Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника

Содержание

Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49

Вложенные файлы: 1 файл

еще раз проверить.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Попробовав разные способы  нетрадиционной подачи информации для родителей, мы выбрали для себя наиболее приемлемые. Один из них – это родительский клуб, который функционирует на базе ДОУ «Аленушка».

Это очень трудоемкая, но интересная работа. Это встречи с  родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных  с воспитанием и развитием  детей. Встречи с родителями в  нашем детском саду отличаются практической направленностью. Здесь участниками  диалога становятся сами родители. Они спорят, советуются, ищут выход  из сложившейся ситуации совместными усилиями, а задача педагога - вести беседу в нужном направлении. Для закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх, этюдах по решению волнующих их проблем.

Очень продуктивны в этом плане совместные детско-родительские встречи, где родители учатся взаимодействовать  с ребенком. Ведь многие взрослые забывают, как можно играть, фантазировать  и просто веселиться. Именно это  мы и делаем все вместе на наших  встречах. И надо видеть, как счастливы  дети, что их папы и мамы играют с  ними, ведь дома им почти всегда “некогда”. Еще одно полезное свойство совместных занятий: на таких встречах, очень  хорошо просматриваются взаимоотношения  в семье. Такие занятия очень показательны, тут можно увидеть все то, о чем родители на консультации вам не расскажут. На этих встречах зачастую меняется и поведение детей, и поведение родителей.

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, и для нас он стал, носителем культуры и знаний, он, конечно же, не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

Подбор иллюстративного  материала к занятиям и для  оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

С помощью компьютера мы подбираем дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

Кроме этого обменивались опытом, знакомились с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Компьютер позволяет не писать отчеты, планы (перспективные, календарные) и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

 Создавали презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Таким образом, можно сказать о том, что образовательная среда группы способствует организации обучения и индивидуализации ребёнка. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

На третьем этапе (контрольный  этап формирующего эксперимента) была проведена повторная диагностика  по тем же диагностическим тестам на определения уровня познавательных процессов у дошкольников в контрольной  и экспериментальной группах.

 

 

2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация

Результаты  первого этапа (констатирующий эксперимент) представлены в табличной форме (таблица 3)

Таблица 3.

Результаты изучения интегративного качества «любознательный, активный» на констатирующем этапе

Показатели

Контрольная группа

сентябрь 2012г.

Экспериментальная группа сентябрь 2012г.

Высокий

8%

8%

Средний

67%

34%

Низкий

25%

58%


 

Критериями оценивания выступали: интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы педагог  продолжил чтение сказки; адекватность высказывания, направленного на то, чтобы  инициировать педагога продолжить чтение сказки. Анализ результатов  показывает, что в контрольной  группе  количество детей с высоким  уровнем познавательных интересов  и инициативы не отличается (8% / 8%) - дети проявляли выраженный интерес к сказке, сами  задавали вопросы, настаивали на том, чтобы дочитали сказку до конца. Со средним уровнем (34% (ЭГ) / 67%(КГ) - дети проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивали, чем закончилась сказка; с интересом выслушивали развязку. Количество детей с низким уровнем (58% (ЭГ) /25% (КГ)) - не  проявляют интереса к чтению сказки, не задают вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что среди детей контрольной группы больше испытуемых со средним уровнем в развитии интегративного качества дошкольников «любознательный, активный».

Таблица 4.

Результаты изучения интегративного качества «эмоционально отзывчивый» на констатирующем этапе эксперимента

Показатели

Контрольная группа

сентябрь 2012г.

Экспериментальная группа

сентябрь 2012г.

Высокий

8%

8%

Средний

58%

67%

Низкий

34%

25%


Охарактеризуем типичные особенности поведения испытуемых.

На высоком уровне оказалось  одинаковое количество воспитанников экспериментальной группы (8%) и контрольной группы (8%). Они самостоятельно, правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину, делают прогнозы дальнейшего развития ситуации.

Детям, показавшим средний  уровень (67% в экспериментальной  группе, 58% в контрольной группе), дети справляются с заданиями  с помощью взрослого, были некоторые  затруднения. Экспериментатору приходилось  приводить пример, чтобы ребенок  понял суть задания.

Меньше дошкольников с  низким уровнем в контрольной  группе 34% и 25% в экспериментальной  – дети затрудняются в определении  эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не могут объяснить  их причину, предположить дальнейшее развитии ситуации..

В целом по проведенному нами экспериментальному можно сделать некоторые выводы. С поставленной задачей справились все испытуемые.

Таблица 5.

Результаты изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Показатели

Контрольная группа

сентябрь 2012г.

Экспериментальная группа

сентябрь 2012г.

Высокий

8%

-

Средний

67%

58%

Низкий

25%

42%


 

Анализируя результаты количества дошкольников в контрольной группе с высоким уровнем 8%, в экспериментальной ни оказалось ни одного ребенка  – дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить. Количество воспитанников со средним уровнем сформированности изучаемого качества (58%(ЭГ) / 67%(КГ)) – дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, принимают предложения инициатора, соглашаясь, могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением. Количество воспитанников с низким уровнем (с 42%(ЭГ)/25%(КГ)) – дети не вступают в общение, не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляют отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивают на своем.

На втором этапе был  проведен формирующий эксперимент, где  по выделенным психолого-педагогическим критериям изменялась образовательная  среда в экспериментальной группе:

  1. Изменилась предметная среда в группе, а именно всё проникнуто в группе теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором дети чувствуют себя свободными, была создана ЭКО комната, дети стали больше времени проводить в ней
  2. Перестало употребляться слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Мы не перестали заниматься с детьми, но занятие не отождествляется с дидактической формой учебной деятельности, а рассматривается как «занимательное дело», то есть решаются все поставленные цели и задачи «в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования», на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых является игра. Благодаря этому дети стали более любознательными, активными. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задают вопросы, любят экспериментировать, стали более эмоциональнее, гуманнее по отношению к близким, сверстникам.
  3. Благодаря созданному нами родительскому клубу «Мы вместе», изменилось отношение родителей к воспитателям, а именно родители стали более открытыми. У родителей значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности в вопросах развития детей дошкольного возраста; установились более доверительные отношения между родителями и детским садом. Родители стали принимать участие в отборе и разработке тематики родительских занятий.

На третьем (контрольном) этапе была проведена повторная  диагностика уровня любознательно, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Результаты диагностики представлены в (Приложение 7).

С целью определения эффективности  проведенной в ходе формирующего этапа работы по наблюдению за образовательным пространством в контрольной и экспериментальной группе, и изучение уровня психического развития детей у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез.

Его основными задачами являлись:

  1. выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста;
  2. проследить динамику развития у детей после проведения формирующего эксперимента.

Для реализации поставленных целей и задач с детьми экспериментальной  и контрольной групп вновь  были проведены те же диагностические  задания, что и в ходе констатирующего  этапа.

Для изучения качества «любознательный, активный» использовалась проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка». Наблюдение за проявлением у ребёнка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжении чтения позволило сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольников. Педагоги читали детям незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращали чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении сказки, задавался вопрос о желании ребенка что-либо спросить.

В группе методика проводилась дважды – в сентябре 2012 года и в мае 2013 года. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Результаты изучения интегративного качества «любознательный, активный» на контрольном этапе

Показатели

Контрольная группа

май 2013г.

Экспериментальная группа

май 2013г.

Высокий

16%

50%

Средний

76%

50%

Низкий

8%

-


Критериями оценивания выступали: интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы педагог  продолжил чтение сказки; адекватность высказывания, направленного на то, чтобы  инициировать педагога продолжить чтение сказки. Анализ результатов показывает увеличение количества детей с высоким уровнем познавательных интересов и инициативы в контрольной группе 16%, а в экспериментальной увеличился до 50%) - дети проявляли выраженный интерес к сказке, сами  задавали вопросы, настаивали на том, чтобы дочитали сказку до конца. Отмечается уменьшение дошкольников со средним уровнем (76% (КГ) и 50%(ЭГ)) - дети проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивали, чем закончилась сказка; с интересом выслушивали развязку. Также характерным является снижение количества детей с низким уровнем (8% (КГ) и отсутствие в (ЭГ)) - не  проявляют интереса к чтению сказки, не задают вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о позитивной динамике в развитии интегративного качества дошкольников «любознательный, активный».

Для изучения качества «эмоционально отзывчивый» использовалась методика «Отражение чувств. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на ряд вопросов. Содержание ответов позволило сделать вывод об умении детей понимать эмоциональное состояние.

Информация о работе Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника