Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:57, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в проведении теоретического исследования в области развития познавательной активности, умственного развития младших школьников на уроках математики при помощи использования исторического материала.
Объектом исследования является процесс умственного развития младших школьников.
Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите».
Экспериментатор должен убедиться, все ли приготовили карандаши или ручки. Потом он говорит: «Сейчас я вам раздам тетради с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. На первой странице тетради напечатано «Дата». Впишите туда сегодняшнюю дату и рядом урок (первый, второй, третий и т. д.). На следующей строчке напишите свою фамилию и имя, ниже дату своего рождения, потом номер школы и класс. Кто все сделал, положите ручки».
Процедура тестирования
После того как все дети написали сведения о себе, экспериментатор говорит: «Переверните страницу — только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано «Тест 1». Необходимо проверить, все ли правильно перевернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов.
Инструкции к тесту № 1
«Пока не берите ручки. Под названием «Тест 1» написана инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следите по своей тетради.
Затем по моей команде «Начинайте» вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно.
Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу «Достаточно».
Далее зачитывается инструкция и дается команда: «Начинайте». Через 4 минуты дается команда: «Достаточно, положите ручки». Необходимо проследить, чтобы все школьники выполнили указание.
Инструкции к тесту № 2
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 2». Под ним вопросы. Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. Начинайте».
Через 6 минут дается та же команда, что и после 1-го теста.
Инструкции к тесту № 3
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 3», В предложения впишите недостающие слова. На место каждой пунктирной линии надо вписать только одно слово». Объясните пример: «Ученик... задачу». Какое слово надо вписать?
Следующий пример: «У лошади четыре...». «Не трогайте ручки. Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение имело смысл. Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. Начинайте».
Через 5 минут дается та же команда, что и после предыдущих тестов.
Инструкции к тесту № 4
«Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то напишите между ними букву «С», если у них разные значения, то напишите между ними букву «Р» ». Разберите с детьми 3 примера, приведенных в описании теста. «Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте». Через 1,5 минуты дается команда «Достаточно! Положите ручки».
Инструкции к тесту № 5
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 5». Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры, «Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа?
Какая цифра идет после 12?.. А потом?..» и т. д.
Затем экспериментатор говорит: «Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу.
Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. Начинайте».
Через 4 минуты дается команда: «Достаточно! Положите ручки».
Инструкции к тесту № 6
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 6»». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, говорите: «Вам надо выбрать одно из 4 слов. Какое вы выберете?»
Следующие примеры разберите аналогичным образом.
«Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4 слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым». Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользоваться линейкой. Через 5 минут дается обычная команда.
Инструкции к тесту № 7
«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написали «Тест 7». Далее следует прочитать инструкцию и объяснить обозначения. «В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9.
Ваша задача — написать под каждым значком ту цифру, под которой этот значок находится в ключе.
Работайте быстро и правильно. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишете сначала только единицы, потом — только двойки и т. д.
«Начинайте!»
Через 4 минуты дается команда «Достаточно. Положите ручки. Закройте тетрадь».
Соберите тетради. Следите, чтобы в это время никто не работал.
Обработка результатов тестирования
Общие рекомендации. При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.
Каждое задание в субтестах 1-6 справа обозначено цифрой. Если решение ошибочно, то соответствующая цифра в тестовой тетради при обработке зачеркивается. Если задание пропущено, то цифра, обозначающая пропущенное задание, обводится кружком. Под номером последнего выполненного задания проводится горизонтальная линия, которая отделяет выполненные задания от невыполненных. При такой обработке количество не зачеркнутых и не обведенных кружком цифр отражает количество правильно решенных заданий.
Обработка субтеста 7 ведется по шаблону. Для этого в нем необходимо вырезать строчки символов над строчками цифр. После наложения шаблона на задания субтеста таким образом, чтобы в прорезь попали цифры, обозначенные детьми в тестовых тетрадях, последние сравниваются с цифрами, проставленными в шаблоне. Неправильные решения зачеркиваются. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение данного субтеста.
Анализ результатов.
После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтестам результаты переносятся в таблицу на 1-й странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки таблицы вносятся также ошибки и суммируются. Для суммы ошибок по всем субтестам пока точных норм нет. Ориентировочно количество ошибок оценивается так: от 0 до 5 — очень мало; 10-25 — среднее количество; свыше 35 ошибок — очень большое количество. С возрастом количество ошибок уменьшается.
Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Эти сведения переносятся в соответствующие колонки таблицы на 1-й странице тестовой тетради.
Кроме того, проводится графическое изображение результатов на сетке, расположенной рядом с колонками первичных баллов и их процентов. Для этого на сетку наносятся точки, соответствующие проценту правильно выполненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуальную структуру умственного развития школьника. Для оценки индивидуальных результатов детей используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Для школьников возрастная норма расположена:
Если баллы по тесту у учащегося 2 класса расположены в интервале выше 90 баллов, то уровень умственного развития оценивается как высокий. К среднему (немного ниже нормы) относят 75-. 89 баллов. Уровень выполнения 40-74 баллов, то это свидетельствует о низком умственном развитии. Если балл ниже 39, то умственное развитие признается очень низким. Балл выше 100 указывает на высокое умственное развитие ребенка.
Результаты проведенного тестирования приведены в таблице №11, диаграмме № 1.
Таблица 11.
Таблица тестирования
Уровень развития |
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий |
2 «А» класс (ЭГ) |
78 |
68 |
34 |
35 |
2 «Г» класс (КГ) |
76 |
65 |
32 |
30 |
(Результаты проведенного
Итак, с целью реализации поставленных целей и задач в применении исторического материала как метода развития умственных способностей, нами проводились занятия с февраля по март 2015 года. Шестнадцать уроков мы провели в экспериментальном классе, применяя различные виды исторического материала на уроках математики:
- практические задания с применением исторического материала;
-индивидуальная работа детей с таблицами, тем самым стимулировалась мотивация;
-использование картинных условных обозначений, с целью выработки визуального образа.
-работа с историческим материалом учебника.
Один из уроков, который мы провели во 2 «А» классе - экспериментальном классе.
Учебник по математике 2 класс под редакцией (Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., Алматы: Атамура, 2013 год).
Тема: "Длина. Метр".
Цели урока:
1) формировать представление о
новой единице измерения –
метре, способность к измерению
длин с помощью метра, сравнению,
сложению и вычитанию длин, выраженных
в метрах, дециметрах и сантиметрах;
совершенствовать
2) развивать память, внимание, мышление детей, способствовать развитию математической речи;
3) прививать интерес к
Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, индивидуальные карточки с цифрами для устного счета, карточки для самостоятельной работы, тест, цветные полоски бумаги длиной 1 дм, учебник, тетрадь, карточки со словами “дециметр”, “сантиметр”, разные модели метра.
I. Организационное начало.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука
Эта математика.
- Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.
II. Психологическая установка на работу.
- Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Память моя крепка.
Я готов к работе.
Я работаю!!!
III. Устный счет.
1. Нахождение значения выражений. Индивидуальная работа по карточкам.
- Отгадайте загадку:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? … /Карандаш/
- Карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится почти ни один
урок математики.
- Два ученика будут работать по карточкам. (Карточки для индивидуальной работы).
1 ученик (по карточке).
Запиши число, в котором:
а) 7 десятков;
б) 3 десятка 8 единиц
в) 9десятков и 3 единицы
г) 7десятков и 7 единиц
2 ученик (по карточке)
6+7 = 11-2 = 15-
4+8= 13-5 = 12-3
5+7= 16-7 = 7+9
А мы поможем Карандашу собрать друзей:
- Найдите разность чисел 45 и 23.
- Первое слагаемое – 38, второе – 19. Найдите сумму.
- Уменьшите 60 на 34.
- На сколько 73 меньше 60?
- Уменьшаемое – 30, вычитаемое – 16. Найдите разность.
- Найдите сумму чисел 38 и 12.
На слайде появляются ответы: 22, 57, 26, 13, 14, 50
- Молодцы! Карандаш остался очень доволен.
2. Геометрический материал. Решение задачи на нахождение периметра прямоугольника.
- Перед вами на экране три фигуры. Нужно посчитать, в какой фигуре больше клеток. Как это сделать легче? Объясните. /Легче считать большими квадратами/
- Какая фигура называется