Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная юлии555 Microsoft Office Word (3).docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

домики, уличное оборудование и  др.), а по окончании игры - убирать  на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего

ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой

Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше

ложиться спать?»). Однако следует  помнить, что и такое вмешательство  в режиссерскую

игру должно быть тактичным, учитывающим  особенности ребенка, чтобы не привести его

игру к разрушению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО СПОСОБСТВУЮЩЕЙ АФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ    АДАПТАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

2.1 Диагностика степени  проявления  социальной  адаптации детей старшего дошкольного возраста.

 

Исследование проводилось  на базе старшей группы МКДОУ «Детский сад №45» г. Биробиджана с августа по декабрь 2013г.

В эксперименте приняли участие  дети двух старших групп в количестве 20 человек.

Ц е л ь  и с с л е д о в а н и я: доказать влияние игровой деятельности на формирование социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста.

З а д а ч и и с л е д о в а н и я:

1. Выявить показатели социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить и апробировать комплекс мероприятий с использованием игровой деятельности, направленной на формирование социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проверить и проанализировать результаты исследования.

М е т о д ы  и с л е д о в а н и я:

1. Общепедагогические методы (анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования).

2. Диагностические методики.

3. Моделирование формирующего этапа.

4. Количественный и качественный анализ полученных данных исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе  проведена первичная диагностика  степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Использовали следующие методики:

  1. Методика.  «Сюжетно – ролевая игра « Больница»»

Цель: выявить степень  проявления социальной адаптации у  детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

  1. Методика. «Дидактическая игра «Лото»».

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

  1. Методика. «Подвижная игра «Волк и зайцы»».

Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре.

На формирующем этапе  мы провели комплекс мероприятий с использованием игровой деятельности, направленных на развитие социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

С контрольной группой на формирующем  этапе эксперимента мы эти занятия  не проводили.

На контрольном этапе мы провели  повторную диагностику с целью  выявления степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, в процессе которого провели качественный и количественный анализ полученных результатов.

Для выявления степени проявления социальной адаптации старших дошкольников, на основе  анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили следующие к р и т е р и и  и  п о к а з а т е л и:

Таблица 2.1.1.

Критерии показателей и уровни степени социальной адаптации старших  дошкольников средствами игровой деятельности.

Критерии 

Показатели 

Высокий

уровень

Средний уровень

Низкий уровень 

Выявить умения детей организовывать игру, объединяться в игровую группу, умение взаимодействовать со сверстниками в игре, умение решать проблемную ситуацию.

Умение предложить замысел  игры;

Умение развивать замысел  по ходу игры;

Умение создавать предметно- игровую обстановку.

Умение выбрать сюжет. Умение привлекать в игру новых игроков, развивая сюжет и включение новых  ролей.

Ребенок играет в большой  группе детей (от 3-х до 8-ми человек). Ребенок перед началом игры придумывает  замысел игры, принимает активное участие, заинтересован-

ное   участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок,дополнение игровой обстановки по ходу игры.

Ребенок играет в небольшой  устойчивой группе детей (до 4-х человек). Ребенок умеет договариваться о  теме игры, четко обозначает свою роль,

обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета.

Ребенок вместе с другими  детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию роли сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов.

Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка  в игре.

В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

Ребенок играет один или  в устойчивой паре. Ребенок в игре начинает играть с ходу, нет подготовительного  этапа. Использование предметов  – заместителей   вызывает затруднение, ребенок  предпочитает действовать  с реальными предметами. Центральным  содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному

(мама кормит дочку  и.т.п )

Выявить умения детей 

выполнять нормы правила  игры в совместной игровой деятельности.

 

 

Умение выполнять правила  игры в групповых играх.

Умение договариваться, уступать, организовывать себя;

Ребенок самостоятельно выбирает себе игру, привлекает партнеров для  игры, следит за выполнением и сам  выполняет правила игры, соблюдает  очередность в ходе и в выборе ведущего игры. В случае выигрыша или  проигрыша в игре реагирует адекватно (спокойно).

Ребенок охотно принимает  участие в игре, включается в игру сверстников, выполняет правила  игры. В случае выигрыша или проигрыша  бурно выражает свои эмоции.

Ребенок включается в игру сверстников с осторожностью, избирателен  в партнерах для игры. Правила  игры выполняет с трудом, нередко  нарушает их. Может бросить игру, не закончив ее. В случае проигрыша  отказывается от дальнейшей игры.

Выявить умения детей организовывать игру, объединяться в игровую группу,

выполнять нормы правила  игры.

Умение организовать подвижную  игру, проявлять инициативу, привлекать большое количество игроков, объяснять  и соблюдать правила игры, выбирать ведущего.

Ребенок привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает) правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.

Ребенок охотно принимает  участие в игре, но инициативы не проявляет. Соблюдает правила игры.

Ребенок включается в игру, если она ему интересна. Нарушает правила игры, может выйти из игры на любой ее стадии.


 

Методика 1.  «Сюжетно – ролевая игра « Больница»». (Приложение 1)

Цель: выявить степень  проявления социальной адаптации у  детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Материал:

Содержание задания:

Критерии оценки были следующими:

В ы с о к и й у р о в е н ь (3 балла):

Ребенок играет в большой  группе детей (от 3-х до 8-ми человек). Ребенок перед началом  игры придумывает замысел игры, принимает активное участие, заинтересованное   участие в совместном сюжето -сложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

С р е д н и й у р о в е н ь (2 балла):

Ребенок играет в небольшой  устойчивой группе детей (до 4-х человек). Ребенок умеет договариваться о  теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета.

Ребенок вместе с другими  детьми выбирает в соответствии с  сюжетом место для игры, игрушки  и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит  разные по содержанию роли сюжеты с  отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение  ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

Н и з к и й у р о в е н ь (1 балл):

Ребенок играет один или  в устойчивой паре. Ребенок в игре начинает играть с ходу, нет подготовительного  этапа. Использование предметов  – заместителей   вызывает затруднение, ребенок  предпочитает действовать  с реальными предметами. Центральным  содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному.

Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились  в таблицу 2.1.2.

Таблица 2.1.2.

Результаты показателей  степени проявления социальной адаптации  у детей старшего дошкольного  возраста в сюжетно-ролевой игре экспериментальной и контрольной группах.

Уровни 

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

1 (10%)

Средний

3 (30%)

5 (50%)

Низкий 

6 (60%)

4 (40%)


 

В экспериментальной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок. для него характерно то, что он играет в большой группе детей (от 3-х до 8-ми человек). Ребенок перед началом игры придумывает замысел игры, принимает активное участие, заинтересованное   участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

На среднем уровне находится 3 (30%) ребенка: эти дети играет в небольшой устойчивой группе сверстников  (до 4-х человек), они умеют договариваться о теме игры, четко обозначают свою роль, обсуждают с другими детьми основные направления развития сюжета.

Они вместе с другими детьми выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре эти дети воспроизводят разные по содержанию роли сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов.

Выбранная ими роль определяет и направляет их поведение в игре.

В одной и той же игре они могут выполнять разные роли.

На низком уровне находится 6 (60%) детей. Эти  дети отличаются от своих сверстников тем, что каждый из них играет одни или в устойчивой паре. Они в игре начинают играть с ходу, у них нет подготовительного этапа. Использование предметов – заместителей   вызывает у этих  детей затруднение, они  предпочитают действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры для них является однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному (медсестра делает укол пациенту и т.п.).

Методика 2. «Дидактическая игра «Лото»». (Приложение 2)

Цель: выявить степень  проявления социальной адаптации у  детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

Высокий уровень (3 балла) –

Средний уровень (2 балла) – 

Низкий уровень    (1 балл) – 

Полученные данные приведены  в таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3.

Результаты показателей  степени проявления социальной адаптации  у детей старшего дошкольного  возраста в дидактической игре  экспериментальной и контрольной  группах.

Уровни 

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

1 (10%)

Средний

3 (30%)

4 (40%)

Низкий 

6 (60%)

5 (50%)


 

В экспериментальной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок:

самостоятельно выбирает себе игру, привлекает партнеров для  игры, следит за выполнением и сам  выполняет правила игры, соблюдает  очередность в ходе и в выборе ведущего игры. В случае выигрыша или  проигрыша в игре реагирует адекватно (спокойно).

Средний уровень 3 (30%) ребенка: которые охотно принимают участие в игре, включаются в игру сверстников, выполняют правила игры. В случае выигрыша или проигрыша бурно выражают свои эмоции.

Низкий уровень 6 (60%) детей: включаются в игру сверстников с осторожностью, они избирательны в партнерах для игры. Правила игры выполняют с трудом, нередко нарушают их. Могут бросить игру, не закончив ее. В случае проигрыша отказываются от дальнейшей игры.

Методика. «Подвижная игра «Волк и зайцы»». (Приложение 3)

Цель: выявить степень  проявления социальной адаптации у  детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре.

Высокий уровень (3 балла) – 

Средний уровень (2 балла) –

Низкий уровень    (1 балл) –

Полученные данные приведены  в таблицу 2.1.4.

Таблица 2.1.4.

Результаты  показателей степени проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре контрольной и экспериментальной группах.

Уровни 

ЭГ

КГ

Высокий

1 (10%)

1 (10%)

Средний

4 (40%)

3 (30%)

Низкий 

5 (50%)

6 (60%)


 

В экспериментальной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок: привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает), правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.

На среднем уровне находится 4 (40%) детей, которые охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.

На низком уровне 5 (50%) детей, которые включается в игру, если она им интересна. Нарушает правила игры, может выйти из игры на любой ее стадии.

В контрольной группе на высоком  уровне  находится 1 (10%) ребенок: привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает), правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.

На среднем уровне находится 3 (30%) ребенка, которые охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.

На низком уровне находится 6 (60%) детей, которые включается в игру, если она им интересна. Нарушают правила игры, могут выйти из игры на любой ее стадии.

Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности