Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная юлии555 Microsoft Office Word (3).docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас  «стоп!»), по которому они должны остановиться.

«Менялки»

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг –  стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются  местами те, у кого… (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички  и т.д.)». После этого имеющие  названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий  в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

«Игра в тарелочку»

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.

Учим контролировать движения и работать по инструкции

«Холодно – горячо, право – лево»

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью  команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и  др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как  если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

«Горная тропинка»

Перед игрой детям читают басню С.Маршака «Два барана»  и проводят беседу по её содержанию.

- Как вы думаете, почему  с баранами произошло несчастье?

- Какие качества погубили  баранов?

- Подумайте и скажите:  был ли выход из создавшейся  ситуации?

- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Затем начинается игра.

Воспитатель. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами, пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдёте навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идёте по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25 – 30 см ограничены верёвкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?»  Оцениваются активность, внимание к  партнёру, взаимопомощь, варианты решения  проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

«Глаза»

В качестве образцов воспитатель  использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого –  нет (он – «глаза своей пары). Далее  ребёнок с завязанными глазами  рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды  даются с опорой на образец). Затем  дети меняются ролями, игра повторяется.

«Замри!»

С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой»  удаляет нарушителя.

Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри!».

Дети, замерев в любой  позе, ждут сигнала: «Отомри!».

 

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности  за другого

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит  сюжетные картинки, связанные с приемлемыми  и неприемлемыми взаимоотношениями ( в системах взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок –  окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака « - «).

Ребёнок раскладывает около  шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком  и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают  в роли наблюдателей и советчиков.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться  из болота можно только парами и  только по дощечкам.

У одного из игроков сломались  и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

«Поводырь»

В группе разложены и расставлены  предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т. д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый  повязывает на глаза повязку, ведущий  ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдём его». Затем  дети меняются ролями.

Развиваем умение активно  слушать:

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

«Пантомимические этюды»

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.

«Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Воспитатель предлагает детям  придумать вариант сказки, где  характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и  показать с помощью настольного  театра, что может произойти в  такой сказке.

«Отражение чувств»

Дети объединяются в пары, договариваются , кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяете, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывает его друг в момент, когда произносил фразу.

Развиваем слуховое восприятие

«Телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и  передаёт его первому игроку ( на ухо, шёпотом), тот по цепочке следующему и т. д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.

«Цепочка слов»

Выбирается водящий. Он придумывает  и называет три – пять слов, потом  указывает на любого игрока, который  должен повторить слова в той  же последовательности. Если ребёнок  справляется с заданием, он становится водящим.

«Собери чемодан»

Детям предлагают отправиться  в путешествие. Что для этого  надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой  в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и  называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться  нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о  которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.

«Эхо»

1-й вариант. Детям читают  стихотворение, они повторяют  последнее слово каждой строчки.

2-й вариант. Дети делятся  на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».

«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».

«Взаимное цитирование»

«Мы сыграем в такую  игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в  воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет  в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв  ход, сделает то же. И т. д. Важно  не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его  имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

Учим задавать открытые и  закрытые вопросы

«Почта»

Между участниками игры и  водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т. д.

(дети изображают действия, названные водящим).

«Да» и «нет» не говорите

В игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встаёт перед другой командой, игроки которой  в течение минуты «обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «Да  и нет, не говорите».

Если игрок произнесёт одно из этих слов, это будет означать, что команда – соперница его  перехитрила, и он должен вернуться на своё место. Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесёт запрещённых слов, то команда-соперница признаёт себя побеждённой. «Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.

«Как тебя зовут?»

Участники игры придумывают  себе смешные прозвища (пузырёк, расчёска, ручка и др.), затем водящий  задаёт вопросы. Отвечая на них, можно  называть только своё прозвище. Отвечать надо быстро. Не задумываясь, нив коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и  строго предупреждает: «Кто ошибётся, тот попадётся! Кто засмеётся, тому плохо придётся! «. Затем следует  такой диалог:

- Кто ты?

- Метла.

- Что ты ел сегодня  утром?

- Метлу.

- На чём можно ездить?

- На метле. И т.д.

Так продолжается до тех  пор, пока игрок не рассмеялся. Если игрок рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры.

«Сундучок»

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает  в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит  в сундучке.

Правило: на все вопросы  надо отвечать только «Да» или «Нет».

«Картинная галерея»

Детям предлагают рассмотреть  уже известные им картины и  загадать ту, которая им больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина  понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она –  картина под названием (называет)».

«Азбука почемучек»

Задавайте вопросы так, чтобы  их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает  тот, кто первый собьётся, кто забудет  последовательность букв в алфавите.

Арбуз – это фрукт или  овощ?

Бегемот – это кто?

Волки водятся в наших  лесах?

Где зимуют ежи?

Детей кто воспитывает?

Ель на ёжика похожа?

Ёрш – это птица?

Жадность в чём проявляется?

Зачем лисе хвост?

Ирис – это цветок или  конфета?

Куда улетают осенью птицы?

Любишь ты животных?

Можно обижать маленьких?

Ночь – часть суток  или время года?

Облака бегут или плывут?

Помогаешь родителям?

Радуешься новым игрушкам?

Собака – друг человека?

Ты часто задаёшь вопросы  взрослым?

Учиться всегда пригодится?

Фломастерами что делают?

Хорошо ты отдохнул летом?

Цапля где живёт?

Часто ты читаешь книги  с взрослыми?

Шарами что можно украсить?

Щенки чьи дети?

Этажей сколько в твоём  доме?

Юла – это игрушка?

Яблоки какого бывают цвета?

«Пум – пум – пум»

«Сейчас мы сыграем в игру «Пум – пум – пум». Пум – пум – пум – это какой-нибудь предмет, который есть в нашей группе».

Выбирают ребёнка, который  должен загадать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться, что  это за «пум – пум – пум» такой.

Вопросы могут быть, например, такими: «Почему ты загадала этот пум  – пум – пум? Для чего он нужен? Этот пум – пум – пум большой  или маленький?». И т. д.

Тот, кто загадал предмет, должен отвечать на вопросы полными  предложениями.

Учим перефразировать  сказанное (сохранив главный смысл)

«О чём я сказала»

Взрослый обращается к  детям: «Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеёк. Бежит вода из крана. О чём я  сказала?». Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеёк, вода из крана могут бежать».

Каждому ребёнку дают по три предметные картинки. Перефразировать  мысль педагога будет тот ребёнок, про чьи картинки пойдёт речь. Например, «Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывёт утка. Плывёт человек. Плывёт корабль. Летит самолёт. Летит птица. Летит  облако. Ножка у стола. Ножка у  гриба. Ножка у мебели. Ушко у куклы. Ушко у кошки. Ушко у иголки». И  т. д.

«Объясни Незнайке!»

Педагог говорит: «Незнайка  не понимает того, о чём я ему  говорю. Давайте ему поможем. Как  можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит» и т. д.

«Слушай и повторяй»

Играть могут два ребёнка  и более. В первой игре роль ведущего воспитатель берёт на себя. Когда  дети усвоят правила игры, ведущим  может стать любой желающий.

Воспитатель с помощью  считалки выбирает одного ребёнка для  передачи информации детям. Ребёнок  внимательно слушает, вникая в содержание сказанного. Затем ему предлагают передать детям суть сказанного ему, но другими словами.

Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности