Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная юлии555 Microsoft Office Word (3).docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает  на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как  субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой  деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство  неудовлетворенности [24, с. 72].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у  него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей  его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются  устойчивая самооценка и соответствующее  ей отношение к успеху и неудаче  в деятельности (одним свойственно  стремление к успеху и высоким  достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

В процессе развития у ребенка  формируется не только представление  о присущих ему качествах и  возможностях (образ реального "Я" — "какой я есть"), но также  и представление о том, каким  он должен быть, каким его хотят  видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел  быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной  ценности и положительного отношения  ко всему, что входит в представления  о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии —  способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных  видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у  детей дошкольного возраста рассматривается  как отклонение в развитии личности.

Особенности поведения детей  старшего дошкольного возраста с  различным типом самооценки:

Дети с неадекватно  завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются  с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать  результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе  весьма сложные, задачи "сразу". Они  не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся  к лидерству, но в группе сверстников  могут быть не приняты, так как  направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя  дети с неадекватно завышенной самооценкой  относятся как к чему-то само собой  разумеющемуся. Ее отсутствие может  вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания  в свой адрес, другие отвечают на них  повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых  детей одинаково привлекают и  похвала и порицание, главное  для них — быть в центре внимания взрослого.

Дети с адекватной самооценкой  склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в  себе, активны, уравновешены, быстро переключаются  с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся  сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой  нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они  очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к  сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения  задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке  взрослого легко справляются  с ними. Ребенок с заниженной самооценкой  кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и  выполнит все неправильно; старается  угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой  свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех  в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно  завышенная самооценка в старшем  дошкольном возрасте обусловлена некритичным  отношением к детям со стороны  взрослых, бедностью индивидуального  опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности  осознания себя и результатов  своей деятельности, низким уровнем  аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок  получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических  замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен  анализировать их причины.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и  поведения человека. В зависимости  от того, как оцениваются индивидом  собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [24, с. 83].

Что оказывает влияние  на формирование самооценки и представлений  ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в  детском возрасте:

1) опыт общения ребенка  с взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт  ребенка;

4) его умственное развитие[24, с. 91].

Опыт общения ребенка  с взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

- сообщение ребенку сведений  о его индивидуальных личностных  особенностях;

- оценка его деятельности  и поведения;

- формирование ценностей,  социальных нормативов, с помощью  которых ребенок впоследствии  будет оценивать себя сам;

- формирование умения  и побуждение ребенка к анализу  своих действий и поступков  и сравнению их с действиями  и поступками других людей.

На протяжении всего детства  ребенок воспринимает взрослого  как непререкаемый авторитет. Чем  младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и  осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта  ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены [24, с. 91].

Развитие способности  анализировать свои переживания  и результаты своих действий и  поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с  ним оценивать результаты его  действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и  способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка  уверенность, что он справится с  трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится[24, с. 120].

Понятие "адаптация" относится  к группе общенаучных понятий, которые  используются во многих отраслях знаний, отражающих взаимодействие человека с  окружающей средой.

Рассматривая адаптацию на природном  уровне, необходимо выделить такие  виды, как биологическая, физическая, биофизиологическая, психологическая.

Биологическая адаптация- это целостная  система реакций организма, имеющих  активный, направленный на поддержание  жизнедеятельности в условиях среды (гомеостаз) и обеспечивающих возможности  развития при их изменении.

Подфизической обычно понимают совокупность физиологических изменений, лежащих в основе уравновешивания организма с условиями среды.

Биофизиологическая непосредственно связана с психологической адаптацией, т.е. с соответствием психических процессов, состояний и свойств индивида условиям и требованиям окружающей среды.

Психологическая адаптация обеспечивает единство социального и биологического в человеке и приспособление свойств среды потребностям человека на уровне психики.

В ходе филогенетического развития у человека вырабатывается новый  способ адаптации, основанный на перестройке  общественных отношений: социально-политических, экономических, межличностных и  др. Такую адаптацию обычно называют социально-психологической адаптацией.

Следует отметить и такое явление, как социально – психологическая дезадаптация личности. Подобное явление возможно при нарушениях адаптации в данной социальной (групповой) среде, когда личность оказывается не в состоянии адаптироваться. Это состояние характеризуется отсутствием тех положительных психологических особенностей, которое характерно при полном приспособлении.

Термин "адаптация", впервые примененный  Н.Аубертом, Д.Раймоном, Б.Ф.Вериго и разработанный позднее В.Гиллом, Э.Эдрианом, А.А.Ухтомским как параметр приспособления к среде, понимался и понимается в науке по-разному. Так, классическая биология и физиология в лице Б.Вериго (1888), В.Гилла (1930), Э.Эдриана (1935), А.Ухтомского (1945), П.Макарова (1956), А.Лебединского (1961) и других под адаптацией понимают общебиологический параметр приспособления, характеризующийся признаками торможения и последующей резистентности живой системы к изменившимся условиям среды, то есть как акт сведения к нулю текущего раздражителя или как самоограничение начавшейся активности всубстрате.

Дошкольный возраст – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.);  средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют  возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность данного возраста.

В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые  действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Дошкольный возраст –  период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка  начинают образовывать систему (иерархию), в которой  выделяются более и  менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким – то представлением.  [17;192]

Дошкольный возраст – возраст от 3 до 7 лет (между ранним и младшим школьным возрастом). [26; 47]

Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание  новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.).  «Овладение наукой  жизни - основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире »(А.Л. Кононко).

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые  могут способствовать социально-психологической  адаптации к дальнейшей жизни  в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Во-первых, это стихийный путь, поскольку  человеческий индивид с первых шагов  свою индивидуальную жизнь выстраивает  в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает  воздействия окружающей среды, а  включается в общие с другими  людьми акты поведения, в которых  усваивает социальный опыт.

Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности