Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет
собой манипулирование
Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий.
На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.
В среднем дошкольном возрасте
- ролевая игра, она преобладает
вплоть до 6-7 лет. Ролевая игра представляет
собой деятельность, в которой
дети берут на себя роли (функции) взрослых
и в обобщенной форме (в специально
создаваемых игровых условиях) воспроизводят
деятельность взрослых и отношения
между ними. Для этих условий характерно
использование разнообразных
Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Возникшая на границе раннего и детского возраста ролевая игра получает свое дальнейшее развитие, достигает расцвета уже в дошкольные годы. Развитие игры проявляется прежде всего в изменении ее сюжета и содержания. Сюжет игры - это сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Если для самых младших наиболее типичны игры с бытовым сюжетом («дочки-матери» и т. п.), то у средних детей наряду с этим часты игры с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство», «больница», «летчики», «поликлиника», «детсад»). У старших детей нередко возникают игры и с общественно-политическим сюжетом («космос», «война» и т. п.).
Меняется в дошкольный период и содержание детских игр - то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Главное содержание ролевых игр в младшем детском возрасте заключается в максимально развернутом воспроизведении действий с предметами («трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду» и т. п.), в среднем детском возрасте -- воспроизведение отношений между взрослыми, в старшем главным становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. И ссоры соответственно возникают по разным причинам: из-за игрушек, из-за ролей, по поводу того, «бывает так или не бывает».
Сюжет и содержание игры воплощаются в ролях: их выполнение и является главным моментом творческой игры.
Как ни фантастичен на первый взгляд тот мир, в который вступает ребенок в игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В играх действуют не менее жесткие, чем в действительности, законы и правила, которым ребенок охотно подчиняется. У каждой роли свои правила. Но все они взяты из окружающей жизни, заимствованы из отношений в мире взрослых. [6;106]
Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов, например, сценотеста.
Игра оказывает огромное
влияние на все стороны психики
детей, а главным образом на развитие
личности. Здесь формируется иерархия
мотивов, то есть умение подчиниться
требованию «надо», а не «хочу», подавить
свои сиюминутные желания. В игре
малыш учится устанавливать взаимоотношения
со сверстниками, планировать свои
действия, оценивать свое поведение
и поведение партнера, контролировать
его. В игре развивается интеллект
ребенка, в частности знаково-
Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает
в игре, - возможность взять на
себя роль. В ходе проигрывания этой
роли преобразуются действия ребенка
и его отношение к
В каждой игре есть правила. Постепенно они начинают выделяться дошкольником как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием. Изменяется осознание правила: от его слитности с ролью или отношения к нему как к простому требованию взрослого - к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры. [15;40]
Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в «отдых»[2;16]
Игра – соревнование или состязание между участниками (детьми и взрослыми) по заранее согласованным, строго определенным правилам (условиям), направленным на достижение определенных общепринятых целей. [9, 79]
Деятельность – форма психической активности, направленности на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель и задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. [3, 37]
Игра - один из видов деятельности, значимость которых заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному, и нравственному воспитанию детей. [3, 6]
Игра, игровая деятельность – один из видов деятельности, характерных для животных. Игра является одной из форм развития специфических типов поведения.
Игра детская - один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей, особенно младших возрастов; особая форма отношений ребенка к окружающей действительности. [3,166]
Детская игра – исторически сложившийся вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между теми направлениями на познание окружающей действительности и усвоение социального опыта. [13, 164]
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и условие общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а так же интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности у детей дошкольного возраста. Игра - ведущий вид деятельности. [12, 97]
Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. [7,176]
Игра, игровая деятельность – один из видов активности человека и животных. Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра по определению А.Н.Леонтьева является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
[7,239]
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в пределах науки и культуры. [10, 145]
В структуру игры детей входят: 1) роли, взятые на себя играющими,
2) игровые действия как
средство реализации этих
Социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспосабливается к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, и структуре отношений в определенных социально- психологических общностях, установление соответствия поведения принятых а общностях норм и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой. [12, 12]
Таким образом, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой.
В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:
игра-экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной
и воспитательной целями:
игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие
игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со
строительным материалом.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых
игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при
выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы -дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры
с предметами и игрушками, настолъно - печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением.
Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.
В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей:
Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности