Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Содержание

Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

2.Проверка домашнего  задания

1.Фронтальная беседа  учителя с учащимися.

- С творчеством какого  писателя вы познакомились на  прошлом уроке? Что вы можете  рассказать о жизни и творчестве  Н.Н. Носова? С какими произведениями Н.Н. Носова вы знакомы? С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? Какова их основная мысль?

2. Викторина

      - Послушайте  отрывки из произведений. Определите  их названия и авторов.

Учитель читает отрывки  из произведений Н.Н Носова «Живая шляпа», «Приключение Незнайки», «Фантазеры» и «Мишкина каша».

Отрывок 1

Вадик подошел поближе  и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа  поползла прямо к нему. Он как  закричит:

- Ай! – и прыг на  диван.

Отрывок 2

Однажды Незнайка пришел к Цветнику и сказал:

- Слушай, Цветник, научи  меня сочинять стихи. Я тоже  хочу быть поэтом.

Отрывок 3

Мишутка задумался. Ему  хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

- Один раз я шел  по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

Отрывок4

Я взял чайник и говорю:

-Давай веревку.

- А ее нет, веревки.

- Где же она?

- Там.

- Где там?

-Ну… в колодце.

- Так ты, значит, с веревкой  ведро упустил?

- Ну да.

3. Постановка темы  и цели урока.

- Учитывая содержание  проделанной работы, о творчестве какого автора мы будем говорить сегодня на уроке. Обоснуйте свой ответ. (Мы беседовали о жизни и творчестве Н.Н. Носова, отгадывали викторину по его произведениям, значит, и на сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым произведением Н.Н. Носова.)

Учитель записывает (или открывает) заранее напечатанную первую часть темы урока: «Н.Н. Носов и его произведения». – Если вы правильно выполните мое задание, то узнаете, с каким именно произведением Н.Н. Носова мы познакомимся. Название произведения состоит из одного слова. В основе этого лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи. От этого слова образовались слова платок и платье. Оно является корнем в слове, которое обозначает название нового произведения. Запишите этот корень. Учащиеся записывают плат. – К этому корню допишите приставку. Она является первым слогом в названии произведения Н.Н. Носова, в котором говориться о том, как девочка Валя и мальчик Петя прочитали книгу «Три поросенка» и стали играть, представляя себя поросятами. Допишите эту приставку.

Дети отгадывают название рассказа Н.Н. Носова «Затейники» и  добавляют часть за к уже написанной части плат. Получается заплат.

- Теперь надо дописать  суффикс. Его мы выделим из  названия другого произведения  Н.Н. Носова «Мишкина каша».  Это первый суффикс в одном из этих слов. Какой это суффикс? Допишите его.

Дети дописывают суффикс -к-. Получается заплатк.

-Осталось записать  окончание. Окончание в нашем  новом слове такое же, как в  словах «Мишкина каша». Допишите  его. Какое слово получилось? Сформулируйте тему урока полностью.

Учащиеся формулируют  тему урока: «Н.Н. НОСОВ И ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ЗАПЛАТКА».

Учитель записывает (или  открывает) тему урока полностью.

- Отталкиваясь от темы  урока, сформулируйте его цель.

Ученики выполняют задание, ориентируясь на следующие опорные слова, записанные учителем на доске:

ЦЕЛЬ:

-совершенствовать знания  о_ Н.Н._;

-учиться п_,в_ _ _«...»  и _ его.

Учащиеся сформулируют цель урока:

-совершенствовать знания  о творчестве Н.Н. Носова;

- учиться правильно,  выразительно читать произведение «Заплатка» и анализировать его.

4. Подготовительная работа.

- В соответствии с  первой целью в начале урока  мы поговорили о Н.Н. Носове  и его творчестве. Приступим к  реализации второй цели. Начнем  знакомство с новым произведением.  В нем вам встретятся малознакомые слова. Давайте поработаем с ними.

Учитель записывает на доске  малознакомые слова из произведения Н.Н. Носова «Заплатка».

Защитный цвет

Чернильный карандаш

Досада

Учитель затрудняет их чтение каким- либо способом. Например: словосочетание чернильный карандаш закрывает сверху на одну четвертую часть рисунком, на котором изображен этот предмет; в словосочетании защитный цвет каждое слово закрывает снизу одну четверть рисунком с изображением танковой колонны, а первая и последняя буквы этого словосочетания закрываются полностью рисунками с изображением солдат в военной форме; буквы слова досада написаны вразброс. Карточка с этим словом перевернута на 180˚ (вверх ногами). Учащиеся отгадывают, какие слова написаны на доске, и озвучивают их. В момент озвучания ученики объясняют лексическое значение новых слов, а учитель при необходимости уточняет, корректирует их.

- На основе названия  произведения и слов, с которыми  вы работали, попытайтесь определить, о чем пойдёт речь в этом  произведении.

Прослушиваются ответы двух- трех учеников.

-Кто из ребят прав, мы узнаем после того, как прочитаем  произведение Н.Н. Носова.

Учитель читает произведение Н.Н. Носова

- Кто из ребят прав, мы узнаем после того, как прочитаем  произведение Н.Н. «Заплатка».

5. Проверка первичного  восприятия.

-Кто же из ребят  был прав? Понравилось ли вам  произведение? Кто главный герой  в произведении «Заплатка»? Прочитаем  произведение еще раз и подумаем, к какому жанру оно относиться.

6. Чтение произведения  ученикам.

7. Анализ произведения Н.Н. Носова «Заплатка».

- К какому жанру  относиться это произведение? Почему  вы так решили? Почему Бобка  так любил свои штаны? что  случилось с этими штанами? (Выборочное  чтение). Как он повел себя в  этой ситуации? Что ответила ему  мама? Что сделал Бобка в ответ на слова мамы и как отреагировали на это ребята? (Выборочное чтение.) Что в ответ на это предпринял Бобка? Сразу ли получилась у него эта работа? Какой прием использовал автор, рассказывая о результатах Бобкиной деятельности? Почему автор сравнивает заплатку с сушеным грибом? Что еще предпринял Бобка, увидев, что заплатка получилась некрасивой? Ответьте словами из текста. Какой получилась новая заплатка? Какой прием использовал автор, говоря о том, что на этот раз заплатка получилась другая?  Как отреагировали ребята, увидев поставленную Бобкой заплатку? На что вдохновила его хорошо сделанная работа?

В любом произведении автор хочет выразить свою основную мысль –идею произведения. На мой  взгляд, здесь две основные мысли. Как вы думаете, какие? Была ли в вашей жизни такая ситуация?

8. Физкультминутка.

- Я назову слова.  Если слова характеризуют положительное  отношение к работе, то вы делаете  наклон вперед. Если слова характеризуют  отрицательное отношение к работе, то вы присаживаетесь.

Учитель называет слова: добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно, небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с любовью, по приказу.

9. Работа со стихотворением.

- Прочитайте стихотворение  Тима Собакина.

Дети читают вслух  стихотворение из учебника.

-Подходит ли это  стихотворение к нашему рассказу? Попробуйте досочинять к этому  стихотворению две строчки так,  чтобы в них отражалась идея  рассказа «Затейники».

Учащиеся работают группами и составляют свои варианты двустиший, например:

Не надо ничего бояться,

Тогда все будет получаться.

 

Дело будет получаться,

Когда не будешь ты бояться…

10. Подведение итогов  и домашнее задание.

- С каким произведением  и какого автора мы познакомились  на сегодняшнем уроке? Что мы  сделали, анализируя рассказ. (Мы  не разобрали образ Бобки.) На основании этого вывода сформулируйте домашнее задание. (Домашнее задание будет следующим: составить образ Бобки.) И конечно, ещё раз правильно выразительно прочитать рассказ Н.Н. Носова «Заплатка».

 

Приложение 2

1. В. Чаплин «Мушка».

Задание по определению темы произведения:

В этом произведении говорится о …, которая … , и  о … , которая … .

Полученный ответ: В этом произведении говорится о девочке Люде, которая пошла гулять и нашла собаку, и о собачке, которая была трусишкой, но стала очень храброй.

2. Л. Пантелеев «Две  лягушки».

Скажите о чем это  произведение, используя одно предложение. В котором должны быть слова труженица — лентяйка.

Полученный ответ: Это произведение о лягушке-труженице, которая боролась до конца за свою жизнь, и о лягушке-лентяйке, которая решила не бороться, а сразу сдалась и утонула.

3. Г. Цыферов «Град».

Восстановить правильный порядок предложений так, чтобы  была отражена последовательность событий  произведения.

Ослик решил, раз так, то пусть будет больно ему.

Тогда он соорудил крышу, чтобы зонтику не было больно.

Но потом  ослик подумал, что и зонтику  должно быть больно.

Ослик очень  боялся града, потому что он больно бьёт, и в тот раз и тоже от него спрятался в домике.

Медвежонок  сказал ослику, что от града не спрячешься,  и кому-нибудь да будет больно.

Но после  подумал, что и крыше больно.

Ослик залез  на домик и закрыл его зонтиком.

Но вдруг  подумал: «Да, я сижу в домике и  мне не больно, но домику то ведь больно. Надо его спрятать.»

Полученный ответ: Ослик очень боялся града, потому что он больно бьёт, и в тот раз и тоже от него спрятался в домике. Но вдруг подумал: «Да, я сижу в домике и мне не больно, но домику то ведь больно. Надо его спрятать.» Ослик залез на домик и закрыл его зонтиком. Но потом ослик подумал, что и зонтику должно быть больно. Тогда он соорудил крышу, чтобы зонтику не было больно. Но после подумал, что и крыше больно. Медвежонок сказал ослику, что от града не спрячешься,  и кому-нибудь да будет больно. Ослик решил, раз так, то пусть будет больно ему.

4. Ф. Кривин «Родная  коробка».

Тест:

1) Кем написано  произведение «Родная коробка»?

 а) Г.  Цыферов

 б) С.  Козлов

 в) Ф.  Кривин

2) Кто является  главным героем этого произведения?

 а) спичка

 б) чайная  ложка

 в) чашка

3) Где жила  спичка?

 а) в  ящике

 б) в спичечном коробке

 в) на  полке

4) Почему спичка  ушла?

 а) просто  так

 б) хотела  выполнить своё предназначение

 в) надоело  сидеть в коробке

5) Кого спичка  встретила на своем пути?

 а) чашку

 б) кастрюлю

 в) чайную  ложку

6) Где спичка  стала жить?

 а) в области кухонного шкафа, в районе второй полки

 б) в  области кухонного шкафа, в  районе четвертой полки

 в) на  улице

7) Как к  ней стали относится остальные  жители?

 а) с  почтением

 б) с  опаской

 в) с  неуважением

8) смогла ли  спичка дать огонь?

 а) нет

 б) да

 в) не  известного

9) Почему спичка  не смогла дать огонь?

 а) не  хотела сгорать

 б) боялась

 в) далеко  ушла от своей коробки.

 

Полученный ответ: Произведение «Родная коробка» написано Ф. Кривиным. Главным героем произведения является Спичка. Спичка жила в спичечном коробке. Но Спичка оттуда ушла, потому она хотела выполнить своё главное предназначение. На своем пути Спичка встретила Чайную Ложку. И она стала жить в области кухонного шкафа, в районе второй полки. Остальные жители относились к Спичке с почтением. Но она так и не смогла дать огонь, потому что уж слишком далеко ушла от своей коробки.

5. Е. Пермяк «Волшебные  краски».

Подбери к модели сказки текст и подготовься обосновать свой выбор.

В – вступление, зачин;  К – концовка, конец.

 

 


 

 

 

 

 

Напиши, чтобы ты нарисовал, если бы у тебя были волшебные краски.

 


 

 

6. Придумай названия для стихотворений, чтобы глядя на него, сразу было понятно, о чем в нем говорится.

 Чьи там крики  у пруда?

 — Квасу, квасу  нам сюда!

Информация о работе Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы