Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в проведении теоретического исследования в области развития познавательной активности, умственного развития младших школьников на уроках математики при помощи использования исторического материала.
Объектом исследования является процесс умственного развития младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка)).docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Класс

 

Количество учащихся, принявших участие контрольном срезе

Количество учащихся, выполнивших все задания «на отлично»

Количество учащихся, выполнивших все задания «на хорошо»

Количество учащихся, выполнивших все задания «на удовл.»

Количество учащихся, выполнивших все задания

«на неудовл.»

2 «А»

Э.К.

19

9

6

3

1

2«Г»

К.К.

18

8

5

4

1


         Процентное соотношение данных опроса следующее:

2 «А» класс

100% - количество учащихся, принявших  участие в опросе;

47,4% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

31,6% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;

15,8% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;

5,2% - количество учащихся, относящихся к группе риска

2 «Г» класс

100% - количество учащихся, принявших  участие в опросе;

44,4% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

27,8% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;

22,2% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;

5,6% - количество учащихся, относящихся к группе риска

Графически это представлено на рисунках 7 и 8:

Шолпан Еркиновна у нас правильно всё в диаграммах??? Данные…

Данные незнаю, Вы же за них отвечаете. Данные я взяла на основе процентов которые выше, вот и делала диаграммы

                                               

                                     Рисунок 7.

                     (2 «Г» класс, контрольный класс)

 

                                        

                                        Рисунок 8.

                  (2 «А» класс, экспериментальный класс)

 

Таким образом, мы видим, что уровень знаний, определяющих уровень усвоения математических единиц измерения длины в сантиметрах, дециметрах и метрах во 2 «А» классе явно выше, чем во 2 «Г» классе, но необходимо учитывать и то, что контрольный срез проводился в начале учебного года. Мы выделили и тех детей, которые находились в группе риска – во 2 «А» классе – Ярошик Максим. При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения возникают в: не умении измерить длину при помощи линейки, не умении записать чему равен 1 дм в см, чему равен 1 м в дм, чему равен 1 м в см. При этом отметим, что большинство учащихся владеют знанием об единицах измерения длины, но не могут их применять в практической деятельности.

Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента - это научить детей умению правильно объяснить какие существуют единицы измерения длины, при помощи каких предметов измеряется длина, и умению правильно записывать полученные данные.

Для проведения обучающего эксперимента нами были разработаны наглядные пособия, которые, на наш взгляд, должны были улучшить показатели усвоения единиц измерения длины, а точнее применять их в учебной практической деятельности.  Обучающий эксперимент проводился на примере решения задач по математике в одно действие и два действия на сложение, вычитание. Умножение и деление с использованием единиц измерения длины. Нами были разработаны показатели  работы над единицами измерения длины в процессе решения задач в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление в качестве которых были взяты следующие умения:

- решать задачи с единицами измерения длины в два действия на сложение;

- решать задачи с единицами измерения длины в два действия на вычитание;

- решать задачи с единицами измерения длины в два действия на умножение;

- решать задачи с единицами измерения длины в два действия на деление;

Были сформулированы следующие задачи:

- проверить надежность показателей измерения длины;

- определить начальный уровень  сформированности  данного навыка;

- проверить, повышается ли показатель  уровня умения решать задачи с единицами измерения длины в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление у школьников в результате применения системы обучения данному процессу по сравнению с начальным уровнем;

- выяснить, будет ли комплекс  выявленных нами условий способствовать, осознанному пониманию и умению измерить заданную длину и перевести ее в другие единицы измерения, умению последовательно решать задачи в два действия.

Вторым направлением констатирующего этапа эксперимента явилось умение решать задачи с единицами измерения длины в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление. С этой целью нами был проведен второй срез с учащимися начальных классов.

Полученные данные в результате проверки представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Таблица умения решать задачи с единицами измерения в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление - 2 срез  (контрольный класс).

Ф.И. учащегося

Умения

 

 

решать задачи с единицами измерения длины в два действия на сложение

решать задачи с единицами измерения длины в два действия на вычитание

решать задачи с единицами измерения длины в два действия на умножение

 

 

решать задачи с единицами измерения длины в два действия на деление

1.Барановский Глеб 

+

     +

+

-

2.Гедин Егор

+

+

+

-

3.Глущенко Евгений

+

+

+

+

4.Горных Яна

-

-

-

-

5.Глазунов Степан

+

+

-

-

6.Гумерова  Малика 

+

+

+

+

7.Захаров Захар

+

+

+

+

8.Заяц Никита

+

+

+

+

9.Исаев Амир

+

+

-

-

10.Комышев Максим

+

+

+

-

11.Кухаренко Елена

+

+

+

-

12.Кушнарёва Елена

+

+

+

+

13.Масыч Виктория

+

+

-

-

14.Нартя Наталья

+

+

+

+

15.Семериков Бронислав

+

+

+

      -

16.Умирбеков Ерасыл

+

+

-

      -

17.Ценкин Артём

+

+

+

+

18.Шаршенбекова Зарина

+

+

+

      +


 

Анализ результатов свидетельствует о том, что у преобладающего большинства учащихся знания, умения и навыки развиты слабо, те. учащиеся в большинстве своём могли в точности сформулировать понятия, дать им точное определение, но применять в практической деятельности не смогли или использовали на бессознательном уровне,  т.е. в этом случае нарушались такие дидактические принципы как сознательность, научность, связь теории с практикой. Осмысление полученных экспериментальных данных позволяет сделать следующие выводы: если не ставить целью образовательного процесса умение последовательно решать задачи с единицами измерения длины, то оно будет развиваться спонтанно и в недостаточной степени.

В ходе обучающего эксперимента мы активно использовали  наглядные средства обучения. Однако перед этим мы должны выбрать определенные показатели, которые бы адекватно и объективно отражали этапы развития. Мы выделили три уровня: низкий, средний и высокий, отличающиеся поэтапным продвижением обучаемого от низкого уровня к среднему, а от него к высокому. При этом под «уровнем» в науке понимают соотношение «высших» и «низших» ступеней развития объектов или процессов. Сводная таблица системы показателей, их критериев и способов выявления предоставлена в таблице 9.

Таблица 9.

Сводная таблица системы показателей и критериев

        Показатели

     Критерии их выявления

1.Знание единиц измерения длины.

1.Знают какие существуют единицы измерение длины.

2.Умение находить их в тексте задачи.

2.Могут записать их при решении задачи в два действия.

3.Переводить одну единицу измерения длины в другую.

3.Могут перевести одну единицу измерения в другую и записать. (если это указано в задаче).

4.Поэтапно решать задачи с единицами измерения длины на сложение, вычитание, умножение и деление.

4.Могут правильно определить какое действие решается первым, а какое – вторым.


На основании изложенного дадим общую характеристику каждому из выявленных нами уровней  (таблица 10).

Таблица 10.

Таблица характеристики уровней умения решать задачи с единицами измерения длины в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление

           Уровень

Показатели и критерии их выявления

        Низкий

Не умеют решать задачи с единицами измерения длины на сложение, вычитание, умножение и деление.

       Средний

Умеют решать задачи с единицами измерения длины на сложение и вычитание, но не могут решать на умножение и деление.

       Высокий

Умеют решать задачи с единицами измерения длины на сложение, вычитание, деление, умножение.


 

Таким образом, нами выделено три уровня умения решать задачи с единицами измерения длины в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление: низкий, средний и высокий, отличающийся поэтапным продвижением от уровня к уровню.

В качестве показателей, характеризующих эти уровни, взяты: знание единиц измерения длины; нахождение их в тексте задачи; умение правильно решать задачи в два действия; умение выделять и применять в практической деятельности все опознавательные признаки каждого понятия.

Задачи проведения обучающего эксперимента:

1. Разработать систему заданий по математике для учащихся экспериментального класса, максимально используя исторический материал.

2. Активизировать  познавательную и мыслительную  активность школьников в процессе  изучения математики путём применения исторического материала на уроках.

 

 

2.2 Реализация   вот этот вопрос надо продумать

 

Задачей констатирующего этапа исследования было выявить исходный уровень умственного развития младших школьников.

На данном этапе исследования мы использовали методику определения уровня умственного развития для младших школьников 

Методика ГИТ (7 субтестов) (7—8 лет). Тест предназначен для группового обследования умственного развития детей 7-8 лет (учащихся вторых классов) и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр.

Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке школьников осуществлены кандидатами психологических наук М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изменения, с тем чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.

Тест был исследован на надежность, валидность и хорошо зарекомендовал себя на практике.

Тест содержит 7 субтестов:

1 — исполнение инструкций,

2 — арифметические  задачи,

3 — дополнение предложений,

4 — определение сходства  и различия понятий,

5 — числовые ряды, установление аналогий,

7 — символы.

В тестовых тетрадях субтесты названы тестами.

Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

а)  контроль за эффективностью школьного обучения;

б)  выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;

в)  определение причин школьной неуспеваемости;

г)  сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;

д)  сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;

е)  отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Правила тестирования.

  1. Экспериментатор должен говорить громко, отчетливо и медленно, решительным тоном. Инструкции необходимо произносить точно, лучше их зачитывать или заранее выучить наизусть.
  2. Во время зачитывания инструкций все должны положить карандаши, никто не должен работать.
  3. Время для решения каждого субтеста регистрируется по секундомеру.
  4. Желательно, чтобы тестирование проводили два экспериментатора, разделив между собой выполнение функций.
  5. Помещение для тестирования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.

Время решения отдельных субтестов:

  1. Исполнение инструкции — 4 мин.
  2. Арифметические задачи — 6 мин.
  3. Дополнение предложений — 5 мин.
  4. Определение сходства и различия понятий — 1,5 мин.
  5. Числовые ряды — 4 мин.
  6. Установление аналогий — 3 мин.
  1. Символы — 4 мин.

Итого: 27,5 мин.

Подготовка к проведению тестирования

Сначала экспериментатор объясняет испытуемым, чего он от них ждет. Он обращается к учащимся с такими словами: «Вы будете решать задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Вероятно, нам не удастся решить в установленное время все задания. Но если вы будете стараться работать быстро и правильно, то ваши результаты будут хорошими. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. Как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.

Информация о работе Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников