:

1)определение  места использования исторического  материала при изучении темы;

2)установление  связи исторического материала  с элементами данной темы;

3)определение  места использования исторического  материала в уроке;

4)выбор  наиболее результативных, эффективных  средств использования исторического  материала;

5)продумывание  возможностей дальнейшего использования  отобранного исторического материала  на уроках или внеклассной  работе.

Использование исторического материала в начальном курсе математики обосновывается следующими положениями:

  • Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся, включает их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Обзор жизни и деятельности великих математиков знакомит учащихся с самим понятием творчества, с творчеством в науке, заставляя ребенка коснуться многих решающих нравственных категорий, связанных с этим процессом.
  • С помощью исторических отступлений на уроке, педагог дает возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам законов, как бы вновь «открывая» их, помогает ученикам искать доказательства, побуждает в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками.
  • Тщательно продуманные и организованные учителем научные споры на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики, способствуют воспитанию у младших школьников терпимости к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное отношение к окружающим, т.е. толерантности. Эти научные споры развивают способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности к разрешению конфликтных ситуаций.
  • Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать одностороннему развитию математических способностей.

Таким образом, исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся. Это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях. И все это, в свою очередь, способствует развитию у младших школьников познавательного интереса к математике. Рассмотрев теоретические основы данной проблемы, мы попытались установить, каково ее состояние в практической деятельности учителя.

Одна из задач нашего исследования была направлена на выявление уровня развития у младших школьников познавательного интереса к математике. Проведя ряд диагностик, мы пришли к заключению, что у большинства учащихся преобладает эпизодический интерес к урокам математики, который характеризуется, прежде всего, неустойчивостью и ситуативностью. Что, в целом, отражается на результатах усвоения математического содержания.

Определив проблемы в развитии у младших школьников познавательного интереса к математике, мы попытались выявить причины их возникновения. Для решения данной задачи нами была изучена педагогическая деятельность учителя начальных классов. Используя методы наблюдения и анкетирования, мы выявили, что крайне редко на уроках математики используется исторический материал, который, по утверждению указанных нами ученых, является одним из средств развития у младших школьников познавательного интереса к математике. Все это послужило основой для проведения специальной работы, направленной на развитие у младших школьников познавательного интереса посредством исторического материала.

Таким образом, систематическое использование в школьном курсе математики элементов истории науки способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету, более глубокому и сознательному усвоению математики, формированию у школьников диалектико-материалистического мировоззрения. Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2-5 минут  урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Экспериментальное исследование по применению исторического материала на уроках математики во 2 классе как метода умственного развития школьников

 

2.1  Цели и задачи экспериментального исследования

 

Под педагогическим экспериментом в педагогике понимается метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения некоторых методов, средств обучения и воспитания школьников.

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер.   Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

Первый этап исследования предполагал изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, посвященной вопросу теории использования исторического материала в младших классах на уроках математики.

Также были определены объект, предмет и цель исследования, конкретизированы задачи, сформирована рабочая гипотеза.

Основываясь на теоретическом исследовании, мы посчитали нужным на практике провести эксперимент, цель, которого было экспериментально проверить влияние исторического материала на умственное развитие младших школьников.

Задачи исследования: выявить особенности применения  исторического материала, изучаемого на уроке математике в начальной школе, разработать фрагмент урока математики с использованием исторического материала, проверить на практике эффективность разработанных уроков и выявить динамику развития умений младших школьников.

Экспериментальная работа предусматривала три этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент (сентябрь 2014г.);

2 этап - формирующий эксперимент (октябрь 2014 г.- ноябрь 2014 г.);

3 этап – контрольный эксперимент (февраль2015 г.)

Наша исследовательская работа проводилась с 1 сентября  2014 года по 25 февраля 2015 года, на базе школы № 22 города Костанай. В качестве экспериментального класс был 2 «А», а контрольного 2 «Г». Количество учеников во 2 «А» классе – 19 учеников, в во 2 «Г» классе – 18.

Таблица 5.

Таблица списка учащихся 2 «А» класса

       

     Ф.И. ученика

 

 Год и дата рождения

 

1) Абилова Айзирек 

   

11.07.07

 

2) Серикова Айна

 

 13.03.07

 

3) Козлова Арина

 

 23.09.07

 

4) Курганбаев Анатолий

 

 24.10.07

 

5) Курганбаев Сергей 

 

 24.10.07

 

6) Кускова Елизавета 

 

 07.03.07

 

7) Лебедев Максим 

 

 08.10.07

 

8) Медаров Рустам 

 

 12.09.07

 

9) Муктаров Бекзат 

 

 06.12.06

 

10) Нам Юлия 

 

 26.10.07

 

11) Нусс Марина 

 

 17.11.06

 

12) Сапарова Роза 

 

 10.12.06

 

13) Талибов Сулейман 

 

 17.12.06

 

14) Хорошилов Борис 

 

 26.08.07

 

15) Шаповалов Роман

 

 31.08.07

 

16) Шестак Данил

 

 13.01.07

 

17) Шмырина Алиса 

 

 26.09.07

 

18) Янковая Марина 

 

 06.03.07

 

19) Ярошик Максим 

 

 04.04.07


          Таблица 6.

Таблица списка учащихся 2 «Г» класса

         

     Ф.И. ученика

            

Год и дата рождения

 

1) Барановский Глеб 

 

04.09.07

 

2) Гедин Егор 

 

13.05.07

 

3) Глущенко Евгений 

 

24.09.07

 

4) Горных Яна

 

09.03.07

 

5) Глазунов Степан 

 

15.11.06

 

6) Гумерова  Малика 

 

26.09.07

 

7) Захаров Захар 

 

18.06.07

 

8) Заяц Никита 

 

04.04.07

 

9) Исаев Амир 

 

23.04.07

 

10) Комышев Максим 

 

19.04.07

 

11) Кухаренко Елена 

 

18.11.07

 

12) Кушнарёва Елена 

 

01.07.07

 

13) Масыч Виктория 

 

17.02.07

 

14) Нартя Наталья 

 

19.05.07

 

15) Семериков Бронислав 

 

22.12.06

 

16) Умирбеков Ерасыл

 

15.07.07

 

17) Ценкин Артём 

 

16.02.07

 

18) Шаршенбекова Зарина 

 

21.08.07


         Учащимся были предложены задания:

1. Прочитать задание. Уметь выразить длину тела животных в метрах и сантиметрах. (Длина представлена в дециметрах). Знать, как в математике обозначается сантиметр, дециметр, метр.

Полученные результаты нами представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Таблица усвоения математических единиц измерения длины см, дм, м. - 1 срез

Информация о работе Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников