Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа
В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68
Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.
Вслед за анализом идёт обобщающая работа
над произведением (вторичный синтез).
Этот этап предполагает обобщение по произведению,
его перечитывание и выполнение детьми
творческих заданий по следам прочитанного.
Рассмотрим подробно эти подэтапы.
Творческие задания
по следам прочитанного предполагают
деятельность детей с произведением, которая реализовывает их
собственное художественное отношение
к прочитанному. Перечислим виды творческих
работ, используемых на уроке литературного
чтения: выразительное чтение произведения
с последующим обсуждением вариантов
прочтения, графическое иллюстрирование,
словесное рисование картин, творческий
пересказ, чтение по ролям, драматизация.
[13, с154]
Итак, мы подробно рассмотрели, как традиционно проходит работа над художественным произведением. Подготовительная работа может проходить в форме вступительной беседы, рассказа учителя, экскурсии, прослушивания музыки. Первичное восприятие может быть организовано следующим образом: через чтение вслух учителем, через чтение учащихся вслух, через комбинированное чтение, через самостоятельное знакомство детей. Во время анализа традиционно применяются следующие приемы: постановка вопросов к прочитанной части, выборочное чтение, словесное и графическое иллюстрирование, составление плана произведения, пересказ. Также после прочтения используются творческие задания, такие как: драматизация, выразительное чтение с обсуждением вариантов прочтения, графическое иллюстрирование, словесное рисование картин, творческий пересказ.
1.3 Анализ учебно-методического комплекса «Гармония» автора О. В. Кубасовой.
Прежде чем приступить к анализу УМК, обратимся к стандарту начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях с русским языком обучения.
Одним из требований нового стандарта при изучении литературного чтения на ступени начального общего образования является овладение навыкам осознанного чтения как базовым в системе образования младших школьников.
В обязательный минимум содержания основных образовательных программ входит понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность; герои произведения; восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний; иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. По требованиям нового стандарта ученик должен понимать роль чтения, использовать различные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
В результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. Также ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.
Теперь обратимся к программе образовательного учреждения.
Учебная программа предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию отбора
произведений для чтения, и поэтому
в круг чтения младших школьников
вошли преимущественно
Литературоведческий принцип
в его преломлении к
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Помогают осознать произведение и овладеть элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшие сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.
Таким образом, одной из задач курса литературного чтения является обеспечение достаточно глубоким пониманием содержания произведений различного уровня сложности.
Рассмотрим разделы программы 2-го класса. С точки зрения сознательного чтения ученикам 2-го класса нужно:
- в пункте «Читательские
умения»: формирование
1) выявлять в тексте
слова и выражения, значение
которых не понятно, и
2) пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
3) отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
4) определять эмоциональный характер текста;
5) выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
6) опираться на авторские
ремарки для характеристики
7) определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
8) уметь прогнозировать содержание читаемого;
9) осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
10) формулировать тему небольшого текста;
11) работать с заголовками:
выбор наиболее точного,
12) выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
13) определять идею
произведения путем выбора из
ряда пословиц той, которая
наиболее точно выражает
14) находить главную мысль сформированную в тексте;
15) определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
- в пункте «Работа с текстом и книгой»:
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- в пункте программы «Литературоведческая пропедевтика» указывается, что к концу 2 класса обучающиеся должны:
- в пункте «Развитие творческих способностей»:
К концу 2 класса обучающие должны уметь:
Итак, проанализировав госстандарт и программу, с точки зрения формирования сознательного чтения, перейдем к анализу учебных пособий по литературному чтению 2-го класса.
Учебник называется «Любимые страницы» и состоит из 2-х частей. Он выпущен издательством «Ассоциация ΧΧΙ век» в 2003 году. Автором учебников является О. В. Кубасова. Учебник рекомендован Министерством образования РФ. В курсе 2-го класса изучаются следующие разделы: в 1-ой части «Учимся читать»: «Читая – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно»; во 2-ой части «Учимся работать с текстом»: «Автор и его герои», «Слова, слова, слова», «План и пересказ»; 3-я часть «В мире книг».
Осознанности чтения
способствует и оформление учебника.
Перед началом каждого
Учебники насыщены иллюстрациями, выполненными художником О. Б. Рытманом.
Каждое произведение в учебнике проиллюстрировано. Причем сами иллюстрации имеют разнообразные функции. Представлены такие иллюстрации, по которым можно провести предварительную беседу по определению темы произведения. Также представлены иллюстрации, отражающие какой-либо сюжет из самого произведения. По таким иллюстрациям можно проводить беседу, сравнивая словесное содержание сюжета с графическим. Итак, осознанному восприятию произведений способствует и наглядность учебника.
После каждого произведения имеется перечень вопросов, с помощью которых можно понять насколько глубоко ученик проникся произведением. Все вопросы можно разделить на следующие группы:
- задания, направленные на уточнение отношение читателя (учащегося) к героям (н-р: во 2-ой ч с 21 №1, с 37 №1);
- отношение автора к героям (н-р: с 43 №1, с 50 №1);
- определение идеи произведения(н-р: с 50 №2);
- упражнение на уточнение литературоведческих знаний (н-р: с 34 №1);
- упражнения творческого характера (н-р: с 30 №1);
- упражнение на составление характеристик героев (н-р: с 30 №2);
- упражнение на определение смысловой структуры текста (н-р: с 118 №2);
- упражнение на обдумывание
и высказывание собственных
Содержание учебника позволяет учащимся легко ориентироваться в книге.
Классификация произведений по разделам, наглядность, методические пособия способствуют формированию сознательного чтения, но вместе с тем можно выделить и недостатки учебника. Они связаны с однообразием видов упражнений и заданий представленных после произведения, а также недостаточное количество для глубокого анализа произведения.
В связи с этим учебники по литературному чтению О. В. Кубасовой для 2 класса требуют дополнения в предложенных для обучающихся заданий и вопросов для формирования осознанного чтения.
Итак, государственный стандарт и программа направляют учителя на работу над сознательным чтением. В учебнике представлен цикл заданий после каждого произведения. Вместе с тем мы обнаружили недостаточность заданий, причем нетрадиционного характера.