Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника

Содержание

Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49

Вложенные файлы: 1 файл

еще раз проверить.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ З.Т.ШАРАФУТДИНОВА

 

 

Питеркина Татьяна Викторовна

Современные требования к образовательной среде ДОУ  в плане развития личности дошкольника

Выпускная квалификационная работа

Специальность 050703.65

«Дошкольная педагогика и  психология»

 

 

 

Допускается к защите

Заведующий кафедрой

педагогики и психологии

им. З.Т.Шарафутдинова

(к.псх.н.) 

 «___» ________________2011г.                                           И. Н. Федекин

 

 

Рекомендуется к защите

Научный руководитель

(к.псх.н., доцент)

«___» ______________ 2011г.                                               И.М. Захарова

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2013                                                      

Оглавление

Введение……………………………………………………..………………..…3

Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6

1.1.Психолого-педагогические  критерии формирования образовательной  среды ДОУ…………………………………………………………………….….6

1.2.Развитиеличности ребенка  в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21

Выводы по главе 1………………………………………………………………27

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28

2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28

2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36

Выводы по главе 2……………………………………………………………….46

Заключение…………………………………………………………………….47

Библиография……………………………………………………….…..…….49

Приложение

 

 

Введение

В настоящее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного  образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном  этапе регламентируют Федеральные  государственные требования к структуре  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования и Федеральные  государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования. Педагоги детских садов проводят большую работу по реализации ФГТ. Творческими группами ДОУ разрабатываются основные общеобразовательные программы дошкольного образования образовательного учреждения в переходный период введения ФГТ и план поэтапного внедрения ФГТ.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила  ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного  воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат. Поэлементный образец является для ребенка зрительным, слуховым или речевым контрольным эталоном его успеха.

Создание комфортных здоровьесберегаюших условий для развития личности дошкольников — одна из главных задач современного образования. При этом здоровье сберегающими условиями являются условия, которые обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в педагогическом процессе с учетом его возрастных, психических возможностей, уровня развития личности.

Главный механизм обеспечения  здоровье сберегающего характера проектируемой образовательной среды заключается в саморазвитии субъектов образования. Именно поэтому необходимо говорить об организации образовательной среды на основе педагогической стратегии, которая должна выступать в качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Основная цель образовательной среды - максимально развить в ребенке, заложенный творческий потенциал.

Объект: образовательная среда ДОУ

Предмет: современные психолого-педагогические требования к образовательной среде в ДОУ в плане развития личности дошкольников

Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.

Задачи:

- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.

- исследовать и описать  по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;

- провести формирующий  эксперимент, направленный на  исследование роли образовательного  пространства, на развитие личности  дошкольника

Гипотеза исследования: образовательная среда в ДОУ, соответствующая психолого-педагогическим требованиям организации стимульного пространства повышает уровень психологического развития детей дошкольного возраста в плане развития познавательных качеств личности: любознательности, активности, овладения средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоционально – отзывчивости.

Методы исследования: анализ психологических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);методы количественного и качественного анализа обработки данных. Использованные методики: диагностика личностных УУД, Нгуен, М.А.

Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников.

 

Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника

 

1.1. Психолого – педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ

Историографический аспект проблемы формирования образовательной  среды связывается с именами: К.Д. Ушинского, выдвинувшего идею о  связи школы с жизнью, зависимости  направления и содержания общественного  развития от последующей деятельности воспитанников;  Н.И. Пирогова, убеждённого, что представления о смысле и  цели существования человека зависят  не только от его природных склонностей, но и от социального окружения, влияния  со стороны других людей; Я. Корчака, типологизировавшего среды на «догматическую», «идейную», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры». П.Ф. Лесгафт, выявил взаимосвязь типа личностного развития ребёнка («лицемерный тип», «честолюбивый тип», «добродушный тип» и др.) с педагогической средой семейного воспитания; С.Т. Шацкий, разработал концепцию взаимодействия школы со средой – педагогику среды [14].

Как диалектически развивающийся  динамический процесс социальная среда  представлена Л.С. Выготским. Взаимное влияние социальной среды и поведения  человека исследовалось Д.Марковичем, П.А.Сорокиным [17;167].Изучение соотношения социальных структур со средой позволило А.Хоули сформулировать «принцип изоморфизма»: разнообразие организационных форм подобно разнообразию окружающих сред [8;35].

Конкретное социальное пространство, посредством которого специалист включается в культурные связи общества, трактуется как социокультурная среда.

Взаимоотношения и взаимовлияния  человека и естественной, искусственной, материальной, физической среды рассматриваются  в рамках средовой психологии.

Образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных  систем, образовательных процессов; система влияний и условий  формирования личности, а также возможностей для ее развития. Совокупность возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так  и негативных; поли структурная система  взаимодействия учащихся и педагогов; система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека; социокультурная система (система  общения личностей и социальных групп), которая выстраивается на основе механизмов ценностного регулирования  отношений.

Образование собственной  среды развития посредством создания и изменения обстоятельств современной  жизни своим поведением и трудом как проявление социальной активности человека рассмотрено в трудах Б.Г.Ананьева [2;187].

В структуре образовательной  среды выделяют: физическое окружение, человеческие факторы, программы обучения; социально-контактную, информационную, соматическую и предметную части и социальный, пространственно-предметный, технологический компоненты.

Образовательная среда рассматривается  не как нечто данное заранее, но лишь как продукт совместной деятельности образующего и образующегося  с позиций антрополого-психологического подхода; среда становится образовательной, когда появляется личность, имеющая  интенцию образования.

Типологизация образовательных сред представлена в работах А.И. Артюховой, В.И. Слободчикова и др.[17;142].

Проблема образовательной  среды одна из актуальных и рассматривается  современными исследователями достаточно широко. Г. А. Ковале, [19;28] предлагает выделять в качестве структурных единиц анализа образовательной среды физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. В.А. Ясвин [26] понимает образовательную среду как систему влияния и условий формирования личности, он предлагает рассматривать с целью анализа пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический элементы. В. И. Слободчиков предлагает более емкое понимание среды как производной от системы складывающихся взаимодействий, формирующих связи и отношения.[17]  В. В. Рубцов обращает особое внимание на взаимодействие взрослого с ребенком на основе общности в составе проблем образовательной среды. И. В. Вачков консолидируя мнения исследователей, динамизирует, оживляет, понятие процессуальностью, направленной на цель: все взаимодоействия выстраиваются в систему во имя и ради развития личности. [23] Он предлагает понимать образовательную среду как интегративный процесс, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся, ориентированный на личность как важнейшую ценность.

Существующие типологии  позволяют классифицировать среды  на: «догматические», «идейные», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры». Организованные по принципу единообразия (административно-целевые отношения). По принципу разнообразия (конкурентные отношения). По принципу вариативности (отношения кооперирующего характера, собственные траектории развития субъектов). Конкурентные - кооперативные (по стилю взаимодействия внутри среды). Традиционные - инновационные (по характеру передачи социального опыта). Творческие - регламентированные (по степени творческой активности субъектов). Естественные - искусственные (последние создаются для направленной адаптации к социальным и профессиональным средам). Предметные - информационно-динамические (меняющие свойства в процессе обучения). Высокоточные имитационные - абстрактные (по степени подобия профессиональным средам). Дидактические – воспитательные - интеллектуально развивающие.

Изучение литературных источников позволило нам установить, что  образовательная среда как психолого-педагогическое понятие обретает смысл в качестве:

  • возможности ассимилировать человека и влиять на его развитие;
  • возможности субъекта структурировать окружающее пространство таким образом, что оно становится образовательным;
  • реакции на появление личности, имеющей интенцию образования;
  • динамического образования, являющегося системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого обучаемого;
  • факта и фактора обучения и развития, условия и средства для обучения и развития, предмета проектирования и моделирования, объекта психолого-педагогической экспертизы;
  • субъектного фокуса образовательного пространства;
  • предметной проекции образовательной сферы, обеспеченной механизмами образовательной политики и управления.

Понятие образовательной  среды, в нашей интерпретации, можно  классифицировать на:

  • бесструктурные: стохастическое пространство, множество параметров, не связанных в единое целое, крайне низкая степень координации деятельности субъектов (например, описанная Ж.-Ж.Руссо деревенская безмятежная среда);
  • с типичным (традиционным) уровнем взаимосвязи внутри детского сада структуры: имеет место связность между структурными подразделениями, например, дошкольными методическими объединениями специалистов, но не жёсткое сцепление, а лишь определённая структуризация, упорядоченность; существует альтернативность путей развития (состояние среды близко к оптимальному);
  • высокоорганизованные образовательные среды: составляющие элементы находятся в стесненных условиях, они прочно связаны и взаимозависимы (среда в условиях административно-командного управления или с высокоорганизованной корпоративной культурой).

Информация о работе Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника