Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Во-вторых, овладение социальным опытом
реализуется и как
Итак, для ребенка, который социализируется,
соответствующими эталонами изменения
социальной среды является семья, дошкольное
учебное заведение, ближайшее окружение.
При переходе от другой социальной
среды ребенок переживает кризис
вхождения в новую социальную
общность, процесс адаптации, растворение
в ней детерминируется
Игра - это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим[21; с. 23].
Как указывают А.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С. А. Рубенштейн, Д.П. Эльконин считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.
Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения.
Немецкий психолог Карл Гросс первым в конце 19 века предпринял попытку систематического изучения игры, считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование («Теория существования»). К. Гросс называет игры начальной школой поведения. По Гроссу, игры служат для упражнения различных физических и психических сил, и источником игры являются биологические механизмы.
Платон считал, игра свидетель того, что человек не прибывает в состоянии утомления, она источник удовольствия.
К. Шиллер, боготворя красоту, считал, что игра и красота уравновешивают и дополняют друг друга, что красота побуждает к игре. По его мнению, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет» игра по Шиллеру, это свободное самодеятельное раскрытые всех сил человека, его сущности [30; с.34].
Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский философ, считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка. Я.А. Коменский советовал взрослым, внимательно относится к играм детей, разумно руководить ими.
В работах отечественных
Многим отечественными методистами и педагогами, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.П. Усовой отмечается, что игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [5; с. 76].
Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные
на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры - драматизации, подвижные и др.).
На современном этапе в
Все виды игр можно объединить в
две большие группы, которые отличаются
мерой непосредственного
1) Творческие игры (сюжетно-ролевые);
2) Игры с правилами (
Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.
Вторая группа - это различные
обучающие игры, в которых взрослый,
сообщая ребенку правила игры,
дает фиксированную программу
Развитие психических
Она характеризуется тем, что внутри
нее дифференцируются другие, новые
виды деятельности, в ней формируются
и перестраиваются частные
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления [23; с. 360].
Игра занимает значительное место
в жизни детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста. Она
является естественным состоянием, потребностью
детского организма, средством общения
и совместной деятельности детей. Игра
создает тот положительный
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения
Высказывание (текст) обладают такими свойствами как цельность и связность. А.А. Леонтьев считает, что в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, цельность- это свойство текста в целом. Формирование связной речи ребенка происходит постепенно: от ситуативной речи к контекстной (связной). Сначала общение у ребенка происходит лишь всего с непосредственным ближайшим окружением. Это значит, смысловое содержание речи маленького ребенка становится понятным, лишь, будучи взято совместно с определенной ситуацией: это ситуативная речь. Поскольку ребенок оперирует сначала лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его носит ситуативный характер. Такой же характер речи соответствует и ее содержанию, и ее функции [38; с. 78].
Складывающаяся функция
«Содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателей из сочетания слов, предложений. Однако появление контекстной речи не вытесняет ситуативной ее формы. С появлением контекстной речи обе формы сосуществуют».
В зависимости от задач и целей общения используются как ситуативная, так и контекстная ее форма.
Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п. включаются в нее в качестве частных моментов. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий форм общения ребенка с окружающими.
Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи - связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. «По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития».
Таким образом, мы выясняли, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры, в других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр, третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей.
Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но каждый со своей точки зрения.
Игру считают ведущей
Для ребенка игра – способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Это увлекательно и интересно, но и очень трудно – понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир.
Преимущество игры перед любой
другой детской деятельностью
И в то же время, именно в игре дети
учатся контролировать и оценивать
себя, понимать, что они делают, и
(наверное, это главное) хотеть действовать
правильно. Отношение современных
дошкольников к игре (а значит и
сама игровая деятельность) существенно
изменились. Несмотря на сохранение и
популярность некоторых игровых
сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери),
дети в большинстве случаев не
знают правил игры и не считают
обязательным их выполнение. Они перестают
соотносить своё поведение и свои
желания с образом идеального
взрослого или образом
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один - учебная деятельность.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.[6; 85]
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. [1; 32]
Игра является наиболее свободной
деятельностью ребенка-
Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности