Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Содержание

Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемым элементом  анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Вслед за анализом идёт обобщающая работа над произведением (вторичный синтез). Этот этап предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. Рассмотрим подробно эти подэтапы.                                                             В обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь детям  в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приёмы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.                                                                 Перечитывание -  это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувство читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своём воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки. Обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо новой поставленной задачей, например подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению, отбором материала для характеристики главных героев: внешний вид, поступки, прямая речь героя, высказывание других персонажей о герое, его собственные мысли.

Творческие задания  по следам прочитанного предполагают деятельность детей с произведением, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному. Перечислим виды творческих работ, используемых на уроке литературного чтения: выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения, графическое иллюстрирование, словесное рисование картин, творческий пересказ, чтение по ролям, драматизация. [13, с154]                                               

Итак, мы подробно рассмотрели, как традиционно проходит работа над художественным произведением. Подготовительная работа может проходить в форме вступительной беседы, рассказа учителя, экскурсии, прослушивания музыки. Первичное восприятие может быть организовано следующим образом: через чтение вслух учителем, через чтение учащихся вслух, через комбинированное чтение, через самостоятельное знакомство детей. Во время анализа традиционно применяются следующие приемы: постановка вопросов к прочитанной части, выборочное чтение, словесное и графическое иллюстрирование, составление плана произведения, пересказ. Также после прочтения используются творческие задания, такие как: драматизация, выразительное чтение с обсуждением вариантов прочтения, графическое иллюстрирование, словесное рисование картин, творческий пересказ.

 

1.3 Анализ учебно-методического  комплекса «Гармония» автора О. В. Кубасовой.

Прежде чем приступить к анализу УМК, обратимся к  стандарту начального общего образования  по литературному чтению в образовательных  учреждениях с русским языком обучения.

Одним из требований нового стандарта при изучении литературного чтения на ступени начального общего образования является овладение навыкам осознанного чтения как базовым в системе образования младших школьников.

В обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ входит понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность; герои произведения; восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний; иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. По требованиям нового стандарта ученик должен понимать роль чтения, использовать различные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

В результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. Также ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Теперь обратимся к  программе образовательного учреждения.

Учебная программа предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые  строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому  в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип  в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется  при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Параллельно с формированием  беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл  прочитанного, обобщать и выделять главное.

Помогают осознать произведение и овладеть элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшие сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Таким образом, одной  из задач курса литературного  чтения является обеспечение достаточно глубоким пониманием содержания произведений различного уровня сложности.

Рассмотрим разделы программы 2-го класса. С точки зрения сознательного чтения ученикам 2-го класса нужно:

- в пункте «Читательские  умения»: формирование следующих  умений, определяющих сознательность  чтения:

1) выявлять в тексте  слова и выражения, значение  которых не понятно, и осознавать  потребность в выявлении их  смысла;

2) пользоваться сносками  и школьным толковым словарем;

3) отвечать на вопросы  по содержанию словами текста;

4) определять эмоциональный  характер текста;

5) выделять опорные  (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

6) опираться на авторские  ремарки для характеристики персонажей;

7) определять мотивы  поведения героев путем выбора  правильного ответа из ряда  предложенных;

8) уметь прогнозировать содержание читаемого;

9) осознавать авторское  и собственное отношение к  персонажам;

10) формулировать тему  небольшого текста;

11) работать с заголовками:  выбор наиболее точного, озаглавливание  текста или рисунка, прогнозирование  содержания по заголовку и составление высказываний по заданному заголовку;

12) выявлять смысловой  и эмоциональный подтекст;

13) определять идею  произведения путем выбора из  ряда пословиц той, которая  наиболее точно выражает главную  мысль;

14) находить главную  мысль сформированную в тексте;

15) определять характер  книги (тему, жанр, эмоциональную  окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

- в пункте «Работа  с текстом и книгой»:

К концу 2 класса обучающиеся  должны уметь:

  1. Выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению составить образ автора;
  2. Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучений и др.;
  3. Выявлять авторское отношение к персонажам;
  4. Определять от какого лица (автора, персонажа) ведется повествование;
  5. Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
  6. Выделять эпизод из текста;
  7. Озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
  8. Восстанавливать деформированный картинный план;
  9. Подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  10. Составлять картинный план;
  11. Пересказывать с опорой на картинный план;
  12. Последовательно перечислять картины или события произведения;
  13. Составлять подробный и творческий пересказ.

- в пункте программы «Литературоведческая пропедевтика» указывается, что к концу 2 класса обучающиеся должны:

  1. Осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности;
  2. Осознавать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи.

- в пункте «Развитие  творческих способностей»:

К концу 2 класса обучающие  должны уметь:

  1. Графически иллюстрировать прочитанное;
  2. Составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпизодического произведения;
  3. Готовить творческий пересказ в форме продолжения текста.

Итак, проанализировав  госстандарт и программу, с точки  зрения формирования сознательного  чтения, перейдем к анализу учебных пособий по литературному чтению 2-го класса.

Учебник называется «Любимые страницы» и состоит из 2-х частей. Он выпущен издательством «Ассоциация ΧΧΙ век» в 2003 году. Автором учебников является О. В. Кубасова. Учебник рекомендован Министерством образования РФ. В курсе 2-го класса изучаются следующие разделы: в 1-ой части «Учимся читать»: «Читая – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно»; во 2-ой части «Учимся работать с текстом»: «Автор и его герои», «Слова, слова, слова», «План и пересказ»; 3-я часть «В мире книг».

Осознанности чтения способствует и оформление учебника. Перед началом каждого произведения в голубой рамочке выделены слова, которые нужно научится слитно читать или же уточнить их значение. Также значения незнакомых слов даются на сносках внизу страницы.  Это помогает облегчить и ускорить словарную работу.

Учебники насыщены иллюстрациями, выполненными художником О. Б. Рытманом.

Каждое произведение в учебнике проиллюстрировано. Причем сами иллюстрации имеют разнообразные функции. Представлены такие иллюстрации, по которым можно провести предварительную беседу по определению темы произведения. Также представлены иллюстрации, отражающие какой-либо сюжет из самого произведения. По таким иллюстрациям можно проводить беседу, сравнивая словесное содержание сюжета с графическим. Итак, осознанному восприятию произведений способствует и наглядность учебника.

После каждого произведения имеется перечень вопросов, с помощью которых можно понять насколько глубоко ученик проникся произведением. Все вопросы можно разделить на следующие группы:

- задания, направленные на уточнение отношение читателя (учащегося) к героям (н-р: во 2-ой ч с 21 №1, с 37 №1);

- отношение автора  к героям (н-р: с 43 №1, с 50 №1);

- определение идеи произведения(н-р: с 50 №2);

- упражнение на уточнение  литературоведческих знаний (н-р:  с 34  №1);

- упражнения творческого  характера (н-р: с 30 №1);

- упражнение на составление характеристик героев (н-р: с 30 №2);

- упражнение на определение смысловой структуры текста (н-р: с 118 №2);

- упражнение на обдумывание  и высказывание собственных мыслей (н-р с 113 №1).

Содержание учебника позволяет учащимся легко ориентироваться в книге.

Классификация произведений по разделам, наглядность, методические пособия способствуют формированию сознательного чтения, но вместе с тем можно выделить и недостатки учебника. Они связаны с однообразием видов упражнений и заданий представленных после произведения, а также недостаточное количество для глубокого анализа произведения.

В связи с этим учебники по литературному чтению О. В. Кубасовой  для 2 класса требуют дополнения в  предложенных для обучающихся заданий  и вопросов для формирования осознанного  чтения.

Итак, государственный  стандарт и программа направляют учителя на работу над сознательным чтением. В учебнике представлен цикл заданий после каждого произведения. Вместе с тем мы обнаружили недостаточность заданий, причем нетрадиционного характера.

Информация о работе Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы