Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:59, дипломная работа
Цель работы: разработать и описать психолого-педагогические критерии развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- провести анализ научной литературы и описать психолого-педагогические требования к организации образовательного пространства в ДОУ.
- исследовать и описать по выделенным психолго-педагогическим критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево;
- провести формирующий эксперимент, направленный на исследование роли образовательного пространства, на развитие личности дошкольника
Введение……………………………………………………..………………..…3
Глава 1.Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника…………………….……………………………………………….6
1.1.Психолого-педагогические критерии формирования образовательной среды ДОУ…………………………………………………………………….….6
1.2.Развитиеличности ребенка в дошкольном детстве…………………………………………………………………….….....21
Выводы по главе 1………………………………………………………………27
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде ДОУ в плане развития личности дошкольников………………………………………………………..28
2.1.Процедура проведения исследования………………………………….....28
2.2. Результаты исследования уровня психического развития дошкольников и их интерпретация ………………………………………………………….…..36
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………….…..…….49
Предметное пространство
каждой возрастной группы носит специфические
черты, отражающие общие и индивидуальные
потребности детей. Все игры и
игрушки расположены в
организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других областях. [27]
Следующий компонент образовательной среды МДОУ — содержание дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности; формирование мировоззрения, адекватного современному уровню знаний; направленность содержания образования на развитие взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Реализуемые образовательные программы в МДОУ (Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; парциальная программа «От звука к букве» под редакцией Колесниковой Е.В, программа«основы безопасности детей дошкольного возраста»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)обеспечивают охрану и укрепление физического здоровья, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям. В освоении содержания образования особое место занимает диагностика. Она направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, потенциала, встречающихся затруднений, их причин и необходимой коррекции. На основе диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут каждого дошкольника: приоритетность видов деятельности, степень самостоятельного познания и сотрудничества с педагогом.
Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в основном в игровой форме. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. Большое внимание уделяется свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Возможно, также в это время наблюдение за детьми с целью выявления способностей их к взаимодействию и деятельности.
Сложный и противоречивый
характер развития образовательной
среды тесно связан с проходящими
в обществе переменами, и значит
она в современном
Таким образом, необходимо учитывать ряд требований к образовательной среде:
- в среде должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрастет; тематика должна быть разнообразной, весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов; в групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но и новые компоненты;
- созданию информационно - коммуникационных технологий в развивающей образовательной среде ДОУ
- среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.
Требования сегодняшнего
времени к концепции
Качественно изменился статус дошкольных учреждений, при построении концепции нового дошкольного образовательного учреждения учитываются запросы родителей.
Современных родителей, интересует: по какой программе работает МДОУ; гарантируется ли подготовка детей к школе; есть ли студии; кружки; физио кабинеты; спортзал и др.
Важнейшее значение приобретает воспитательно – оздоровительная работа, не маловажна и материальная база.
Благодаря тому, что родители получили возможность выбора ДОУ, которое будет посещать их ребёнок
Происходит своеобразная, в хорошем смысле этого слова - борьба между ДОУ за имидж среди населения, что в свою очередь повышает качество воспитательно – образовательного процесса, и переводит ДОУ в режим развития.
Таким образом, можно выделить ряд критерий образовательной среды: В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ образовательная среда должна: соответствовать принципу развивающего образования. Цель которого развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму). Обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми; в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей.[23]
1.2. Развитие личности ребенка в дошкольном детстве
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является наиболее продуктивным. Начинается процесс активного осваивания ребенком окружающего мира.
Педагогическая стратегия
организации образовательной
Создание образовательной среды является важнейшим условием реализации здоровьесберегающих технологий. В современной экзистенциальной ситуации цель образовательных технологий можно сформулировать следующим образом - сформировать устремление и способности развивающейся личности к созиданию жизненного мира, в котором гармонизированы динамика собственной индивидуальности и динамические тенденции культуры. Образовательные технологии должны быть ориентированы на обучение не только предмету, но и тому или иному образу жизни, в который этот предмет включен. Если рассматривать образ жизни как «совокупность форм обыденной жизнедеятельности», или как совокупность «способов повседневного существования», то организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении в какой-то мере и есть организация образа жизни дошкольника. Если у ребенка обеднен образ жизни, в котором основное занятия, при этом мало практической созидательной деятельности, исчезает игровая деятельность как практика досуга, сужен круг общения, его развитие существенно тормозиться. Обратный эффект: обогащение образа жизни, включающее выбор многих возможностей для осуществления, создает зону интенсивного личностного развития. Это эффект интенсификации развития личности при ее включении в некий творческий образ жизни.[15;234]
Реализация обучения в
контексте образа жизни предполагает
создание образовательной среды, в
которой наилучшим образом
Педагогическая стратегия
организации образовательной
Считаем, что педагогическая
стратегия организации
Все дети, как известно, разные,
и каждый дошкольник имеет право
на собственный путь развития. Поэтому
в дошкольном учреждении должны быть
созданы условия для воспитания
и обучения детского коллектива в
целом, а также каждому воспитаннику
предоставлена возможность
Важной задачей дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ) при
введении ФГТ становится совершенствование
педагогического процесса и повышение
развивающего эффекта образовательной
работы с детьми посредством организации
развивающей образовательной
Чтобы образовательное пространство
выступало как развивающая
-гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию, в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
-непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
-вариативность, предполагающую изменение образовательной среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
-интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
-открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
-установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
В идеале детский сад представляет для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой -учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.
В связи с этим ДОУ рассматривается как целенаправленно специально организованная среда, служащая для ребенка моделью социума.
Специальным образом организованная среда:
- оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению;
- выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка;
- обогащает личностное развитие;
- способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Существует несколько
определений образовательной
Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. [23]
В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ образовательная среда должна:
- соответствовать принципу развивающего образования, цель которого - развитие ребенка;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
- обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;
- в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей
образовательная среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:
Структура образовательной среды: пространственно-предметный (физическое окружение); социальный (человеческие фактор); психо-дидактический (программа обучения).