Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90
Учитель. Хорошо, когда родители и дети знают и понимают друг друга. А то может случиться и такая история.
Ученик.
Я в своей квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться:
По приказу подниматься,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять постель.
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать!
Теперь вам ясно,
Почему начал огрызаться я?
Конец терпенью моему –
Де-мо-би-ли-за-ци-я!
Школьный психолог. Выступление по теме “Взаимоотношения и взаимопонимание детей и родителей”.
После выступления психолога раздаются памятки родителям и детям.
Памятка детям.
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и понимай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем, чистой душой.
Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремиться жить за счет других, причиняет зло людям.
Заповеди разумного воспитания для родителей.
Дети учатся тому, что видят.
Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпеливым.
Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт.
Заместитель директора по учебной и воспитательной работе в начальной школе. Награждение родителей за воспитание ребенка, за активное участие в жизни класса, школы.
Председатель родительского комитета класса.
Я предлагаю выработать правила общения в семье и принять их к исполнению.
Правила общения в семье.
Уважать друг друга.
Считаться с мнением родителей.
Считаться с мнением ребенка.
Стараться не огорчать родителей учебой или поступками.
Честно признаваться в совершенных поступках и мужественно выносить наказания.
Оценивать поступок ребенка, а не личность.
Учитывать возможности семейного бюджета в своих требованиях к родителям в покупке вещей и исполнении своих желаний.
Не держать на родителей обиду, уметь прощать их.
Родители должны быть твердыми, но добрыми.
Составляются правила общения в семье и зачитываются членом родительского комитета.
Учитель. Я хочу закончить собрание словами о счастье, а вы мне все поможете, (слова раздаются родителям и детям в ходе подготовки к собранию).
Что такое счастье?
Это очень просто:
Это когда люди
Зажигают звезды,
Это, когда в мире
От тебя теплее,
Это значит все мы –
Внуки Прометея.
1 ученик. Что такое счастье?
1 родитель. С правдой быть в ладу.
Малого и старого не давать в беду.
2 родитель. Первым в каждом деле подавать пример.
3 родитель. Брать при штурме цели точный глазомер.
2 ученик. Что такое счастье?
4 родитель. Строить день-деньской.
Чтоб остаться долго в памяти людской.
5 родитель. Мирно жить с соседом.
6 родитель. Презирать скандал.
7 родитель. Накормить обедом, кто в пути устал.
3 ученик. Что такое счастье?
4 ученик. Молодым умом постигать науки на пути земном.
5 ученик. Верить в человечность.
6 ученик. Коль придет беда, чуткость и сердечность проявлять всегда.
Учитель. Своя семья – самые лучшие друзья.
ТОК-ШОУ «Поймем друг друга» - торжественное родительское собрание с детьми.
Цели:
Участники: родители учащихся, дети, гости.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями:
Звучит мелодичная музыка.
Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Дорогие друзья, мы рады вас приветствовать у нас в гостях. Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях, которые должны присутствовать в каждой семье.
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: Я.
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – Я.
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все та же ответила – Я.
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы подруга моя?
На все это Ева ответила – Я.
Сказала она знаменитых семь я
Вот так на земле появилась семья.
- Если заглянуть в словарь
Даля, то там определение семьи
звучит так: это совокупность
близких родственников, живущих
вместе. Наши дети тоже думали
над вопросом: Что же такое
«счастливая семья?» Вот
Музыка (звучат фанфары).
Личное дело семьи: (три семьи – представление каждой)
Муж, глава семьи –
Жена, хранительница очага и дома –
Дети, надежда и опора –
Семейный стаж -
Вопросы первой семье:
Вопросы второй семье:
Вопросы третьей семье:
- По авторитетному мнению Д. Корнеги «Улыбка создает счастье в доме. Она ничего не стоит, но многое дает. Это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Настроимся на волну хорошего настроения. Выступают наши дети с красивой песней «о Зиме». (Старакодомский «Пришла веселая зима»)
- Согласитесь всегда приятно смотреть на счастливые лица детей. Каждый ребенок – это радость для своих родителей. Кто же может сделать детей счастливыми? Конечно их родители! Скажите, каковы обязанности хороших родителей? (ответы)
- А большинство детей на первое место поставили умение общаться с детьми, понимать их, и даже уметь развлекать и веселить! Эти высказывания детей вы можете увидеть на новогодних снежинках, которые украшают наш класс.
- Предлагаю проверить, умеют ли наши семейные пары играть с детьми. На дворе зима. Какие зимние забавы вы знаете?
- Прошу выйти сюда семейные пары. Ваша задача с помощью крепких объятий лопнуть шарик, прочитать задание, и используя материалы, лежащие перед вами – выполнить его.
1 задание - создать образ Снегурочки из мамы.
2 задание – создать образ Снеговика из ребенка.
3 задание – создать образ деда Мороза из папы.
- Болельщики могут болеть, а команды быстро распределяют обязанности и приступают к выполнению задания.
Звучит музыка.
Аплодисменты помогут оценить работу наших семей.
- Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи.
- Сейчас вам предлагается
составить небольшое
дом живем я семья
- Пока семьи стараются стать поэтами, мы побеседуем со зрителями.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями