Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:01, дипломная работа
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я: теоретически обосновать и изучить влияние игровой деятельности на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.
Т е м а и с с л е д о в а н и я: "Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности".
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я: социальная адаптация дети старшего дошкольного возраста.
П р е д м е т и с с л е д о в а н и я: игровая деятельность как средство социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности. 8
Социальная адаптация как научная проблема.
1.2Особенности социальной адаптации детей старшего
дошкольного возраста.
Игровая деятельность как средство социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Глава 2. Игра как средство способствующей аффективной социальной адаптации в старшем дошкольном возрасте. 46
2.1 Диагностика степени проявления социальной адаптации
детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Программа “Игры для детей дошкольного возраста,
направленные на социально - личностное развитие”.
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
«Построим город»
Один ребёнок – «архитектор». Его задача – рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребёнка, распределяет роли и объясняет каждому. Что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.
Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми
«Телеграф»
Четыре ребёнка – «связисты», остальные – наблюдатели, воспитатель – отправитель телеграммы, один ребёнок – её получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передаёт ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвёртому; четвёртый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он всё понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
«Диалоги»
1-й вариант. Дети
2-й вариант. «Переговоры».
Дети делятся на две команды.
Тему для разговора выбирают
сами. Условие: не перебивать друг
друга. В течение 5 – 7 минут
команды общаются по выбранной
теме и делают вывод, о
Игры на преодоление негативных эмоций, гнева
«Ругаемся овощами»
Цель: учить преодолевать негативные эмоции, гнев.
Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.
«Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк), а потом «добрых» животных (котёнок, щенок).
«Собака-поводырь»
Цель: развивать чувство доверия к близким.
Ход: дети становятся в пары, одному завязывают глаза, другой водит его по комнате.
«Не поделили игрушку»
Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход: детям предоставляются разные яркие игрушки, которые можно разобрать, идёт решение конфликтных ситуаций, обсуждаются все версии детей, как бы повели себя младшие и старшие братья и сёстры.
«Уходи, злость, уходи»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: ведущий предлагает
прогнать это настроение. Дети кричат:
«Уходи, злость, уходи!», могут стучать
руками и ногами по полу, скомкать или
разорвать рисунок злого
«Клеевой дождик»
Цель: регуляция движений в коллективе; развитие социального доверия.
Ход: дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- подняться и сойти со стула;
- проползти под столами;
- обогнуть «широкое озеро»;
- пробраться через «дремучий лес»;
- спрятаться от «диких животных».
На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнёра.
«Окажи внимание другому»
Цель: развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.
Ход: дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.д. В ответ ребёнок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…(повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес). А ещё я думаю, что я…»
«Найди друга»
Цель: научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков.
Ход: дети делятся на 2 группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет»
Цель: развитие социальной активности детей.
Ход: всем участникам ведущий
кладёт в ладоши «по секрету» из
красивого сундука (пуговицу, брошку,
бусинку и т.д.), зажимает детский
кулачок. Участники ходят по помещению
и, снедаемые любопытством, находят
способы уговорить другого
2.3 Анализ результатов
экспериментального
Для того, чтобы выявить результаты формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент.
Цель эксперимента: проанализировать результаты исследования.
С этой целью мы использовали те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Таблица 2.3.1.
Динамика показателей результатов степени адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности в контрольной и экспериментальной группах на 3 этапе
Уровни |
ЭГ |
КГ | ||||
1 этап |
3 этап |
Изменения |
1 этап |
3 этап |
Изменения | |
Высокий |
1 (10%) |
1 (10%) |
0 |
1 (10%) |
1 (10%) |
0 |
Средний |
3 (30%) |
5 (50%) |
+2 (20%) |
5 (50%) |
6 (60%) |
+1 (10%) |
Низкий |
6 (60%) |
4 (40%) |
- 2 (20%) |
4 (40%) |
3 (30%) |
- 1 (10%) |
В экспериментальной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок. для него характерно то, что он самостоятельно выбирает себе игру, привлекает партнеров для игры, следит за выполнением и сам выполняет правила игры, соблюдает очередность в ходе и в выборе ведущего игры. В случае выигрыша или проигрыша в игре реагирует адекватно (спокойно).
Средний уровень 5 (50%) детей, так как 2 ребенка поднялись с низкого уровня на средний: ………
Низкий уровень находится 4 (40%) ребенка: ……
включаются в игру сверстников с осторожностью, они избирательны в партнерах для игры. Правила игры выполняют с трудом, нередко нарушают их. Могут бросить игру, не закончив ее. В случае проигрыша отказываются от дальнейшей игры.
В контрольной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок: ……привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает), правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.
На среднем уровне находится 6 (60%) детей, так как 1 ребенок передвинулся с низкого уровня на средний,…..
которые охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.
На низком уровне находится 6 (60%) детей, которые включается в игру, если она им интересна. Нарушают правила игры, могут выйти из игры на любой ее стадии.
Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.
Полученные данные приведены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2.
Динамика показателей результатов степени адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности в контрольной и экспериментальной группах
Уровни |
ЭГ |
КГ | ||||
1 этап |
3 этап |
Изменения |
1 этап |
3 этап |
Изменения | |
Высокий |
1 (10%) |
2 (20%) |
+1 (10%) |
1 (10%) |
1 (10%) |
0 |
Средний |
3 (30%) |
4 (40%) |
+1 (10%) |
4 (40%) |
5 (50%) |
+1 (10%) |
Низкий |
6 (60%) |
4 (40%) |
- 2 (20%) |
5 (50%) |
4 (40%) |
- 1 (10%) |
В экспериментальной группе 1 (10%) ребенок поднялся со среднего уровня на высокий, и теперь на высоком уровне находится 2 (20%) ребенка: они ….
. для него характерно то, что он самостоятельно выбирает себе игру, привлекает партнеров для игры, следит за выполнением и сам выполняет правила игры, соблюдает очередность в ходе и в выборе ведущего игры. В случае выигрыша или проигрыша в игре реагирует адекватно (спокойно).
На среднем уровне 4 (40%) ребенка, так как 1 ребенок поднялись с низкого уровня на средний: ………
На низком уровне находится 4 (40%) ребенка:……включаются в игру сверстников с осторожностью, они избирательны в партнерах для игры. Правила игры выполняют с трудом, нередко нарушают их. Могут бросить игру, не закончив ее. В случае проигрыша отказываются от дальнейшей игры.
В контрольной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок: ……привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает), правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.
На среднем уровне находится 4 (40%) детей, так как 1 ребенок передвинулся с низкого уровня на средний:…..
которые охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.
На низком уровне находится 5 (50%) детей: которые включается в игру, если она им интересна. Нарушают правила игры, могут выйти из игры на любой ее стадии.
Цель: выявить степень проявления социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре.
Полученные данные приведены в таблице 2.3.3.
Таблица 2.3.3.
Динамика показателей результатов степени адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности в контрольной и экспериментальной группах .
Уровни |
ЭГ |
КГ | ||||
1 этап |
3 этап |
Изменения |
1 этап |
3 этап |
Изменения | |
Высокий |
1 (10%) |
2 (20%) |
+1 (10%) |
1 (10%) |
1 (10%) |
0 |
Средний |
4 (40%) |
6 (40%) |
+2 (20%) |
3(30%) |
4 (40%) |
+1 (10%) |
Низкий |
5 (50%) |
2 (40%) |
- 3 (30%) |
6 (60%) |
5 (50%) |
- 1 (10%) |
В экспериментальной группе 1 (10%) ребенок поднялся со среднего уровня на высокий, и теперь на высоком уровне находится 2 (20%) ребенка: они ….
. для него характерно то, что он самостоятельно выбирает себе игру, привлекает партнеров для игры, следит за выполнением и сам выполняет правила игры, соблюдает очередность в ходе и в выборе ведущего игры. В случае выигрыша или проигрыша в игре реагирует адекватно (спокойно).
На среднем уровне 6 (60%) ребенка, так как 2 ребенка поднялись с низкого уровня на средний: они………
На низком уровне находится 2 (20%) детей:они испытывают трудности при ……включаются в игру сверстников с осторожностью, они избирательны в партнерах для игры. Правила игры выполняют с трудом, нередко нарушают их. Могут бросить игру, не закончив ее. В случае проигрыша отказываются от дальнейшей игры.
В контрольной группе на высоком уровне находится 1 (10%) ребенок: ……привлекает для игры группу детей, объясняет (напоминает), правила игры, выбирает (организовывает выбор) ведущего, следит за выполнением игровых правил.
На среднем уровне находится 4 (40%) ребенка, так как 1 ребенок передвинулся с низкого уровня на средний: дети…..
которые охотно принимают участие в игре, но инициативы не проявляют. Соблюдают правила игры.
На низком уровне находится 5 (50%) детей: они испытывают….. включается в игру, если она им интересна. Нарушают правила игры, могут выйти из игры на любой ее стадии.
Таблица 2.3.4.
Динамика сводных показателей результатов степени социальной адаптации старших дошкольников средствами игровой деятельности в контрольной и экспериментальной группах на 3 этапе
Уровни |
ЭГ |
КГ | ||||
1 этап |
3 этап |
Изменения |
1 этап |
3 этап |
Изменения | |
Высокий |
10% |
16% |
+6 % |
8% |
10% |
+2 |
Средний |
34% |
50% |
+16 % |
40% |
48% |
+8 |
Низкий |
56% |
34% |
- 22% |
52% |
42% |
- 10 |
Информация о работе Социальная адаптация старших дошкольников средствами игровой деятельности