Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:57, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в проведении теоретического исследования в области развития познавательной активности, умственного развития младших школьников на уроках математики при помощи использования исторического материала.
Объектом исследования является процесс умственного развития младших школьников.
Можно ли сразу найти его периметр? Почему? /Решают устно с объяснением, на экране – проверка решения/
- А сейчас задание для самых внимательных: найди треугольники.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
3.Задание на развитие логического мышления.
Представьте, что вам нужно нарисовать любые предметы только при помощи разнообразных геометрических фигур (треугольников , квадратов, прямоугольников, кругов.)
Что мы можем нарисовать при помощи следующих фигур:
А) трех треугольников разного размера?(Елочку)
Б) квадрата и треугольника? (Домик)
В) двух кругов, квадрата и двух прямоугольников?(Машину)
Г) какой зимний персонаж получится из трех больших кругов, двух средних и двух маленьких? (Снеговик)
- Пришло время отдохнуть! (Выполняют упражнения для глаз)Упражнение для глаз.
1.«Тренировка». Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
2.Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.
IV. Сообщение темы урока.
1. Постановка учебной проблемы.
- С какими единицами измерения мы знакомились на уроках? (Сантиметр, дециметр).
- Я вам предлагаю измерить длину доски (парты, класса).
- Что вы замечаете? (Неудобно измерять, слишком маленькие мерки)
- Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.
- Кто догадался, что это за единица измерения? (Метр)
- Подумайте, как будет называться тема сегодняшнего урока. О чем пойдет речь? (Дети высказывают свои предположения)
- Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.
2. Исторический материал.
- Метр – самая главная единица
измерения. (Демонстрация метра). Это
родоначальник большого
- В Древней Руси в качестве
единиц измерения длины
- Но это было очень неудобно…
(Подумайте, почему?) Так как нельзя
правильно измерить что-либо с
помощью разных мерок. Так родилась
новая единица измерения –
метр – с постоянной
Казахскими старинными единицами длины были қарыс сүйем, шынтақ, аттам, адым, құлаш, таяқ тастам.
Қарыс сүйем – длина между концами большого и среднего пальцев руки.
Шынтақ – длина от концов пальцев до локтя руки.
Аттам – длина шага (1 м).
Адым – расстояние между расставленными ногами (1 м).
Құлаш – расстояние между концами пальцев расставленых в стороны рук (2 м).
Таяқ тастам – означает «на длину брошенной палочки» (10-15 м).
Фут - мера длины, которой пользуются уже тысячи лет. Произошла она от английского слова foot - "ступня", то есть фут - это длина ступни человека
Фут равен 30 см.
Вершок — ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.
Аршин - одна из основных старинных русских мер длины. Она равняется 71 см.
Сажень - русская мера длины. Сажень равна 2 м.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с новой единицей измерения.
- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дециметр вмещается в 1 метре /Считают по стрелкам на слайде/
- В тетрадях запись: 1 м = 10 дм
- Как посчитать, сколько всего см в 1 м? (т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10):
10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100
(Считаем десятками)
- Посмотрите на линейку: сколько же сантиметров содержится в 1 метре?
1 м = 100 см
2. Практическая работа.
- У вас на партах лежат
полоски цветной бумаги. Измерьте
с помощью линейки длину
- Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м?
- К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.
3. Демонстрация разных моделей метров.
- Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.
- Какие предметы удобно
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
4. Работа с именованными числами. (Выразить в метрах, дециметрах)
(Объясняют, что при переводе мелких единиц в более крупные – число уменьшается, и, наоборот, при переводе крупных единиц в мелкие – увеличивается)
Пальчиковая гимнастика
- А сейчас Карандаш хочет провести с вами пальчиковую гимнастику. Он расскажет про себя стихотворение:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
(Сжимают и разжимают по
6. Самостоятельная работа с проверкой.
- Предлагаю самостоятельно
- Поднимите руки, у кого работа вызвала затруднение? Кто справился?
- Проверяем.
7. Работа в парах.
- Учебник, стр. 115, № 10. Узнай длину прыжка каждого животного.
- Проверка в классе.
VI. Домашнее задание
Стр.114, №4, №6.
№4. Задачи.
1.Для каймы сотканного ковра бабушка купила 11 м тесьмы. Когда она обшила кайму ковра, у нее осталось 3 м тесьмы. Сколько метров тесьмы израсходовала бабушка?
2.В одном рулоне 15 м ткани, а в другом 13 м ткани. На сколько метров ткани больше в первом рулоне, чем во втором?
№ 6. Сравни.
30 см * 3 дм 90 см * 100 см 1 м * 10 дм
45 см * 45 м 16 см * 2 дм 10 дм * 100 см
VII. Итог урока. Выставление отметок.
- Что нового узнали на уроке?
- Сколько дм в 1 м? Сколько см в 1м?
- Для чего нужен метр?
- Что было самым интересным на уроке?
- О чем хотели бы услышать на следующем уроке?
- Что было трудно?
Запомни!
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм
1 м = 100 см
Самооценка.
- За работу на уроке отметку “5” получает ученик, который справился с устным счетом, самостоятельно решал задачи, был активен, хорошо усвоил новый материал.
- Встаньте те дети, которые считают, что работали на отметку “5”.
- Мне очень приятно, что моя отметка совпадает с вашей. - Встаньте дети, которые считают, что они работали на “4”. Молодцы!
Остальным детям необходимо дома еще раз вспомнить, что изучали на уроке, повторить правила, обратиться за помощью к учителю, к своим товарищам.
- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым.
- Спасибо всем за работу! Карандаш многому у вас научился.
Таким образом, рассмотрев содержательную сторону изучения применения исторического материала в учебном процессе, мы выделили особенности реализации дидактических условий:
- Использование исторического материала при изучении новых тем.
- Регулярный контроль знаний, умений и навыков учащихся по изучению.
Уроки показали, что исторический материал является не только, как сообщающая, дополняющая, систематизирующая, но и занимательно-игровая.
Независимо от формы урока и его типа, исторический материал используется повсеместно.
2.3 Результаты контрольного
Контрольный эксперимент проводился с целью проверки уровня овладения учащимися знаниями о единицах измерения длины, о старинных единицах вместимости, т.к. на уроках математики мы использовали исторический материал, и осознанного применения в практической деятельности. Учащимся контрольных и экспериментальных классов были предложены задания:
1. Запишите из предоставленных единиц измерения – единицы измерения длины.
мм, см, л, кг, м, мин, тг, дм
2. Выбрать, какую единицу измерения длины мы можем измерить с помощью линейки (см, дм, м), с помощью метра (см, дм, м),
3. Что длиннее:
3 см или 13 мм?
5 мм или 1 м?
3 см или 2 дм?
1 дм + 7 см – 9 см
2 дм – 1 дм 9 см + 10 см
14 см – (3 см + 1 дм)
1 дм 7 см 27 см 6 дм 5 см 56 см
8 дм 8 см 78 см 10 дм 1 м
7 дм + 1 дм 5 см – 5 дм 3 см = … дм … см
80 см + 7 см – 25 см = … дм … см
39 см + 11 см + 50 см = … дм = … м
75 см 5 дм 7 см
6 см + 1 дм 4 см 20 см
3 дм 8 см 38 см
3 дм 7 см + 3 см 4 дм 2 см
2 дм 8 см + 46 см
(7 дм 3 см – 26 см) + 5 дм 7 см
86 см – (33 см – 26 см) + 7 дм 3 см
8.Вырази:
а) в дециметрах и сантиметрах: 46 см, 91 см;
б) в дециметрах: 80 см, 100 см;
в) в сантиметрах: 3 дм 9 см, 10 дм, 99 см.
9.Допиши наименования величин.
8 м 3 дм = 83 …
3 дм 8 … = 38 см 6 … 5 дм = 65 дм