Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа
Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника
Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49
Попробовав разные способы нетрадиционной подачи информации для родителей, мы выбрали для себя наиболее приемлемые. Один из них – это родительский клуб, который функционирует на базе ДОУ «Аленушка».
Это очень трудоемкая, но интересная работа. Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Встречи с родителями в нашем детском саду отличаются практической направленностью. Здесь участниками диалога становятся сами родители. Они спорят, советуются, ищут выход из сложившейся ситуации совместными усилиями, а задача педагога - вести беседу в нужном направлении. Для закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх, этюдах по решению волнующих их проблем.
Очень продуктивны в этом
плане совместные детско-родительские
встречи, где родители учатся взаимодействовать
с ребенком. Ведь многие взрослые забывают,
как можно играть, фантазировать
и просто веселиться. Именно это
мы и делаем все вместе на наших
встречах. И надо видеть, как счастливы
дети, что их папы и мамы играют с
ними, ведь дома им почти всегда “некогда”.
Еще одно полезное свойство совместных
занятий: на таких встречах, очень
хорошо просматриваются
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, и для нас он стал, носителем культуры и знаний, он, конечно же, не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
С помощью компьютера мы подбираем дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Кроме этого обменивались опытом, знакомились с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Компьютер позволяет не писать отчеты, планы (перспективные, календарные) и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создавали презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Таким образом, можно сказать о том, что образовательная среда группы способствует организации обучения и индивидуализации ребёнка. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.
На третьем этапе (контрольный
этап формирующего эксперимента) была
проведена повторная
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация
Результаты первого этапа (констатирующий эксперимент) представлены в табличной форме (таблица 3)
Таблица 3.
Результаты изучения интегративного качества «любознательный, активный» на констатирующем этапе
Показатели |
Контрольная группа сентябрь 2012г. |
Экспериментальная группа сентябрь 2012г. |
Высокий |
8% |
8% |
Средний |
67% |
34% |
Низкий |
25% |
58% |
Критериями оценивания выступали: интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы педагог продолжил чтение сказки; адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать педагога продолжить чтение сказки. Анализ результатов показывает, что в контрольной группе количество детей с высоким уровнем познавательных интересов и инициативы не отличается (8% / 8%) - дети проявляли выраженный интерес к сказке, сами задавали вопросы, настаивали на том, чтобы дочитали сказку до конца. Со средним уровнем (34% (ЭГ) / 67%(КГ) - дети проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивали, чем закончилась сказка; с интересом выслушивали развязку. Количество детей с низким уровнем (58% (ЭГ) /25% (КГ)) - не проявляют интереса к чтению сказки, не задают вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что среди детей контрольной группы больше испытуемых со средним уровнем в развитии интегративного качества дошкольников «любознательный, активный».
Таблица 4.
Результаты изучения интегративного качества «эмоционально отзывчивый» на констатирующем этапе эксперимента
Показатели |
Контрольная группа сентябрь 2012г. |
Экспериментальная группа сентябрь 2012г. |
Высокий |
8% |
8% |
Средний |
58% |
67% |
Низкий |
34% |
25% |
Охарактеризуем типичные
особенности поведения
На высоком уровне оказалось одинаковое количество воспитанников экспериментальной группы (8%) и контрольной группы (8%). Они самостоятельно, правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину, делают прогнозы дальнейшего развития ситуации.
Детям, показавшим средний уровень (67% в экспериментальной группе, 58% в контрольной группе), дети справляются с заданиями с помощью взрослого, были некоторые затруднения. Экспериментатору приходилось приводить пример, чтобы ребенок понял суть задания.
Меньше дошкольников с
низким уровнем в контрольной
группе 34% и 25% в экспериментальной
– дети затрудняются в определении
эмоциональных состояний
В целом по проведенному нами экспериментальному можно сделать некоторые выводы. С поставленной задачей справились все испытуемые.
Таблица 5.
Результаты изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Показатели |
Контрольная группа сентябрь 2012г. |
Экспериментальная группа сентябрь 2012г. |
Высокий |
8% |
- |
Средний |
67% |
58% |
Низкий |
25% |
42% |
Анализируя результаты количества дошкольников в контрольной группе с высоким уровнем 8%, в экспериментальной ни оказалось ни одного ребенка – дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить. Количество воспитанников со средним уровнем сформированности изучаемого качества (58%(ЭГ) / 67%(КГ)) – дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, принимают предложения инициатора, соглашаясь, могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением. Количество воспитанников с низким уровнем (с 42%(ЭГ)/25%(КГ)) – дети не вступают в общение, не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляют отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивают на своем.
На втором этапе был
проведен формирующий эксперимент,
где по выделенным психолого-педагогическим
критериям изменялась образовательная
среда в экспериментальной
На третьем (контрольном) этапе была проведена повторная диагностика уровня любознательно, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Результаты диагностики представлены в (Приложение 7).
С целью определения
Его основными задачами являлись:
Для реализации поставленных целей и задач с детьми экспериментальной и контрольной групп вновь были проведены те же диагностические задания, что и в ходе констатирующего этапа.
Для изучения качества «любознательный, активный» использовалась проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка». Наблюдение за проявлением у ребёнка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжении чтения позволило сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольников. Педагоги читали детям незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращали чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении сказки, задавался вопрос о желании ребенка что-либо спросить.
В группе методика проводилась дважды – в сентябре 2012 года и в мае 2013 года. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Результаты изучения интегративного качества «любознательный, активный» на контрольном этапе
Показатели |
Контрольная группа май 2013г. |
Экспериментальная группа май 2013г. |
Высокий |
16% |
50% |
Средний |
76% |
50% |
Низкий |
8% |
- |
Критериями оценивания выступали: интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы педагог продолжил чтение сказки; адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать педагога продолжить чтение сказки. Анализ результатов показывает увеличение количества детей с высоким уровнем познавательных интересов и инициативы в контрольной группе 16%, а в экспериментальной увеличился до 50%) - дети проявляли выраженный интерес к сказке, сами задавали вопросы, настаивали на том, чтобы дочитали сказку до конца. Отмечается уменьшение дошкольников со средним уровнем (76% (КГ) и 50%(ЭГ)) - дети проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивали, чем закончилась сказка; с интересом выслушивали развязку. Также характерным является снижение количества детей с низким уровнем (8% (КГ) и отсутствие в (ЭГ)) - не проявляют интереса к чтению сказки, не задают вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о позитивной динамике в развитии интегративного качества дошкольников «любознательный, активный».
Для изучения качества «эмоционально отзывчивый» использовалась методика «Отражение чувств. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на ряд вопросов. Содержание ответов позволило сделать вывод об умении детей понимать эмоциональное состояние.