Развитие речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118

Вложенные файлы: 1 файл

диплом !!!!!!!!!!!!!!.docx

— 239.06 Кб (Скачать файл)

 рукавички с серебром. 

Уж ты ходишь, семенишь,

ребятишкам говоришь:

собирайтесь все сюда,

 покушайте киселя»

2. «Ай, таточки, таточки!

Встал мальчик на пяточки,

стал на пяточках ходить,

 одну бабушку любить»;

игровые - 

1.«Водят мыши хоровод,

 на лежанке дремлет кот. 

Тише, мыши, не шумите,

кота Ваську не будите, 

вот проснётся Васька - кот,

 разобьёт весь хоровод»; 

2. «Сорока - Ворона кашку варила,

на порог скакала, деток скликала:

 «детки за стол, кашка на  стол»,

 этому дала - он дрова рубил,

этому дала - он воду носил,

 этому дала - он печку топил,

этому дала - он кашу варил,

 этому дала - он зерно толок, 

этому дала - он муку молол,

 а этому нет ничего - он  ничего не делал.

- Ты, седьмой, у ворот постой,

 вот тебе горшок пустой»; 

3. «Стань-ка на дорожке,

хлопни-ка в ладошки, 

топни каблучками,

потанцуй-ка с нами!» 

Сначала дети бывают удивлены, но потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия.

    Малыши нуждаются в опеке, заботе тепле и ласке воспитателя, которые выражаются через интонацию его голоса, через способы общения его с детьми. Первая встреча начинается с утреннего приветствия. Я собираю всех детей в круг, желаю всем доброго утра. Доброй традицией стало приветствие солнца:

« Здравствуй, солнышко!

Здравствуй, лучистое!

Дай мне здоровья,

хорошего настроения».

     Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).  

    Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляем одеяло, гладим по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присядем рядом, стараемся успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

Используя этот прием укладывания, мы заметили, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. (картотека колыбельных песенок – приложение №2).

     Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить их. Какой радостной улыбкой встречает малыш.

     В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.    

     Малые формы фольклора мы также используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены( приложение №3). Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими  потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. 

    Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления (приложение №4). Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим:

«Умница Катенька,

ешь кашку сладеньку,

вкусную, душистую».

Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь  потешку  начинают, есть с удовольствием.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Использование потешек во время кормления помогло научить самостоятельно есть разнообразную пищу Софью П., Кристину Е., Тимофея В..

Травка - муравка, со сна поднялась

Птица - синица за зерно взялась,

Зайка за капустку , мышка за корку,

Детки - за молоко!

     Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее (приложение №5). И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку:

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, мы сопровождаем их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр. 

    Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, мы используем  «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса .... » предложили  Полине Р. показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей возникает образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом. Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешки. 

    В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

     Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому. 

    Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение. 

    Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используем народные песенки – потешки «Ладушки», «Сорока», «Идет коза…» и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С маленькими детьми работаем следующим образом: берем руки ребенка в свои, хлопаем ими в ладоши, в такт, разводим в стороны, поднимаем на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.  

    Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д. 

    Если текст позволяет,  делим детей на 2 подгруппы (девочек и мальчиков), когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. Например, говорим: «на мальчиков порастушки», или «на девочек порастушки». Часто как ритмический аккомпанемент используем деревянные ложки. Например, одни дети показывают, как скачут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Для этого надо одну ложку положить на ладонь, и щечкой о щечку ударять. Получается глухой звук, который может быть то громче, если лошадка близко, то тише, если лошадка ускакала далеко. Еще учу детей, проговаривая потешку, ритмично и в такт стучать ложками. Например, возьмем такую прибаутку.

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад.

Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли

Всем нам нравятся они. 

   Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание.   С этой цепью, обыгрывая малые формы фольклора, используем красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан, ложки).

Для малоподвижных детей, используем потешки, которые побуждают их двигаться.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки бежали по дорожке. 

    Простота, мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

Наблюдая за игрой детей, мы заметили, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривали «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса». 

    Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

     Хорошо известные детям потешки, мы использовали в играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность. 

   Отдельно хочется сказать о прогулках. В наших условиях сделать прогулку интересной и продуктивно использовать её время для развития детей довольно сложно. Дело в том, что оборудование участков не слишком разнообразно, а вынести на улицу необходимый материал не всегда возможно. Чтобы прогулка оказалась максимально полезной, приходилось немного фантазировать. На прогулку мы выносили яркую игрушку или фигурку животного, чтобы ещё раз поговорить на тему занятия. Например, речь шла о животных и их детёнышах. В частности о кошке и котёнке. Мы выносили на прогулку маленького котенка, и дети играли с ним в подвижную игру, а затем пекли для него прянички из песка, использовали при этом потешку «Кисонька - Мурысенька». После такого своеобразного повторения дети хорошо запоминали слова потешки.

Осенью природа дарит нам особое очарование. Звук шуршащих листьев для малышей интересный и завораживающий. Стараемся, чтобы это время года не прошло для малышей незаметно. Вместе с детьми мы наблюдаем, как звучит осенняя листва, какие бывают деревья и листья на них, делаем бусы из рябины, поём заклички из русского народного фольклора, играем в народные игры. Зимой снова обращаемся к русскому творчеству- когда лепим снежную бабу, когда протаптываем тропинки на белом ковре из снега, когда смотрим на деревья, покрытые инеем и т.д. « Как по снегу, по метели трое саночек летели. И шумят, и гремят, колокольчики звенят. В первых санках - дедушка, в других- бабушка, в третьих -тётушка.» Каждый весенний день приносит свои сюрпризы: то увидим птиц, которых не было зимой, то проглянет молодая травка, то на деревьях появятся почки, то станет теплее солнышко, и выползут какие-то букашки. В народе издавна сложены поэтические обращения к весенней природе, и используя их в работе, дети не останутся равнодушными к природе родного края. В каждое время года наблюдаем сезонные изменения.

Информация о работе Развитие речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества