Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа
Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника
Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ З.Т.ШАРАФУТДИНОВА
Питеркина Татьяна Викторовна
Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050703.65
«Дошкольная педагогика и психология»
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
педагогики и психологии
им. З.Т.Шарафутдинова
(к.псх.н.)
«___» ________________2011г.
Рекомендуется к защите
Научный руководитель
(к.псх.н., доцент)
«___» ______________ 2011г.
Набережные Челны
2013
Оглавление
Введение……………………………………………………..
Глава 1.Образовательная среда как
активное средство развития личности
дошкольника…………………….…………………………
1.1.Психолого-педагогические
критерии формирования
1.2.Развитиеличности ребенка
в дошкольном детстве…………………………
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование
по эффективному использованию современных
требований к образовательной среде ДОУ
в плане развития личности дошкольников………………………………………………
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение
Введение
В настоящее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Сегодня в обществе идет
становление новой системы
Задача педагогических работников
в ДОУ состоит в умении моделировать
социокультурную
Создание комфортных здоровьесберегаюших условий для развития личности дошкольников — одна из главных задач современного образования. При этом здоровье сберегающими условиями являются условия, которые обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в педагогическом процессе с учетом его возрастных, психических возможностей, уровня развития личности.
Главный механизм обеспечения здоровье сберегающего характера проектируемой образовательной среды заключается в саморазвитии субъектов образования. Именно поэтому необходимо говорить об организации образовательной среды на основе педагогической стратегии, которая должна выступать в качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Основная цель образовательной среды - максимально развить в ребенке, заложенный творческий потенциал.
Объект: образовательная среда ДОУ
Предмет: современные психолого-педагогические требования к образовательной среде в ДОУ в плане развития личности дошкольников
Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать
по выделенным психолго-
- провести формирующий
эксперимент, направленный на
исследование роли
Гипотеза исследования: образовательная среда в ДОУ, соответствующая психолого-педагогическим требованиям организации стимульного пространства повышает уровень психологического развития детей дошкольного возраста в плане развития познавательных качеств личности: любознательности, активности, овладения средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоционально – отзывчивости.
Методы исследования: анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);методы количественного и качественного анализа обработки данных. Использованные методики: диагностика личностных УУД, Нгуен, М.А.
Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников.
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Психолого – педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ
Историографический аспект проблемы формирования образовательной среды связывается с именами: К.Д. Ушинского, выдвинувшего идею о связи школы с жизнью, зависимости направления и содержания общественного развития от последующей деятельности воспитанников; Н.И. Пирогова, убеждённого, что представления о смысле и цели существования человека зависят не только от его природных склонностей, но и от социального окружения, влияния со стороны других людей; Я. Корчака, типологизировавшего среды на «догматическую», «идейную», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры». П.Ф. Лесгафт, выявил взаимосвязь типа личностного развития ребёнка («лицемерный тип», «честолюбивый тип», «добродушный тип» и др.) с педагогической средой семейного воспитания; С.Т. Шацкий, разработал концепцию взаимодействия школы со средой – педагогику среды [14].
Как диалектически развивающийся динамический процесс социальная среда представлена Л.С. Выготским. Взаимное влияние социальной среды и поведения человека исследовалось Д.Марковичем, П.А.Сорокиным [17;167].Изучение соотношения социальных структур со средой позволило А.Хоули сформулировать «принцип изоморфизма»: разнообразие организационных форм подобно разнообразию окружающих сред [8;35].
Конкретное социальное пространство, посредством которого специалист включается в культурные связи общества, трактуется как социокультурная среда.
Взаимоотношения и взаимовлияния человека и естественной, искусственной, материальной, физической среды рассматриваются в рамках средовой психологии.
Образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, образовательных процессов; система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития. Совокупность возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных; поли структурная система взаимодействия учащихся и педагогов; система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека; социокультурная система (система общения личностей и социальных групп), которая выстраивается на основе механизмов ценностного регулирования отношений.
Образование собственной
среды развития посредством создания
и изменения обстоятельств
В структуре образовательной среды выделяют: физическое окружение, человеческие факторы, программы обучения; социально-контактную, информационную, соматическую и предметную части и социальный, пространственно-предметный, технологический компоненты.
Образовательная среда рассматривается
не как нечто данное заранее, но лишь
как продукт совместной деятельности
образующего и образующегося
с позиций антрополого-
Типологизация образовательных сред представлена в работах А.И. Артюховой, В.И. Слободчикова и др.[17;142].
Проблема образовательной среды одна из актуальных и рассматривается современными исследователями достаточно широко. Г. А. Ковале, [19;28] предлагает выделять в качестве структурных единиц анализа образовательной среды физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. В.А. Ясвин [26] понимает образовательную среду как систему влияния и условий формирования личности, он предлагает рассматривать с целью анализа пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический элементы. В. И. Слободчиков предлагает более емкое понимание среды как производной от системы складывающихся взаимодействий, формирующих связи и отношения.[17] В. В. Рубцов обращает особое внимание на взаимодействие взрослого с ребенком на основе общности в составе проблем образовательной среды. И. В. Вачков консолидируя мнения исследователей, динамизирует, оживляет, понятие процессуальностью, направленной на цель: все взаимодоействия выстраиваются в систему во имя и ради развития личности. [23] Он предлагает понимать образовательную среду как интегративный процесс, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся, ориентированный на личность как важнейшую ценность.
Существующие типологии позволяют классифицировать среды на: «догматические», «идейные», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры». Организованные по принципу единообразия (административно-целевые отношения). По принципу разнообразия (конкурентные отношения). По принципу вариативности (отношения кооперирующего характера, собственные траектории развития субъектов). Конкурентные - кооперативные (по стилю взаимодействия внутри среды). Традиционные - инновационные (по характеру передачи социального опыта). Творческие - регламентированные (по степени творческой активности субъектов). Естественные - искусственные (последние создаются для направленной адаптации к социальным и профессиональным средам). Предметные - информационно-динамические (меняющие свойства в процессе обучения). Высокоточные имитационные - абстрактные (по степени подобия профессиональным средам). Дидактические – воспитательные - интеллектуально развивающие.
Изучение литературных источников
позволило нам установить, что
образовательная среда как
Понятие образовательной среды, в нашей интерпретации, можно классифицировать на: