Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Итоги опытно  – экспериментальной работы по  развитию познавательного интереса

 

Развитие познавательных интересов проводятся через инновационные, новые технологии, нетрадиционные уроки.

Была проведена диагностика  классов до использования  нетрадиционных форм урока, результаты констатирующего эксперимента приведены ниже на рисунке.

Констатирующий эксперимент:

Эксперимент проводился на контрольном и экспериментальном  классах средней школы № 41, в  двух первых классах:

1 класс «В» экспериментальный  класс – 20 человек

1 класс «Г» контрольный класс -22 человека

 

 

Рисунок 2.1. На констатирующем этапе эксперимента.

 

В своей опытно – экспериментальной работе мы применяли методы для развития познавательных интересов у младших школьников через нетрадиционные уроки. В ходе экспериментальной работы были проведены Урок – путешествие, математические задачки в стихах, карточки по математике. В уроки так же включались сюжеты знакомых детям сказок и герои литературных произведений.

Для того, чтобы выяснить эффективна ли наша работа, мы провели  промежуточный эксперимент, результаты эксперимента приведены на рисунке 2.2

 

 

 

Рисунок 2.2. Промежуточный эксперимент.

 

Из указанных данных можно сделать вывод то, что работа эффективна, проходит в правильном направлении, исходя из этого, продолжаем применять на уроках новые методы для развития познавательных интересов на уроках математики.

Мы провели математические викторины, урок – магазин, математические сказки, математические карточки. Было проведено родительское собрание, на котором мы провели опрос.  Родители подтвердили, что детям стало интересно заниматься на уроках математики, повысился познавательный интерес.

На итоговом этапе опытно – экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент. Результаты которого констатируют динамику уровня мотивации и познавательного интереса школьников на  уроках математики.

 

 

Рисунок 2.3. Итоги  контрольного эксперимента.

Применение новых технологий позволило сделать обучение младших школьников более интересным, занимательным. Следует отметить активизировалась мыслительная деятельность и воображение, повысился уровень внимания и памяти. Таким образом проведенная опытно – экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что использование инновационных методов стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников.

При работе с родителями, я использовала метод беседы. Во время беседы. Родители подтвердили, что у детей повысился познавательный интерес к учебе, к выполнению домашнего задания по предмету математике. Отмечено, что ребятам интересно  самостоятельно ходить в магазин. Появилось  желание у детей ходить в математический кружок.

 

1 «Г» класс, четвертные оценки по предмету математика:

 

Ф.И.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

1

Абдиева Зарина

4

4

3

2

Ахмедова Парзада

3

3

3

3

Ахмедова Амалия

3

3

3

4

Алексеев Артем

3

3

3

5

Бураков Кирилл

4

4

4

6

Войлих Александр

3

3

3

7

Дуйсембаева Роза

3

3

3

8

ЖашубаеваАнара

4

4

4

9

Исмаилова Тамара

3

3

3

10

Идрисов Канат

3

3

3

11

Лялькова Марина

4

4

4

12

Лукашов Дмитрий

3

3

3

13

Мухтаров Рысдаулет

3

3

3

14

Михайлова Карина

4

4

4

15

Новгородов Никита

3

3

3

16

Пеннер Ольга

4

4

4

17

Пауль Ярослав

3

3

3

18

Сиротина София

5

5

5

19

Такенов Руслан

3

3

3

20

ШукановаБибигуль

4

4

4

21

Штарк Владимир

4

4

4

22

Эленберг Альберт

3

3

3

 

Качество знаний:

40%

40%

36%


2.4 Уровень качества  знаний в 1 «Г» классе по  математике

 

 

 

1 «В» класс, четвертные оценки по предмету математика:

 

Ф.И.

1четверть

2 четверть

3 четверть

1

Алиев Мамедали

3

3

3

2

АлибековаАнеля

4

4

4

3

Ахметов Василий

3

4

3

4

Бобровский Мирослав

4

4

4

5

Борецкий Владислав

5

5

5

6

Гасанова Джамиля

3

3

3

7

Громков Иван

4

4

4

8

ДжакуповБахытжан

3

3

4

9

Джакупова Карина

4

4

5

10

ДадашеваЗалина

4

4

4

11

Дадашева Элина

3

3

3

12

Пицишиня Виктория

3

3

3

13

Пятунина анастасия

5

5

5

14

Рудаков Александр

3

3

3

15

Салихова Хава

4

4

4

16

Хасанов Хамит

3

3

3

17

Фотоев Ислам

4

4

4

18

Фенин Дмитрий

3

3

3

19

ХаннановаАделя

4

4

4

20

Шукурова Сабина

3

3

3

 

Качество знаний:

50%

55%

65%


 

2.5 Уровень качества  знаний в 1 «В» классе по  математике

 

 

Исходя из таблиц 2.4 и 2.5, можно  сделать вывод, что применение нестандартных  методов и форм обучения позволяет  повысить уровень познавательного  интереса, а через познавательный интерес и повысить качество знаний. Результаты показывают, что дети участвуют  в олимпиадах по предмету математика. В математической викторине между  двумя первыми классами 1 «Г» и 1 «В», экспериментальный класс – 1 «В» показывает лучше результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Познавательный  интерес представляет собой важный  фактор учения и  в  то  же время является жизненно-необходимым  фактором становления личности.

    Познавательный  интерес способствует общей   направленности  деятельности школьника  и  может  играть  значительную  роль  в  структуре  его   личности. Влияние познавательного  интереса  на  формирование  личности  обеспечивается рядом условий:

  • уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
  • характером   (многосторонними,   широкими    интересами,    локальными-
  • стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
  • местом   познавательного   интереса   среди   других   мотивов   и   их
  • взаимодействием;
  • своеобразием  интереса   в   познавательном   процессе   (теоретической
  • направленностью  или  стремлением   к   использованию   знаний   прикладного
  • характера);
  • связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину  влияния  познавательного  интереса на личность школьника.

Уже  в  младших  классах  формируется  интерес  к  учебным   предметам,

выявляются склонности к  различным областям знания, видам  труда,  развиваются нрав  ственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит  не автоматически,  он  связан  с   активизацией   познавательной   деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.  Свое исследование я считаю началом большой и увлекательной работы, направленной на стимулирование активности учащихся в обучении математике. И центральной задачей в ней станет забота о формировании познавательного интереса. По настоящему, активным, думающим в процессе овладения знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. В.К.Дьяченко «Коллективная форма обучения в формировании познавательных интересов у младших школьников» 1987 г.
  2. «История педагогики и педагогической мысли», 1997 год.
  3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике сост. А.В. Занков 1995 год.
  4. А. Дистиверг « Руководство к образованию немецких учителей» М., 1998 г.
  5. «Обучение и развитие»/ Под редакцией Л.В.Занкова. – М.,1999.
  6. Педагогика. Иван Харламов, Просвещение –М., 2002 г.
  7. Развитиетворческой активностишкольников// Под ред. A.M. Матюшкина. Скаткин М.Н,М 1991
  8. Активизация познавательной деятельности младших школьников // под ред. Г.И. Щукиной, Г.И.Морозовой, 1995 г.
  9. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1989
  10. Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., Просвещение, 1999 г.
  11. Педагогика.под ред. Щукиной. М: 1997г.
  12. Щукиной. М.: Просвещение, 2002 г.
  13. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников// М.:1996                
  14. Добрынин Н. Ф., «Внимание и его воспитание», М., 2005 г.
  15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2001.
  16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
  17. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1994.
  18. Вяткин Л.Г., Лернер И.Я. Активизация познавательной и творческой деятельности личности// Педагогика и психология, 1981, - №9.
  19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1994
  20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика 1999.
  21. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для       студентов. – М., Академия, 1988.
  22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991
  23. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.М., Просвещение, 1982
  24. Дмитрий Писарев: «Очерки из истории труда», просвещение, 1998 г.
  25. В.П. Вахтеров. “Основы новой педагогики”, Избр. пед. сочинения. М., 1989 г.
  26. Я.А.Каменский «Великая дидактика» изд-во УРАО, 2003
  27. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1988
  28. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1997 г.
  29. МальковскаяТ. Н. Учитель — ученик. М., 1988
  30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:   Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  31. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников// М.:1996  
  32. Выготский  Л.С. «Обучение и развитие в школьном возрасте», 2004 г.
  33. Актуальные  вопросы  формирования  интереса  в  обучении/Под  ред.  Г.И.Щукиной, 1995 г.
  34. В. А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"Киев. 1987 г.
  35. Мотивация учения /Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1986
  36. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:   Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
  37. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология ипедагогика, №2, 1996 г.
  38. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1988 г.
  39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2002 г.
  40. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
  41. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, 1989 г.
  42. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. – М., Просвещение, 1986
  43. Волкова С.И. Столярова Н.Н. «Развитие познавательных способностей детей», 1998 г.
  44. Осипова М.П. Проблема активизации познавательной и творческой деятельности младших школьников// Мн.; Нар. Асвета, 1987
  45. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973
  46. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. –  М.,1971
  47. Швебель М. Развитие познавательных способностей. Перспективы – 1986
  48. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей// М.:  Просвещение: Владос. 1994
  49. Вяткин Л.Г., Лернер И.Я. Активизация познавательной и творческой деятельности личности// Педагогика и психология, Просвещение – 1994 г.
  50. Теория эволюции Дарвина,Издательство: Наука 2001.
  51. «Психология человека», З. Фрейд // издательство просвещение – 2002 г.
  52. Н.Я. Виленкин. Метод последовательных приближений. М.:«Наука», 1968
  53. Классические труды по физиологии И.П.Павлова // М. 1996 г.
  54. «Общая психология» А. Маклаков// Просвещение 1985 г.
  55. Журнал практического психолога «Концепция личности» А.Н. Леонтьева 2003
  56. Левин К. «Динамическая психология»Под общ.ред. 1989 г.
  57. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971. 
  58. Кордемский Б.А. Увлечь школьника математикой. –  1981
  59. Учебная программа по математике для 1-4 классов   общеобразовательной школы
  60. Государственный общеобразовательный стандарт среднего образования Р.К. в начальное общее образование// Алматы РОНД, 2003.
  61. Глейзер Г.И. История математики в школе// М.: Просвещение: 1998.              
  62. Воспитание учащихся при обучении математике кн. Для учителя. Из опыта работы (сост. А.Ф. Пичурин) – М., Просвещение, 1987
  63. Кордемский Б.А. Увлечь школьника математикой. –  1981
  64. Оганесян  В.А.,  Колягин Ю.М.. и др. методика преподаванияматематики в средней школе. Общая методика. – М., Просвещение, 2003 г.
  65. Химчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. – М., математическое просвещение, 1961
  66. Кушнерюк Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных        классах/ Мн.; Нар. Асвета, 1987
  67. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., Просвещ. 1985.
  68. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах М. 2006 г.
  69. Швебель М. Развитие познавательных способностей. Перспективы – 1986
  70. Медведская В.Н. Активизация деятельности учащихся в процессе обучения их решению арифметических задач// Мн.; Нар. Асвета, 1987.

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики