Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа
Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника
Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49
Внутренний потенциал
субъектов образовательной
Для определенного уровня
сформированности образовательной среды
характерно наличие личностных компонентов:
стимулирующе-мотивационного, операционально-
Для продуктивного уровня формирования образовательной среды характерно наличие аксиологического, рефлексивного, креативного компонентов у ее субъектов.
Высший уровень
Структурные компоненты образовательной среды – социальный, ресурсный и технологический выражают её сущностные, содержательные характеристики.
В дошкольной педагогике под
термином «образовательная среда» понимается
«комплекс материально-
В центре образовательной среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.[9;148]
Требования к построению образовательной среды: среда должна объективно через свое содержание и свойство создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития;
в каждый момент жизни ребенка общение, предметная и развивающая деятельность присутствуют одновременно, как и учебная деятельность, но каждая из них проходит свой путь развития до того момента, в котором она становится ведущим видом деятельности. Например: в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, в дошкольном детстве – игра;
среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка (Выготский И.П.: зона актуального развития – зона ближайшего развития; Поддъяков Н.Н.: область ясных знаний, область неясных знаний).[13;198]
Функции образовательной среды ДОУ: основные закономерности воспитания и обучения детей позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГТ.[7;147]
Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Информационная функция: необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
Функция сохранения психологического здоровья: окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. [23;39]
Содержание материалов и
оборудования, их размещение, планировка
помещений должны вызывать положительные
эмоции, давать возможность находить
удобное место как для
Воспитывающая функция среды
не требует особой расшифровки. Сама
среда является тем самым центром,
где зарождаются узы
Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Развивающая функция предметной
среды требует для своей
Развивающая образовательная
среда ДОУ состоит из
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- предметно-развивающая среда;
- содержание дошкольного образования.
Компоненты развивающей
образовательной среды
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями. [5]
Творчески использовать весь
арсенал педагогических средств, формировать
субъектную позицию каждого участника
коррекционного и образовательного
процесса в наибольшей мере позволяет
личностно-ориентированная
Важной стороной образовательного
процесса в ДОУ является взаимодействие
педагогов с родителями воспитанников,
которые являются заказчиками образовательных
услуг, обладают определенным педагогическим
потенциалом и способны обогащать
образовательный процесс
Педагогическое сотрудничество
родителей с ребенком и педагогами
помогает родителям познать
С введением ФГТ изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы: психологические особенности детей; уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам воспитания и обучения); послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для прослушивания дома); уголок здоровья; наши успехи; знаете ли вы?(рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в области медицины, психологии); права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в ДОУ и семье.[13;124]
В соответствии с ФГТ
к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного
Физическому развитию; познавательно-речевому развитию; художественно-эстетическому развитию; социально-личностному развитию
Таким образом, организация
образовательной среды —
Задача каждого педагога связана в первую очередь с обеспечением оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Требования к образовательной среде в ДОУ: детский сад — особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он учится, радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение и отношение, взрослеет. Актуальным аспектом психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.[12;12]
Образовательная среда дошкольного учреждения — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также влияния на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении рисунок 1.
Пр
Рисунок 1. Образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов
Каждый из названных компонентов обладает различными свойствами, которые в образовательном процессе получают конкретное выражение и определяют влияние среды на развитие личности ребенка- дошкольника.
С учетом специфики развития
ребенка дошкольного возраста большое
значение в структуре образовательной
среды ДОУ придается
Творчески использовать весь
арсенал педагогических средств, формировать
субъектную позицию каждого участника
коррекционного и образовательного
процесса в наибольшей мере позволяет
личностно-ориентированная
Важной стороной образовательного процесса в МДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество
родителей с ребенком и педагогами
помогает родителям познать
Для привлечения родителей к деятельности учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа: первый - изучение и актуализация потребностей родителей в образовании ребенка; второй - психолого-педагогическое просвещение родителей; третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения.
Система работы с родителями в рамках психолого-педагогического просвещения представлена двумя основными блоками: повышение психолого-педагогической грамотности родителей через совместные мероприятия родителей и педагогов, а по мере необходимости, и детей, (родительские конференции, консультации, тематические выставки и др.); вовлечение родителей в деятельность ДОУ (создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль, за деятельностью дошкольного учреждения через работу Попечительского совета, а также дни открытых дверей, праздники, досуги, благоустройство ДОУ и территории).[13; 19]
Как компонент образовательной
среды ДОУ предметное пространство
включает все, что доступно непосредственному
восприятию ребенка и использованию им
в практической деятельности. Предметно-развивающие
пространство МДОУ должно соответствовать
противопожарным и санитарно-гигиеническим
требованиям. Предметно-развивающее пространство
МДОУ позволяет в полной мере осуществлять
образовательную деятельность по следующим
направлениям: художественно-эстетическое,
социально-личностное, физическое, интеллектуально-