Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в проведении теоретического исследования в области развития познавательной активности, умственного развития младших школьников на уроках математики при помощи использования исторического материала.
Объектом исследования является процесс умственного развития младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка)).docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

 

 

                                    Р пр= 2 * (а + в)

 

Можно ли сразу найти его периметр? Почему? /Решают устно с объяснением, на экране – проверка решения/

- А сейчас задание для самых внимательных: найди треугольники.

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело –

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

 

    

3.Задание на развитие логического мышления.

Представьте, что вам нужно нарисовать любые предметы только при помощи разнообразных геометрических фигур (треугольников , квадратов, прямоугольников, кругов.) 

Что мы можем нарисовать при помощи следующих фигур:

 А) трех треугольников разного  размера?(Елочку)

 Б) квадрата и треугольника? (Домик)

 В) двух кругов, квадрата и  двух прямоугольников?(Машину)

 Г) какой зимний персонаж  получится из трех больших  кругов, двух средних и двух  маленьких? (Снеговик)


 

 

- Пришло время отдохнуть! (Выполняют  упражнения для глаз)Упражнение для глаз.

 

1.«Тренировка». Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

 

2.Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.  Быстро поморгать.

 

IV. Сообщение темы урока.

1. Постановка учебной проблемы.

- С какими единицами измерения  мы знакомились на уроках? (Сантиметр, дециметр).

                                            1 см

 

           

                                   1 дм = 10 см

 

- Я вам предлагаю измерить  длину доски (парты, класса).

- Что вы замечаете? (Неудобно  измерять, слишком маленькие мерки)

- Да, действительно, очень неудобно  в данном случае пользоваться  дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла  необходимость ввести новую, более  крупную единицу измерения.

- Кто догадался, что это за  единица измерения? (Метр)

- Подумайте, как будет называться  тема сегодняшнего урока. О чем  пойдет речь? (Дети высказывают  свои предположения)

- Верно, сегодня на уроке мы  с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.

2. Исторический материал.

- Метр – самая главная единица  измерения. (Демонстрация метра). Это  родоначальник большого семейства  единиц, которое носит его имя. (Метрическая система мер). Метр  появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали  разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.

- В Древней Руси в качестве  единиц измерения длины применялись  косая сажень (расстояние от пальцев  левой ноги до конца пальцев  поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).

- Но это было очень неудобно… (Подумайте, почему?) Так как нельзя  правильно измерить что-либо с  помощью разных мерок. Так родилась  новая единица измерения –  метр – с постоянной одинаковой  величиной во всех странах.

Казахскими старинными единицами длины были қарыс сүйем, шынтақ, аттам, адым, құлаш, таяқ тастам.

Қарыс сүйем – длина между концами большого и среднего пальцев руки.

Шынтақ – длина от концов пальцев до локтя руки.

Аттам – длина шага (1 м).

Адым – расстояние между расставленными ногами (1 м).

Құлаш – расстояние между концами пальцев расставленых в стороны рук (2 м).

Таяқ тастам – означает «на длину брошенной палочки» (10-15 м).

Фут - мера длины, которой пользуются уже тысячи лет. Произошла она от английского слова foot - "ступня", то есть фут - это длина ступни человека

Фут равен 30 см.

Вершок — ширина двух пальцев руки, указательного   и   среднего,   около   4,4 см.

Аршин - одна из основных старинных русских мер длины. Она равняется 71 см.

Сажень - русская мера длины. Сажень равна 2 м.

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство с новой единицей измерения.

- Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дециметр  вмещается в 1 метре /Считают по стрелкам на слайде/

- В тетрадях запись: 1 м = 10 дм

- Как посчитать, сколько всего см в 1 м? (т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10):

10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100

(Считаем десятками)

- Посмотрите на линейку: сколько  же сантиметров содержится в 1 метре?

1 м = 100 см

2. Практическая работа.

- У вас на партах лежат  полоски цветной бумаги. Измерьте  с помощью линейки длину полосок (1 дм).

- Как вы думаете, сколько понадобится  таких полосок, чтобы составить 1 м?

- К доске выходят 10 человек, соединяют  полоски, составляют 1 м.

3. Демонстрация разных моделей метров.

- Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон  и др.), метр для шитья – им  удобно снимать мерки.

                                     (Деревянный метр)

 

                                    (Железный метр)

 

 

                                     (Метр для шитья)

- Какие предметы удобно измерять  с помощью метра?

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

4. Работа с именованными числами. (Выразить в метрах, дециметрах)

 (Объясняют, что при переводе мелких единиц в более крупные – число уменьшается, и, наоборот, при переводе крупных единиц в мелкие – увеличивается)

Пальчиковая гимнастика

- А сейчас Карандаш хочет  провести с вами пальчиковую  гимнастику. Он расскажет про  себя стихотворение:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

(Сжимают и разжимают по очереди  пальцы обеих рук)

6. Самостоятельная работа с проверкой.

- Предлагаю самостоятельно заполнить  таблицу по образцу. Кто справится  быстрее, даю тест.

- Поднимите руки, у кого работа  вызвала затруднение? Кто справился?

- Проверяем.

7. Работа в парах.

- Учебник, стр. 115, № 10. Узнай длину прыжка каждого животного.

 

 

 

- Проверка в классе.

VI. Домашнее задание

Стр.114, №4, №6.

№4. Задачи.

1.Для каймы сотканного ковра  бабушка купила 11 м тесьмы. Когда  она обшила кайму ковра, у нее  осталось 3 м тесьмы. Сколько метров  тесьмы израсходовала бабушка?

2.В одном рулоне 15 м ткани, а  в другом 13 м ткани. На сколько  метров ткани больше в первом  рулоне, чем во втором?

№ 6. Сравни.

30 см * 3 дм        90 см * 100 см           1 м * 10 дм

45 см * 45 м        16 см * 2 дм               10 дм * 100 см

VII. Итог урока. Выставление  отметок.

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько дм в 1 м? Сколько см  в 1м?

- Для чего нужен метр?

- Что было самым интересным  на уроке?

- О чем хотели бы услышать  на следующем уроке?

- Что было трудно?

Запомни!

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм

1 м = 100 см

Самооценка.

- За работу на уроке отметку  “5” получает ученик, который  справился с устным счетом, самостоятельно  решал задачи, был активен, хорошо  усвоил новый материал.

- Встаньте те дети, которые считают, что работали на отметку “5”.

- Мне очень приятно, что моя  отметка совпадает с вашей. - Встаньте дети, которые считают, что они работали на “4”. Молодцы!

Остальным детям необходимо дома еще раз вспомнить, что изучали на уроке, повторить правила, обратиться за помощью к учителю, к своим товарищам.

- Не ленитесь, старайтесь как  можно больше узнать обо всем  на свете – и тогда каждый  новый урок будет для вас  занимательным, не скучным, а веселым.

- Спасибо всем за работу! Карандаш многому у вас научился.

Таким образом, рассмотрев содержательную сторону изучения применения исторического материала  в учебном процессе, мы выделили  особенности реализации дидактических условий:

- Использование исторического материала при изучении новых тем.

- Регулярный контроль знаний, умений и навыков учащихся по изучению.

Уроки показали, что исторический материал является не только, как сообщающая, дополняющая,  систематизирующая, но и занимательно-игровая. 

Независимо от формы урока и его типа, исторический материал используется повсеместно.

 

 

2.3 Результаты контрольного эксперимента  по использованию исторического  материала как метода умственного  развития школьников

 

Контрольный эксперимент проводился с целью проверки уровня овладения учащимися знаниями о единицах измерения длины, о старинных единицах вместимости, т.к. на уроках математики мы использовали исторический материал, и осознанного применения в практической деятельности. Учащимся контрольных и экспериментальных классов были предложены задания: 

1. Запишите из предоставленных единиц измерения – единицы измерения длины.

мм, см, л, кг, м, мин, тг, дм

2. Выбрать, какую единицу измерения  длины мы можем измерить с  помощью линейки (см, дм, м), с помощью метра (см, дм, м),

3. Что длиннее:

3 см или 13 мм?

5 мм или 1 м?

3 см или 2 дм?

  1. Выполни действия:

1 дм + 7 см – 9 см

2 дм – 1 дм 9 см + 10 см

14 см – (3 см + 1 дм)

  1. Сравни: (>; <; =).

1 дм 7 см      27 см                         6 дм 5 см       56 см

8 дм 8 см      78 см                         10 дм             1 м

  1. Вычисли:

7 дм + 1 дм 5 см – 5 дм 3 см =  … дм  … см

80 см + 7 см – 25 см = … дм  … см

39 см + 11 см + 50 см = … дм = …  м

  1. Сравни (>; <; =).

75 см        5 дм 7 см

6 см + 1 дм 4 см      20 см

3 дм 8 см     38 см

3 дм 7 см + 3 см     4 дм 2 см

  1. Вычисли. Вырази ответ в дециметрах и сантиметрах.

2 дм 8 см + 46 см

(7 дм 3 см – 26 см) + 5 дм 7 см

86 см – (33 см – 26 см) + 7 дм 3 см

8.Вырази:

а) в дециметрах и сантиметрах: 46 см, 91 см;

б) в дециметрах: 80 см, 100 см;

в) в сантиметрах: 3 дм 9 см, 10 дм, 99 см.

9.Допиши наименования  величин.

8 м 3 дм = 83 …                               80 … = 8 дм

3 дм 8 … = 38 см                           6 … 5 дм = 65 дм

Информация о работе Применение исторического материала на уроках математики во 2 классе, как метод умственного развития школьников