Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
В работе используем прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
Ещё один приём используемый на занятиях - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке – «масляна головушка», приводим в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаешь, голосисто поешь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поет). Это прием помогает понять смысл прочитанной строчки.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяем большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используем различные методические и игровые приемы.
Это куколка, Акулька,
У нее кроватка — ... (люлька).
В печку слазить очень рад, А зовут его... (ухват).
У нее доска и палка — Это бабушкина... (прялка).
Кашу варит всем дружок, Круглобокий... (чугунок).
Карточки с картинками (бабушка, прялка, люлька, хозяйка, ухват, чугун, коромысло, ведро, младенец и др.).
Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.
Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:
Направо пойдешь —
клад найдешь,
Налево пойдешь —
коня потеряешь,
Прямо пойдешь —
сам пропадешь.
Утро вечера мудренее.
Не по дням, а по часам.
От мала до велика.
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее мы пытались решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. Постоянно используя этот жанр фольклора в работе, мы собрали практический материал.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду —
бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и многое другое.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста «Курочка - рябушечка» помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.
Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
«Солнышко!
Ведрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам подобрей!»
Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Разберем игру «Девица-девица».
Участники: девица-водящий и группа детей.
Дети. Девица-девица, сходи по водицу!
Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!
Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)
Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале они просто проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. Девица проговаривала текст капризным тоном, появилась ответная реакция на насмешку, которая выразилась в мимике и интонации.
К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька-Мурысенька», «Кривой петух», «Трух-трух», «Я — хитрая лисица».
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.
Разрабатывая занятия по развитию речи с использованием потешек, сказок, мы прилагаем все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нем не только голосом, но и движениями. Например, на занятии по художественному чтению читаю потешку «Котя, котенька, коток», затем предлагаем накормить котика молочком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика. На следующем занятии они уже сами находят котика среди кукол и зовут его, чтобы угостить. Игровые действия малышей стимулируют не только их память, но самое главное - речевую активность.
Каждое занятие мы стараемся сделать интересным, максимально приблизив тему к знакомой ребёнку обстановке. Например, на занятии по развитию речи на тему «Кто как кричит» мы предлагаем детям рассмотреть картинки, на которых изображены животные и птицы (уточки, собачки, кошки, котёнок, птица, птенец) и такие же игрушки. Мы вместе говорим тоненьким высоким и низким голосом. Дети учатся звукоподражанию животным и птицам, отличая маму и детёныша интонацией голоса. На таком занятии дети не только учатся узнавать и называть детёнышей животных и звукоподражанию, но и использовать интонацию голоса.
Рассказывание детям сказок «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц» и др. На этих занятиях приучали детей внимательно слушать сказки, некоторые сопровождались наглядным пособием (картинки на фланелеграфе, пальчиковый театр, теневой театр, иллюстрации, кукольный театр), вызывали желание детей рассказывать сказку вместе с нами, принимать участие в театрализованном действии, запоминать содержание сказок, правильно и отчётливо произносить звуки и слова, активизировали словарь детей.
Приведу пример занятия: рассказывание детям сказки «Курочка ряба». Рассказ сопровождался демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил - не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). Затем снова рассказывали сказку (без наглядного сопровождения). На этом занятии мы учили детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе; вызывали желание послушать её ещё; формировали способность к обобщению путём упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.
При чтении
потешек: «Водичка, водичка...», «Наши курочки
с утра...», «Вот и люди спят», «Пошёл котик
на Торжок...», «Заинька походи...», «Чики-чики-чикалочки...»,
«Наша Маша маленька...», Котинька-коток»
и др., мы помогали детям понять содержание,
запомнить названия животных и птиц, которые
встречаются в тексте, а так же то, что
о них говорится; формировали способность
к обобщению; вызывали у детей желание
послушать эти стихотворения ещё раз,
подговаривая отдельные слова; развивали
речь, память, активизировали словарь.
Дети охотно использовали текст в совместных
играх. Приведем пример занятий: читая
детям потешку «Наши курочки с утра...»,
демонстровали на фланелеграфе картинки,
разговаривали с детьми по содержанию.
Читали потешку, сопровождая её наглядным
материалом. Побуждали детей договаривать
слова и звукоподражать уточкам, курочкам,
гусям, индюку. Задавали вопросы по содержанию
потешки. Далее показывали детям голубей
и петушка, напоминали, как они кричат,
проснувшись рано утром. Повторяли потешку
1-2 раза, поощряли попытки малышей повторять
звукоподражания. На этом занятии дети
учились различать и называть птиц, о которых
говорится в потешке «Наши уточки с утра...»;
понимали простые по форме и содержанию
вопросы воспитателя и отвечали на них;
подражали голосам птиц и запоминали звукоподражания;
развивали речевую активность, память.
При чтении потешки «Вот и люди спят...»
дети рассматривали картинки: птицы на
веточке; лисы на горочке; зайцы и уточки
на травушке - муравушке; малыши в люлечках.
Сопровождали слова потешки действиями,
отвечали на вопросы. Для младшей подгруппы
занятие на этом заканчивалось. Дети старшей
подгруппы слушали потешку ещё раз. Постепенно
убирали картинки и просили детей назвать,
какие картинки были убраны. Задание усложнялось:
перечисляли зверей и птиц и просили детей
называть, кто из них летает, плавает, бегает.
Дети рассматривали картинки животных
и птиц, раскладывали их на три группы:
плавают, бегают, летают, при этом называли
птиц и животных. На этом занятии мы помогали
детям понять содержание потешки, запомнить
названия животных и птиц, которые встречаются
в тексте, а так же то, что о них говорится;
формировали способность к обобщению;
вызывали у детей желание послушать это
стихотворение ещё раз, подговаривая отдельные
слова; развивали речь, память, активизировали
словарь. При чтении потешки «Пошёл котик
на торжок…» формировали звуковую культуру
речи (звук п., (пь)), упражняли детей в правильном
произношении звука «п., пь», знакомили
со словами (торжок, снесть, укушу). Малыши
вместе с нами рассматривали кота (иллюстрация
Ю.Васницова), повторяли слова потешки.
Совместно рассматривали мышку - игрушку.
Дети учились звукоподражать мышке. На
этом занятии помогали детям понять содержание
потешки, вызывали желание слушать её,
чётко подговаривать слова (пирожок, булочку,
укушу, торжок, благодарить котика за подарок),
использовать новые слова в речи; развивали
у детей воображение; сформировывали правильное
и отчётливое произношение звука «п., пь».
Чтение потешки «Наша Маша маленька...» Показывали детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанного мехом. Дети хором повторяли и называли «опушку бобровую». Подтверждали, что Маша чернобровая. Мы дважды читали потешку. Снимали с куклы алую шубку и давали «поносить» кому-нибудь из девочек. Читали потешку ещё раз и называла имя девочки, у которой «алая шубка». Затем шубку предлагали следующей девочке. Этот приём приносил малышам радость, усиливал желание слушать потешку многократно. На этом занятии помогали детям понять содержание потешки, запомнить слова аленькая - аленька, опушка, чернобровая - черноброва; вызывали желание послушать потешку неоднократно, повторять стихотворный текст; активизировали словарь детей.
Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока ... », «кусок пирога .. », «белый платочек на шею ... ». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.
У ж, ты, котенька - коток,
Котя-серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.
Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Для достижения положительных результатов по развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством, постаралась создать в группе спокойную, доброжелательную обстановку. Для этого использовала совместные игры с детьми, рассматривание вместе с детьми книг, ежедневное чтение сказок и потешек разной тематики, например:
для новичков –
«Мой сыночек маленький,
чуть побольше валенка.
В лопаточки обуется,
как пузырь надуется»;
для тех, кто плачет –
«Это что за рёв?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
это Вова - рёвушка.
Не плачь, Вовочка, не плачь,
я куплю тебе калач»;
потешки о бабушках и дедушках:
1.«Уж ты дедушка Степан,
у тебя серый кафтан.
Тебя деточки любили,
за тобой гурьбой ходили.
Шапка на тебе с пером,