Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника

Содержание

Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49

Вложенные файлы: 1 файл

еще раз проверить.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Очень важно обустроить образовательное  пространство таким образом, чтобы  дети сами выступали с инициативой  своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация  их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой. Подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.

 

Выводы по главе 1.

1. Теоретический анализ проблемы организации образовательной среды ДОУ позволил выделить следующие психолого-педагогические условия организации стимульного образовательного пространства:

а) возможности ассимилировать человека и влиять на его развитие;

б) возможности субъекта структурировать окружающее пространство таким образом, что оно становится образовательным;

в) реакции на появление личности, имеющей интенцию образования;

г) динамического образования, являющегося системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого обучаемого;

д) факта и фактора обучения и развития, условия и средства для обучения и развития, предмета проектирования и моделирования, объекта психолого-педагогической экспертизы;

е) субъектного фокуса образовательного пространства;

ж) предметной проекции образовательной сферы, обеспеченной механизмами образовательной политики и управления.

2. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

         3. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при введении ФГТ становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей развитии личности каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников ДОУ «Аленушка» с. Сухарево Нижнекамского района

 

2.1.Организация  и процедура исследования

Экспериментальное исследование развития детей дошкольного возраста с использованием современных требований к  образовательной среде ДОУ осуществлялось на базе Детского сада общеразвивающего вида «Аленушка» с. Сухарево Нижнекамского района РТ. В формирующем эксперименте участвовало 24 ребенка старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось  с сентября 2012 года по май 2013 года.

На первом этапе эксперимента (сентябрь – октябрь 2012 г.) был проведен констатирующий эксперимент. Его целью  было наблюдение за образовательным  пространством в контрольной  и экспериментальной группе, и  изучение уровня психического развития детей.

Для диагностики  познавательных качеств личности дошкольника  велась работа с воспитанниками контрольной  и экспериментальной групп. Для изучения качества «любознательный, активный» использовалась проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» (Приложение1).

- Проба на  познавательную инициативу имеет цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы у детей дошкольного возраста. В результате диагностики воспиатель может оценить: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие – умение задать вопрос. Метод оценивания  - чтение незавершенной сказки

Согласно инструкции детям  зачитывалась незнакомая сказка и на кульминационном моменте воспитатель прекращал чтение. При отсутствии заинтересованности у дошкольника в продолжение сказки, задавался вопрос о желании ребенка что-либо спросить. Наблюдение за проявлением у ребёнка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжение чтения позволило сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольников.

Для изучения качества «эмоциональной отзывчивчивости» использовалась методика «Отражение чувств» (Приложение 2)

Детям предлагалось рассмотреть  сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на ряд вопросов. Содержание ответов позволило сделать вывод об умении детей понимать эмоциональное состояние.

Для изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» использовалась методика «Необитаемый остров» (Приложение 3). Детям предлагалось представить, что они на необитаемом острове и ответить на ряд вопросов. Анализ ответов позволил судить о проявлении дошкольником инициативы в общении, принятии на себя функции организатора, умении распределять обязанности, умении выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить.

Результаты диагностики  ребенка оценивались по следующим  критериям: Если ребенок демонстрирует  полное соблюдение критерия, то ему  выставляется 3 балла; если частично –  от 1 до 2 баллов; если полностью отсутствует  – то 0 баллов

Результаты диагностики  оформляются в таблице 1,2, где непосредственно отражены все выделенные критерии. (Приложение 4.)

Обработка результатов: 12 – 15 баллов – Высокий уровень; 6 - 11 баллов – Средний уровень; 0 – 5 баллов – Низкий уровень

Приоритетное направление работы ДОУ в 2012-2013 учебном году -осуществление деятельности по экологическому направлению развития детей. Учебно–воспитательный процесс в ДОУ строится в соответствии со стандартами дошкольного воспитания и с опорой на комплексную программу - "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальные программы, технологии и методики.

Учебный план детского сада составлен на основе федеральных  документов и предусматривает все  виды деятельности, обеспечивающие выполнение стандарта общеобразовательной  программы.

Предметная среда в обеих группах включает необходимые и достаточные предметы и оборудование. Материалы подбираются с учётом возраста детей.

Так как детский сад  с приоритетным направлением по экологическому воспитанию, то часто можно увидеть  детей вместе с воспитателями проводящих эксперименты с песком, водой, магнитами, вкладышами и пр.

Имеются столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом. Рядом место для выставки «Наше творчество». В наличии детского сада имеются компьютер, но, к сожалению, во время эксперимента никто им не воспользовался. Сегодня это важнейший тип детской деятельности, способствующий познавательному общекультурному развитию дошкольников. В непосредственно образовательной деятельности.

В группах имеются игры и упражнения с наборами тематических картинок (с изображением видов транспорта, растений, животных, видов спорта), наборы парных картинок для сравнения.

Наблюдая за родителями воспитанников, заметно было то, что родители недопонимают всю важность совместного воспитания ребенка. На первых консультациях родители держались напряженно, спросить о болезненных проблемах родители стеснялись. В группах сохранились традиционные формы просвещения: это стенды для родителей, а так же консультационные уголки, где вывешиваются информационные листы.

Таким образом, можно сказать  о том, что в целом дети успешно справились со всеми предложенными психологическими тестами. Они внимательно слушали инструкцию и активно участвовали в процедуре тестирования. Дети уверено справлялись с заданиями. Менее успешными были в тестах на «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Они хорошо справлялись с упражнениями мотивационного, эмоционального характера. В упражнениях «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»успехи дошкольников были скромнее. Относительно высокие результаты у детей наблюдались в тестах «эмоционально отзывчивый».

При сравнении уровня психического развития детей экспериментальных  и контрольных групп статистически  значимых различий показателей не обнаружено.

На втором этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе ДОУ «Аленушка» с. Сухарево Нижнекамского района были изменены психолого-педагогические условия организации образовательной среды согласно выделенным критериям.

Во-первых, максимальное влияние на развитие способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания, обучения и предметно-развивающая среда помещений. Развитие личности дошкольников возможно только в хорошо оснащённой группе. Поэтому мы создали в группе места, где нет строгого стиля: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.

Вторым критерием организации  стимульного пространства экспериментальной  группы было совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта воспитательно-образовательной работы — важнейшие задачи детского сада. Поэтому структура предметно-развивающей среды группы определяется целями образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы группы.

В-третьих, реализовав принцип открытости в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я», дети стали наблюдать за растениями, проводить элементарные опыты, ведут наблюдения за объектами природы, отмечают погоду, температуру воздуха, помещают свои рисунки об увиденном в природе, в организованной нами экологической комнате (Приложение 5). Помимо специальных занятий, дети стали посещать ее в свободное время. Растения, природный материал, пена, позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды,  рассматривают растения и при этом отдыхают. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, создают поделки.

Открытость обществу и  открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе мы оформили выставки фотографий: «Вот мы какие», там же есть место для хранения семейных альбомов (Приложение 6).

В – четвертых, образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности; - изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность». Поэтому для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности, мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д. Для обеспечения индивидуальной детской деятельности. Мы создаём ситуации занятости и увлечённости каждого ребёнка. Для функциональности предметно-развивающей среды используем настольно – печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр с маленькими друзьями развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности.

Пятый критерий состоял в  том, что для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально-познавательную деятельность у ребёнка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например: для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал (проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал). При подведении итогов отмечаются положительные стороны каждого ребёнка.

В основе организации предметно-развивающей  среды группы лежат следующие  принципы:

Доступности: материал для  свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках. Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное  место; составлен паспорт группы. Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры.

Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы. Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности. Вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны. Эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.

Полифункциональности: предметно – развивающая среда группы открывает множество возможностей и в этом смысле многофункциональна. Успешно работаем и над правильным звукопроизношением. Задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, так как сегодня у многих ребяток, заметно нарушения в звукопроизношение, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты. Игра «Прятки с указанием пути». Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах группы с учётом предполагаемого местоположения ребёнка (впереди, сзади, слева, справа). Дети должны выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, нашедший ребёнок говорит, что и где нашёл [Я пошёл направо и нашёл куклу на полке.] Дидактическая игра «Поймай и скажи». Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребёнок, поймавший мяч, возвращает его взрослому и называет какое-либо действие этого животного. Например: кошка (что делает?) мяукает. Корова … Игра многовариативна. Игра «Найди недостающую деталь». Дети садятся за столы. Перед ними набор карточек с изображёнными на них предметами. Воспитатель: Помощь здесь нужна, ребята. Посмотрите все сюда. Тут чего-то не хватает, Тут деталька вот нужна. Помогите, помогите и Деталь скорей верните. Ребята играют в предложенную игру.

Информация о работе Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника