Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в проведении теоретического исследования в области развития познавательной активности, умственного развития младших школьников на уроках математики при помощи использования исторического материала.
Объектом исследования является процесс умственного развития младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка)).docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

10.Решить задачу с единицой измерения длины – аттам.

Знакомясь с единицей измерения длины – метром, мы использовали исторический материал. И теперь мы знаем, что «аттам» - это казахская старинная единица длины. Аттам - это длина шага (1м).

Задача:

Адиль от школы до дома прошел 50 аттам. А Арман на 5 аттам больше. Сколько аттам прошли оба мальчика вместе?

11.Решить задачу  с единицей измерения длины - вершок.

На уроках математик во 2 классе мы использовали исторический материал. Известно, что вершок равен 4,4 см.

Задача:

Какой высоты был Конёк-Горбунок, если он «ростом только 3 вершка?».

12.Решить задачу с единицей измерения длины – аршин и сажень. Аршин - 71 см. Сажень – 2 м.

Задача в стихах. «Дедушка Мазай и зайцы».

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Равна двум аршинам земли ширина,

Равна двум саженям длина.

13.Решить задачу с единицей измерения длины – фут. Фут равен 30 см.

Задача:

Арина прошла 100 футов. А Максим на 50 футов меньше. Сколько футов прошел Максим? Ответы перевести в метр.

Полученные результаты нами представлены в таблице 12.

Таблица 12.

Таблица усвоения математических единиц измерения длины см, дм, м. – 3  срез

Класс

Количество учащихся, принявших участие контрольном срезе

Количество учащихся, выполнив-ших все задания «на отлично»

Количество учащихся, выполнив-ших все задания «на хорошо»

Количество учащихся, выполнив-ших все задания «на удовл.»

Количество учащихся, выполнив-ших все задания «на неудовл.»

2«А»

Э.К.

19

9

8

2

-

2«Г»

К.К.

18

10

4

3

1


 

Процентное соотношение данных опроса следующее:

2 «А» класс

100% - количество  учащихся, принявших участие в  опросе;

47,4% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

42,1% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;

10,5% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;

- % - количество  учащихся, относящихся к группе  риска

2 «Г» класс

100% - количество  учащихся, принявших участие в  опросе;

55,5% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;

22,2% - количество учащихся, имеющих средний уровень знаний;

16,7% - количество учащихся, имеющих низкий уровень знаний;

5,6% - количество учащихся, относящихся к группе риска

Графически это выглядит так:

Я не знаю как их сделать Шолпан Еркиновна…((((

Я сделаю, ток данные проверь!!!!!

Диаграмма

 

Рисунок 9. Уровень усвоения математических единиц измерения длины см, дм, м. - 3 срез (экспериментальный класс)

 

 

 

 

 

Диаграмма

 

 

Рисунок 10. Уровень усвоения математических единиц измерения длины см, дм, м. - 3 срез (контрольный  класс)

 

Полученные данные в результате 3 среза представлены в таблицах 13 и 14.

Таблица 13.

Таблица умения решать задачи с единицами измерения в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление - 3 срез  (контрольный класс).

 

Ф.И. учащегося

                         Умения

решать задачи с единицой измерения длины-аттам

решать задачи

с единицой измерения длины вершок

 

 

решать задачи с единицой измерения длины аршин и сажень

 

 

 

решать задачи с единицой измерения длины - фут

1.Барановский Глеб 

+

         +

+

-

2.Гедин Егор

+

+

+

-

3.Глущенко Евгений

+

+

+

+

4.Горных Яна

-

-

-

-

5.Глазунов Степан

+

+

-

-

6.Гумерова  Малика 

+

+

+

+

7.Захаров Захар

+

+

+

+

8.Заяц Никита

+

+

+

+

9.Исаев Амир

+

+

-

-

10.Комышев Максим

+

+

+

-

11.Кухаренко Елена

+

+

+

-

12.Кушнарёва Елена

+

+

+

+

13.Масыч Виктория

+

+

-

-

14.Нартя Наталья

+

+

+

+

15.Семериков Бронислав

+

+

+

      -

16.Умирбеков Ерасыл

+

+

-

      -

17.Ценкин Артём

+

+

+

+

18.Шаршенбекова Зарина

+

+

+

      +


Таблица 14.

Таблица умения решать задачи с единицами измерения в два действия на сложение, вычитание, умножение и деление - 3 срез  (экспериментальный класс)

Ф.И. учащегося

                             Умения

решать задачи с единицой измерения длины-

аттам

решать задачи с единицой измерения длины-

вершок

 

 

решать задачи с единицой измерения длины-аршин и сажень

 

 

решать задачи с единицой измерения длины - фут

1.Абилова Айзирек

+

+

+

+

2.Серикова  Айна

+

+

+

+

3.Козлова Арина

+

+

+

+

4.Курганбаев Анатолий

+

+

+

+

5.Курганбаев Сергей

+

+

+

+

6.Кускова Елизавета

+

+

+

+

7.Лебедев Максим

+

+

+

+

8.Медаров Рустам

+

+

+

+

9.Нам Юлия

+

+

+

-

10.Нусс Марина

+

+

-

+

11.Сапарова Роза

+

+

+

+

12.Талибов Сулейман

+

+

+

+

13.Хорошилов Борис

+

+

+

+


14.Шаповалов Роман

+

+

+

-

15.Шестак Данил

+

+

+

+

16.Шмырина Алиса

+

+

-

-

17.Янковая Марина

+

+

-

+

18.Ярошик Максим

+

+

+

+





Анализ результатов свидетельствует о том, что у преобладающего большинства учащихся экспериментального класса знания, умения и навыки развиты значительно лучше, чем в контрольном классе. Учащиеся в большинстве своём смогли в точности не только сформулировать понятия, дать им точное определение, но применять их в практической деятельности использовали их на сознательном уровне.

Осмысление полученных экспериментальных данных позволяет сделать следующие выводы:  если ставить целью образовательного процесса усвоение грамматических понятий через практическую деятельность (словообразовательный и морфемный  анализ), используя при этом различные виды наглядности, то  процесс усвоения будет проходить на более высоком уровне.

Таким образом, в ходе контрольного этапа эксперимента мы проверили эффективность функционирования разработанной нами системы формирования грамматических понятий по разделу – Состав слова, осознанное понимание которых способствует формированию  навыка словообразовательного и морфемного анализа, что, в свою очередь, стало основой формирования навыков правописания. В ходе обучающего эксперимента мы активно использовали  исторический материал по математике.

 

 

 

                                      Заключение

 

Восприятие материала ряда тем на уроках математики происходит у некоторых учащихся с видимыми затруднениями. Одним из способов их преодоления является такое изложение материала, когда сложная для восприятия учащихся информация перемежается различными отвлеченными, на первый взгляд, но, в действительности тесно с ним связанными моментами, например – историческими сведениями. Их планомерное и целенаправленное использование в обучении математике позволяет к тому же разнообразить сам процесс обучения, сделав его более содержательным и интересным для учащихся, повысив его развивающую функцию. Изучение истории рассматриваемой науки способствует более полному и глубокому усвоению различных понятий, дает представление как о закономерности развития того или иного понятия, так и науки в целом, настраивает учащихся эмоционально на восприятие культурного наследия, особенно России, нося тем самым и воспитательную значимость. Включение исторического материала в урок способствует решению следующих педагогических задач:

1.установление связи, закономерности  между историей того или иного  государства и истории математики;

2.раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса;

3.расширение, углубление, конкретизация, повторение и закрепление знаний по математике;

4.активизация познавательной деятельности учащихся;

5.установление связей между учебной работой и самостоятельным получением знаний.

Подготовка уроков, которые могли бы содержать исторические сведения может строиться по следующей схеме:

  • определение целесообразности использования исторического материала;
  • определение места использования исторического материала при изучении какой-либо темы;
  • установление связи исторических сведений с материалом рассматриваемой темы;
  • определение места использования исторических сведений на уроке;
  • выбор наиболее эффективных средств использования исторического материала;
  • рассмотрение возможности дальнейшего использования исторического материала на уроках математики или во внеурочной деятельности.

Целесообразно предъявление исторических сведений в занимательной форме, возможен также вариант преподнесения исторических сведений самими учащимися, например, учащийся хорошо владеющий материалом может подготовить доклад для класса. Экскурс в историю можно сопровождать картинками, слайдами, видеоматериалом.

Для подготовки к урокам с использованием исторического материала необходимо придерживаться следующей схемы:

– определить место исторического материала при изучении темы;

– установить, с какими элементами данной темы или группы тем допустимо связать использование исторического материала;

– определить место исторического материала в уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;

– отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке;

– наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более полно обсуждены данные вопросы.

Таким образом, применение исторического материала на уроках математики будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, если будут соблюдены следующие условия:

– исторический материал будет рассматриваться в качестве одного из основных средств развития познавательного интереса учащихся;

Информация о работе Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников