Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника

Содержание

Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49

Вложенные файлы: 1 файл

еще раз проверить.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Внутренний потенциал  субъектов образовательной среды, определённая ограниченность в возможностях личностно-профессионального развития, наличие нереализованных потребностей в какой-то момент способствуют активизации  внутренней энергии педагогических кадров. Активизация происходит в  период организационных изменений (назначение нового руководства, смена  лидера, принятие новой стратегии  развития образовательного учреждения и т.п.): она и является источником дальнейшего развития субъектов  и способствует переходу образовательной  среды на качественно новый уровень. [13]

Для определенного уровня сформированности образовательной среды характерно наличие личностных компонентов: стимулирующе-мотивационного, операционально-деятельностного, проектировочного.

Для продуктивного уровня формирования образовательной среды  характерно наличие аксиологического, рефлексивного, креативного компонентов  у ее субъектов.

Высший уровень сформированности образовательной среды - акмеологический - предполагает наличие всех компонентов и их объединение единым интегративным компонентом. Этот уровень подразумевает достижение оптимизации процесса личностно-профессионального развития сотрудников образовательного учреждения. [17;256]

Структурные компоненты образовательной  среды – социальный, ресурсный  и технологический выражают её сущностные, содержательные характеристики.

В дошкольной педагогике под  термином «образовательная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». [11;78]

В центре образовательной  среды стоит образовательное  учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс  становления личности ребенка, раскрытие  его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.[9;148]

Требования к построению образовательной среды: среда должна объективно через свое содержание и свойство создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития;

в каждый момент жизни ребенка  общение, предметная и развивающая  деятельность присутствуют одновременно, как и учебная  деятельность, но каждая из них проходит свой путь развития до того момента, в котором она  становится ведущим видом деятельности. Например: в раннем возрасте ведущей  является предметная деятельность, в  дошкольном детстве – игра;

среда должна соответствовать  структуре когнитивной сферы  ребенка (Выготский И.П.: зона актуального  развития – зона ближайшего развития; Поддъяков Н.Н.: область ясных знаний, область неясных знаний).[13;198]

Функции образовательной  среды ДОУ: основные закономерности воспитания и обучения детей позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГТ.[7;147]

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный  материал для его активного участия  в разных видах деятельности.

Информационная функция: необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья: окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. [23;39]

Содержание материалов и  оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные  эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды  не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного  поведения, бережного отношения. [6;25]

Развивающая функция среды  является ведущей. Только тогда среда  может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки  того самого продвижения, о котором  мы говорим, подразумевая развитие.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. [21;143]

 Развивающая образовательная  среда ДОУ состоит из следующих  компонентов:

- взаимодействие участников  педагогического процесса;

- предметно-развивающая  среда;

-  содержание дошкольного  образования.

Компоненты развивающей  образовательной среды дошкольного  учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы  вносит специфику в организацию  предметной среды, определяет направление  педагогического поиска и самосовершенствование  педагогов. С учётом специфики развития ребёнка дошкольного возраста большое  значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит  от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями. [5]

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать  субъектную позицию каждого участника  коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет  личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект  педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск  нового содержания, форм и методов  обучения, максимально соответствующих  индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога. [14;29]

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных  услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать  образовательный процесс положительным  опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются  благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и  общие закономерности развития. [17;234]

С введением ФГТ изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы: психологические особенности детей; уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам воспитания и обучения); послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для прослушивания дома); уголок здоровья; наши успехи; знаете ли вы?(рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в области медицины, психологии); права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в ДОУ и семье.[13;124]

В соответствии с ФГТ  к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, предметно – развивающая среда  образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

Физическому развитию; познавательно-речевому развитию; художественно-эстетическому  развитию; социально-личностному развитию

Таким образом, организация  образовательной среды — направление  управленческой деятельности руководителя ДОУ, связанное с созданием целостной  системы материальных, культурных и  дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.

Задача каждого педагога связана в первую очередь с  обеспечением оптимальных условий  для индивидуального развития каждого  ребенка.

Требования к образовательной  среде в ДОУ: детский сад — особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он учится, радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение и отношение, взрослеет. Актуальным аспектом психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.[12;12]

Образовательная среда дошкольного  учреждения — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное  влияние на всестороннее развитие ребенка  в детском саду, состояние его  физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также влияния на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении рисунок 1.


 

 

 

 


 

 

 

Пр

 

Рисунок 1. Образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов

Каждый из названных компонентов  обладает различными свойствами, которые  в образовательном процессе получают конкретное выражение и определяют влияние среды на развитие личности ребенка- дошкольника.

С учетом специфики развития ребенка дошкольного возраста большое  значение в структуре образовательной  среды ДОУ придается взаимодействию участников педагогического процесса. Его характер зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать  субъектную позицию каждого участника  коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет  личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект  педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск  нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.[18;187]

Важной стороной образовательного процесса в МДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.[10;146]

Для привлечения родителей  к деятельности учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа: первый - изучение и актуализация потребностей родителей в образовании ребенка; второй - психолого-педагогическое просвещение родителей; третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения.

Система работы с родителями в рамках психолого-педагогического  просвещения представлена двумя основными блоками: повышение психолого-педагогической грамотности родителей через совместные мероприятия родителей и педагогов, а  по мере необходимости, и детей, (родительские конференции, консультации, тематические выставки и др.); вовлечение родителей в деятельность ДОУ (создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль, за деятельностью дошкольного учреждения через работу Попечительского совета, а также дни открытых дверей, праздники, досуги, благоустройство ДОУ и территории).[13; 19]

Как компонент образовательной  среды ДОУ предметное пространство включает все, что доступно непосредственному восприятию ребенка и использованию им в практической деятельности. Предметно-развивающие пространство МДОУ должно соответствовать противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Предметно-развивающее пространство МДОУ позволяет в полной мере осуществлять образовательную деятельность по следующим направлениям: художественно-эстетическое, социально-личностное, физическое, интеллектуально-познавательное. Соблюдение основных принципов (активности, комплексирования и гибкого зонирования, индивидуальной комфортности пространства и полифункционального использования помещения). При построении предметно-развивающего пространства позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, сохранить его физическое здоровье, создает возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время, такое предметное пространство позволяет воспитателю решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Для нормального развития дошкольника созданное предметное окружение должно быть со масштабным его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых, а также должно предусматривать деятельностно-возрастной подход, информативность, вариативность, обеспечивать комфортность, функциональную надежность и безопасность предметного окружения.[28]

Информация о работе Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника