Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника

Содержание

Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49

Вложенные файлы: 1 файл

еще раз проверить.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические  черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. Все игры и  игрушки расположены в доступном  для детей месте, игровые и  развивающие пособия расположены  на уровне глаз детей. В игровых зонах  расположен материал, используемый в  процессе специально

организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий  ребенку применять усвоенные  средства и способы познания в  других областях. [27]

Следующий компонент  образовательной среды МДОУ — содержание дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности; формирование мировоззрения, адекватного современному уровню знаний; направленность содержания образования на развитие взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Реализуемые образовательные программы в МДОУ (Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; парциальная программа «От звука к букве» под редакцией Колесниковой Е.В, программа«основы безопасности детей дошкольного возраста»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)обеспечивают охрану и укрепление физического здоровья, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям. В освоении содержания образования особое место занимает диагностика. Она направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, потенциала, встречающихся затруднений, их причин и необходимой коррекции. На основе диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут каждого дошкольника: приоритетность видов деятельности, степень самостоятельного познания и сотрудничества с педагогом.

Специальные развивающие  задачи по освоению различных средств  предлагаются ребенку в основном в игровой форме. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.

При некоторых общих принципах  и подходах к детям большое  внимание уделяется развитию детской  индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. Большое  внимание уделяется  свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда  дети предоставлены сами себе, а  время работы воспитателя в выбранной  детьми сфере деятельности. Возможно, также в это время наблюдение за детьми с целью выявления способностей их к взаимодействию и деятельности.

Сложный и противоречивый характер развития образовательной  среды тесно связан с проходящими  в обществе переменами, и значит она в современном образовательном  учреждении не может носит постоянный статичный характер. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Таким образом, необходимо учитывать  ряд требований к образовательной  среде:

- в среде  должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрастет; тематика должна быть разнообразной,  весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов; в групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но и новые компоненты;

- созданию информационно - коммуникационных технологий в развивающей образовательной среде ДОУ

- среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.

Требования сегодняшнего времени к концепции образовательной среды поставили перед дошкольными педагогами новые проблемы.

Качественно изменился статус дошкольных учреждений, при построении концепции  нового дошкольного образовательного учреждения учитываются запросы родителей.

Современных родителей, интересует: по какой программе работает МДОУ; гарантируется ли подготовка детей к школе; есть ли студии; кружки; физио кабинеты; спортзал и др.

Важнейшее значение приобретает  воспитательно – оздоровительная работа, не маловажна и  материальная база.

   Благодаря тому, что  родители получили возможность  выбора ДОУ, которое будет посещать их ребёнок

Происходит своеобразная, в хорошем смысле этого слова -  борьба между ДОУ за имидж среди населения, что в свою очередь повышает  качество воспитательно – образовательного процесса, и переводит ДОУ в режим развития.

Таким образом, можно выделить ряд критерий  образовательной среды: В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ образовательная среда должна: соответствовать принципу развивающего образования. Цель которого                      развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму). Обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми; в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей.[23]

 

 

1.2. Развитие личности  ребенка в дошкольном детстве

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики  ребенка, создающий фундамент для  формирования новых психических  образований, которые развиваются  в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является наиболее продуктивным. Начинается процесс активного осваивания ребенком окружающего мира.

Педагогическая стратегия  организации образовательной среды  дошкольного учреждения, обеспечивающей качественно новый уровень образованности детей дошкольного возраста, предоставляет  возможность ребенку или взрослому, любому участнику образовательного процесса, по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую  активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. Образовательная  среда создает условия для  проявления творчества во всем: в решении  задач, в совместной деятельности, а  также в переживании новизны  полученного результата.

Создание образовательной  среды является важнейшим условием реализации здоровьесберегающих технологий. В современной экзистенциальной ситуации цель образовательных технологий можно сформулировать следующим образом - сформировать устремление и способности развивающейся личности к созиданию жизненного мира, в котором гармонизированы динамика собственной индивидуальности и динамические тенденции культуры. Образовательные технологии должны быть ориентированы на обучение не только предмету, но и тому или иному образу жизни, в который этот предмет включен. Если рассматривать образ жизни как «совокупность форм обыденной жизнедеятельности», или как совокупность «способов повседневного существования», то организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении в какой-то мере и есть организация образа жизни дошкольника. Если у ребенка обеднен образ жизни, в котором основное занятия, при этом мало практической созидательной деятельности, исчезает игровая деятельность как практика досуга, сужен круг общения, его развитие существенно тормозиться. Обратный эффект: обогащение образа жизни, включающее выбор многих возможностей для осуществления, создает зону интенсивного личностного развития. Это эффект интенсификации развития личности при ее включении в некий творческий образ жизни.[15;234]

Реализация обучения в  контексте образа жизни предполагает создание образовательной среды, в  которой наилучшим образом проявляются  индивидуальные особенности человека.

Педагогическая стратегия  организации образовательной среды  дошкольного учреждения призвана «разрушить преграды», мешающие саморазвитию и  самореализации творческих способностей обучающихся. Поэтому образовательная  среда должна не только предоставлять  возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить  исходный творческий потенциал, но и  пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную  самооценку. Основными требованиями к образовательной среде являются непрерывность и преемственность, принятие ребенка дошкольного возраста и включение его в активную развивающую и познавательную деятельность. [27]

Считаем, что педагогическая стратегия организации образовательной  среды требует от педагогов дошкольного  образовательного учреждения новых умений и знаний, но конечный результат такой работы намного эффективнее, чем работа в привычном формате.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право  на собственный путь развития. Поэтому  в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в  целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.[26;123]

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при  введении ФГТ  становится совершенствование  педагогического процесса и повышение  развивающего эффекта образовательной  работы с детьми посредством организации  развивающей образовательной среды, обеспечивающей развитии личности каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. [27;12]

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная  среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

-гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию, в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

-непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

-вариативность, предполагающую изменение образовательной среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

-интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

-открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

-установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В идеале детский сад представляет для ребенка среду, в которой  протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных  проблем. С одной стороны, максимально  приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что  помогает личностному принятию их ребенком; с другой -учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.

В связи с этим ДОУ рассматривается  как целенаправленно специально организованная среда, служащая для  ребенка моделью социума.

Специальным образом организованная среда:

- оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению;

- выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка;

- обогащает личностное развитие;

- способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Существует несколько  определений образовательной среды:

Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. [23]

В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной  программы ДОУ образовательная  среда должна:

- соответствовать принципу развивающего образования, цель которого - развитие ребенка;

- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

- обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;

- в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей

образовательная среда в  современных дошкольных учреждениях  должна отвечать определенным принципам:

Структура образовательной  среды: пространственно-предметный (физическое окружение); социальный (человеческие фактор); психо-дидактический (программа обучения).

Информация о работе Современные требования к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольника