Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Содержание

Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Подобная работа на уроках литературного чтения помогает детям глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через своё «я», учит анализу художественного произведения, развивает их речь и мышление, дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения. [1, с 34-36]

Итак, систематизируем  все нетрадиционные приемы, описанные в нашей работе. Умения видеть заголовок и понимать его роль можно осуществить с помощью серии тренировочных заданий:

-выбор заголовка из  предложенных вариантов и соотнесение его с текстом,

-подбор собственного  заглавия, соответствующего содержанию  текста.

Проверку первичного восприятия можно осуществить с  помощью следующих приемов:

-дополни запись, н-р:  «В этом произведении говорится  о …, который … … и о  … ,которые … …  .»

-расскажи о чем произведение используя противоположные по смыслу слова;

-восстановите правильный  порядок предложения так, чтобы  было отражена последовательность  изображенных в произведении  событий или действий;

-дополни начало предложений  словами из справки, чтобы получился пересказ;

-тест;

-составь пересказ по схеме, н-р: «Комарики.→ Луна. → Туман. → Лошадь. → Ежик. → Что внутри?».

Для определения смысла рассказа мы описали следующие приемы:

-структурирование (соотнеси  текст со схемой);

-определение подтекста произведения;

-разбиение произведения  на микро темы.

Проанализировать произведение можно с помощью составления  сценария к фильму по этому произвдению.

Итак, мы подобрали комплекс нетрадиционных приёмов работы над  произведением на разных его этапах. Эти приёмы помогут разнообразить урок, сделать его более интересным и ярким. Данные приемы позволят формировать осознанность чтения на более высоком уровне.

 2.3 Опытно-практическая работа.

Для определения эффективности разработанных методических приёмов была проведена опытная работа, цель которой: проверить возможность и эффективность использования разработанного комплекса приёмов.

Задачи:

1. Определить и описать  базу практики.

2. Выявить уровень  осознанности произведений при  использовании традиционных приемов.

3. Определение использования  комплекса нетрадиционных приемов  для формирования сознательности  чтения произведений в соответствии  с календарно-тематическим планированием.

4. Описать планирование опытно-практической работы.

5. Апробировать на  практике разработанный комплекс.

6. Проанализировать результаты апробации разработанного комплекса в процессе изучения темы.

Для реализации первой задачи нами была определена база исследования: учащиеся 2 класса МОУ СОШ №2, г. Углич, обучающиеся по образовательной  системе «Гармония». В данном классе 20 человек: 10 девочек и 10 мальчиков, 5 из которых с задержкой психического развития.

При исследовании использовались следующие методы:

1) беседа с учителем  и учащимися;

2) наблюдение;

3) анализ школьной  документации.

Опытно-практическая работа проходила в несколько этапов:

1 этап — Констатирующий.

Цель: определить уровень  сознательности чтения в процессе работы над художественным произведение.

Для реализации цели мы подобрали  рассказ С. Козлова «Правда, мы будем  всегда?». Это произведение соответствует уровню познавательной возможности учеников 2 класса. Тематика и проблематика рассказа соответствует возрастной категории детей.  Рассказ состоит из 293 слов, это допустимо для данного уровня развития детей.

Для достижения цели данного этапа была проведена  работа над художественными произведениями позволяющая оценить степень осознанности чтения учащихся по следующим показателям:

-умение видеть заголовок  и понимать его роль;

-умение понимать тему  произведения;

-умение изложить сюжет прочитанного произведения;

-умение определять смысл произведения.

За отличное владение умением ставится 3 балла (если ученик осознает сам без наводящих вопросов и ему не требуется много времени  на обдумывание),  за хорошее владение умением (если ученик осознает с помощью наводящих вопросов или же ему требуется больше времени для обдумывания) 2 балла, за плохое владение умением ( если ученик осознает только после высказываний учителя или других учащихся) 1 балл.

Высокий уровень сформированности осознанного чтения характеризуется тем, что ученик понимает и видит идею произведения, осознает его образы и художественные средства. Средний уровень характеризуется неполным пониманием идеи произведения, ученику требуется помощь для осознания идеи, образов и художественных форм. Низкий уровень характеризуется полным не пониманием прочитанного, ученик не осознает идею произведения, его образы и художественные средства.

Высокий уровень сформированности осознанного чтения оценивается  в сумме от 10 до 12 баллов, средний уровень от 7 до 9 баллов и низкий уровень от 4 до 6 баллов.

 

 

Таблица 1

Оценка уровня сознательности чтения учащихся на констатирующем этапе.

 

  

    Виды                          умений

 

 

 

Ученики

Умение видеть и понимать смысл заголовка

Умение понимать тему произ-я

Умение изложить сюжет  произ-я

Умение определять смысл  произ-я

Общий балл

Уровень

Владислав А.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Ирада А.

2 б.

2 б.

1 б.

2 б.

7 б.

С

Константин А.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Владимир Б.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Даниил Б.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Светлана Б.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Юрий Г.

1 б.

2 б.

1 б.

2 б.

6 б.

Н

Максим Г.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Елизавета Г.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Валерия З.

2 б.

2 б.

2 б.

3 б.

9 б.

С

Елизавета К.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Виктория Л.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Мария М.

2 б.

2 б.

1 б.

2 б.

7 б.

С

Анастасия М.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Даниил М.

3 б.

3 б.

2 б.

3 б.

11 б.

В

Валерия Р.

3 б.

3 б.

2 б.

3 б.

11 б.

В

Илья Р.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Даниил П.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Алиса Х.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Алексей Я.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В


 

 

Подведем общий итог: обучающихся набравших 10-12 баллов – 6, обучающихся набравших 7-9 баллов – 8 и обучающихся набравших 4-6 баллов – 6.

В результате исследования мы получили следующие результаты по уровню осознанности произведений учащимися:

высокий уровень — 30% учащихся;

средний уровень — 40% учащихся;

низкий уровень — 30% учащихся.

 

Диаграмма 1

Уровень сформированности сознательного чтения на констатирующем этапе

При оценивании учитывались  следующие показатели:

- качество выполнения  задания;

- время, потребовавшееся  для выполнения задания;

- полнота ответов и  культура речи.

У учеников можно выделить недостатки, отрицательно влияющие на осознание произведения:

- конкретность мышления;

- слабая сформированность  умения излагать свои мысли.

Причинами этих недостатков может быть следующее:

- малый жизненный опыт;

- отсутствие практики  по правильному изложению своих мыслей;

- малый словарный запас.

В ходе констатирующего  этапа выявлено, что дети слабо  владеют таким навыком чтения как осознанность. Исходя из этого, мы убедились в необходимости применения новых приемов для повышения уровня понимания детьми произведений.

 

2 этап — Формирующий.

Цель: включение в работу по осознанности произведения нетрадиционных приемов.

Данные опытной проверки, полученные в ходе констатирующего  этапа, послужили основанием исходного предположения опытно – практической работы. Для того, чтобы проверить достоверность нашего предположения, мы разработали комплекс приемов, направленных на формирование сознательного чтения. На основании проведённых уроков использовались эти приемы. 

Отметим условия, которые также влияют на формирование сознательного чтения:

1. Владение остальными навыками чтения (беглость, выразительность, правильность);

2. Использование разнообразных видов приемов анализа произведения;

3. Систематическое проведение работы по развитию сознательности чтения;

4. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода в формировании сознательного чтения.

На основании проведённых  уроков и включённых в урок упражнений использовались эти условия.

Календарно-тематический план

№ урока

Дата

Тема урока

Вид приема

Методические комментарии

1.

23.01.12

С. Козлов «Правда, мы будем  всегда»

Творческое задание

Подбор счастливого  конца  для рассказа.

2.

24.01.12

Г. Горбовский «Розовый слон»

Работа по определению  смысла и значимости заголовка

Ребятам предлагаются задания  по определению заголовка произведения, после чего проводится беседа по его значимости.

3.

26. 01.12

Ф. Кривин «Родная коробка»

Тест

Даётся тест по прочитанному произведению, который позволит проверить его понимание детьми и в последствии, по каждому вопросу ученики составляют предложения, и из всех получится краткий пересказ.

4.

27.01.12

В. Чаплин «Мушка»

Определение темы произведения

Ребятам предлагается схема  ответа, в которую им нужно вставить недостающие главные слова: В этом произведении говорится о …, которая … , и о … , которая … .

5.

30. 01.12

Л. Пантелеев «Две лягушки»

Определение темы произведения

Учащимся нужно, используя одно предложение, сказать о чем произведение, и при ответе использовать данные учителем слова.

6.

31.01.12

Е. Пермяк «Волшебные краски»

Пересказ текста по схеме.

Творческое задание.

Предлагается схема произведения и к каждой составляющей схемы нужно подобрать свой фрагмент из произведения.

Затем предлагается написать мини сочинение  о том, чтобы они  нарисовали будь у них волшебные  краски.

7.

1.02.12

С. Михалков «Аисты и лягушки»

Творческий пересказ

Рассказать об образах  героев, употребляя антонимы при сравнении  персонажей

8.

3.02.12

Л. Толстой «Зайцы»

Тест

Для проверки понимания  произведения ребята отвечают на вопросы  теста.

9.

6.02.12

Г. Цыферов «Град»

Обучение изложению  сюжета

Учащимся даются предложения из прочитанного произведения и им нужно восстановить правильный порядок предложений так, чтобы была отражена последовательность событий произведения.

10.

7. 02.12

Русская народная сказка «Заяц-хваста»

Обучение изложению  сюжета

Ребятам предлагается схема  произведения, им нужно к каждому  компоненту схемы подобрать соответствующую  часть сказки.

11.

9.02.12

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка»

Творческое задание

Ученики изображают дома придуманные цыпленком; после изучения песенки ребята пытаются придумать  мотив и исполнить её.

12.

13.02.12

Б. Шергин «Рифмы»

Творческое задание

Даётся задание придумать  рифму к заданному учителем слову  или фразе.

13.

14.02.12

И. Токмакова «Лягушки», В. Берестов «Курица»

Работа по определению  смысла заголовка

Ребятам дается стихотворение  и им нужно придумать к нему такой заголовок, чтобы сразу  глядя на него сразу можно было понять о чем это стихотворение.

14.

15.02.12

Г. Цыферов «Что такое звезды?»

Работа над передачей  сюжета и творческого его дополнения

Ученикам предлагается схема, в которой последовательно  даются слова определяющие главный  смысл предложения, так составляется сжатый пересказ, затем учащиеся добавляют  свое сказочное предположение о том что такое звезды.

Информация о работе Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы