Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная юлии555 Microsoft Office Word (3).docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

самому бегать, увертываясь  от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу

и радуется, когда это  удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее

построит дом?», игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участнику  сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»). Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают

взрослые).

 Таким образом, игры  с правилами благоприятны для  развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и  обучения детей дошкольного возраста.

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.

Режиссерские и сюжетно-ролевые  игры.

В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно – ролевыми играми. В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно – отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает

последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого  ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли.

Таким образом создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т. п. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями.  Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями. Первоначально в такой игре преобладает интерес к событийной стороне: действуя с игрушкой, малыш создает какую-нибудь ситуацию. Например, 3-летний Сережа играет с плюшевым зайцем, водит его по столу, комментируя свои действия: «Зайчик гуляет в лесу, прыг-прыг по травке. Ищет морковку, а ее нет. Вот, ягодку нашел. Ешь, зайка, ягодку!» За этой игровой ситуацией скрывается личный опыт малыша: он сам бывал в лесу, находил и

ел ягоды, видел на картинке зайца  с морковкой. Таким образом, в  режиссерской игре, как

позже и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает использовать приобретенный ранее

социальный опыт, привлекает партнеров.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их

заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов,

претензий. Естественно, что такое  игровое общение для маленького ребенка легче, чем

общение со сверстниками, в котором  необходимо учитывать позицию, настроение

партнеров, искать с ними общий  язык. Малыш исподволь готовится  к этому общению,

овладевая в режиссерской игре умением  «видеть» картину игры, планировать  ее, исходя из

замысла, который зарождается у  него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые

действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д. Ушинский: ребенок

учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение

посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом  глазами

разных персонажей ребенок видит  событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что

исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет

взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

У детей в среднем и старшем  дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают

изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание, У детей 4-5 лет

содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят  отражение

знакомые сказки, мультфильмы, а  вот события личной жизни используются реже. Дети

легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников.Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо

выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7лет  содержание

игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества, Дети любят

обыгрывать измененные собственной  фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в

содержание игры много вымышленного.

Как подчеркивает Е. М. Гаспарова, на протяжении всего дошкольного возраста развитие

сюжета происходит на основе возникающих  ассоциации, отправной точкой которых  могут

быть предметы, игрушки, собственные  впечатления, строчки из знакомого  стихотворения и

др.

Режиссерские игры возникают как  индивидуальная деятельность и остаются такими в

раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у

старших дошкольников, особенно когда  ребенок мало контактирует со сверстниками (часто

болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении  с

другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут,

застенчив, имеет дефекты речи и др.).

В среднем и особенно старшем  дошкольном возрасте возникают совместные

режиссерские игры. Объединения  детей обычно немногочисленны - 2-3 человека. Дети

вместе придумывают сюжет, подбирают  или мастерят необходимые игрушки, предметы,

исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной

режиссерской игре ярко выражен  сюжетно-ролевой характер. Таким  образом, режиссерские

игры создают реальные предпосылки  для возникновения сюжетно-ролевой  игры. Но с

появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг

друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом  дошкольного возраста.

Педагогические условия развития режиссерских игр

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных

форм, а также присущего им интимного  характера. Поэтому важнейшее условие  для

развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства,

обеспечение места и времени  для игры. Обычно ребенок ищет для  игры уголок,

защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под

столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или

кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне,

раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые

проекты зданий не учитывают потребность  ребенка в индивидуальной игре. Но во многих

дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки

организации соответствующих условий  для развития игры: единое пространство групповой

комнаты «разбивают» специальной  расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны,

которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные  новации:

в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные

галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т. п. Используется крупное

игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку

возможность уединиться, но не чувствовать  себя полностью изолированным от

сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог

прибегает к опосредованному руководству  деятельностью ребенка. Умелым подбором

игрового материала, внесением  новой игрушки, которая отвечает интересам малыша,

стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о

том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор  мелких животных с

вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк,

требуется сделать клетки для животных, в ход идет строительный материал, затем

используются фигурки людей (посетители, служащие).Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной

книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и  знаний в

режиссерской игре. Иногда уместно  предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там

случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком

иллюстрации в книге, попросить  рассказать, а затем показать, что  делают персонажи. Такие

педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания  обыграть ситуацию с

помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать  их в

сотворчество с педагогом. Приглашение  к сотворчеству может выглядеть  по-разному:

«Давай сочиним вместе сказку о  петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем

праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу

историю, а ты ее покажешь» и  т. п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их

развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное

внесение новых игрушек в  зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг

педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти  среднего

дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам,

чтобы показать возможность ее включения  в знакомый сюжет. Например, игрушку

Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и  показывает

действия, связанные с образом  доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки,

хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным,

содержательным. На данном этапе формируется  обобщенное представление о многих

явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют

игрушки-заместители, многофункциональные  игрушки. В качестве такого

многофункционального материала  для режиссерских игр Е.М. Гаспарова предлагает кубики

разных размеров со схематичным  оформлением (человеческие лица с признаками веселого,

грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они

заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон

и др. С целью развития творчества Е.Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет

«пустые кубики». Тогда у ребенка  появляется возможность оформлять  их соответственно с

развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники  могут

мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к  этой работе своих

родителей и т.д.). Воспитатель продумывает  хранение игрового материала. Важно, чтобы

дети могли самостоятельно подбирать  все необходимое (фигурки людей, животных,

Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности