Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа
В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68
-восстановите правильный порядок предложения так, чтобы было отражена последовательность изображенных в произведении событий или действий;
-дополни начало предложений
словами из справки, чтобы
-тест;
-составь пересказ
по схеме, н-р: «Комарики.→
Начинать работу можно с формирования у школьников умения правильно, точно, кратко высказывать свои соображения о теме прочитанного произведения. Для этого учителю недостаточно задать вопрос: «О чем рассказывается в этом произведении?», а нужно использовать составленную заготовку, которая и является одной из приемов.
1.Например, при работе над произведением С. Маршака «Кот и лодыри» учитель предлагает следующую запись:
В этом произведении говорится о … который … … и о … которые … … . И просит дать ответ на поставленный им вопрос, используя данную запись и вставив вместо многоточий подходящие по смыслу пропущенные слова. Ожидаемый вариант ответа:
В этом произведении говорится о коте, который хотел учиться, и о лодырях, которые ленились учиться.
2. Можно рассмотреть другой вариант. Так, при первичном прочтении басни Л. Н. Толстого «Лев и мышь» учащимся предлагается рассказать, о чем это произведение, используя одно предложение, в котором должны быть слова, противоположные по смыслу: маленькая — большая. Возможный вариант ответа: Это произведение о том, как маленькая мышка помогла в беде большому льву.
На этапе проверки первичного восприятия можно сосредоточить внимание детей на правильной передаче сюжета произведения. Здесь возможны различные виды деятельности учащихся, которые выполняются по принципу нарастающей степени сложности.
3.Первоначально учитель составляет свой вариант сообщения о событиях того или иного произведения. Записывает его на доске или карточках в виде предложений, порядок которых специально нарушен. Каждое предложение записывается с новой строки. Ученикам предлагается восстановить правильный порядок предложения так, чтобы было отражена последовательность изображенных в произведении событий или действий. Так, к рассказу Н. Носова «Огурцы» учитель может приготовить следующую запись:
Мама заставила сына отнести огурцы на колхозный огород.
На душе у Котьки было радостно.
Павлик отдал свои огурцы Котьке.
Котьке было страшно и стыдно, но он принес огурцы сторожу.
Котька принес огурцы домой.
Однажды Павлик и Котька набрали в колхозном огороде огурцы.
После обработки должен получиться такой текст:
Однажды Павлик и Котька набрали в колхозном огороде огурцы. Павлик отдал свои огурцы Котьке. Котька принес огурцы домой. Мама заставила сына отнести огурцы на колхозный огород. Котьке было страшно и стыдно, но он принес огурцы сторожу. На душе у Котьки было радостно.
4. Краткое изложение сюжета прочитанного произведения может сочетаться с более яркой поисковой деятельностью учащихся. Направление поиска показывают написанные столбиком ключевые слова. Они же служат своеобразным планом текста, который предстоит составить детям. В справке записываются слова, которые школьники должны присоединить к ключевым словам, чтобы получился связный текст. Задание оформляется на карточке. После прочитанного рассказа Л. Н. Толстого «Акула» ученикам может быть предложена карточка такого вида:
Ключевые слова
Корабль … …
День … …
Капитан … …
Мальчики … …
Вдруг кто-то крикнул: … … .
Мальчики … …
Артиллерист … …
Мальчики … …
Справка: был жаркий; разрешил купаться; стоял у
берегов Африки; Вздумали купаться в открытом море;
были спасены; побежал к пушке, прилёг, прицелился,
выстрелил; не слыхали, веселились, смеялись; акула.
Правильный вариант ответа:
Корабль стоял у берегов Африки. День был жаркий. Капитан разрешил купаться. Мальчики вздумали плавать в открытом море. Вдруг кто-то крикнул: «Акула!». Мальчики не слыхали, веселились, смеялись. Артиллерист побежал к пушке, прилёг, прицелился, выстрелил. Мальчики были спасены.
5. Ещё одним способом формирования сознательного чтения может быть тест. Помещенные в нем вопросы и задания несут преимущественно репродуктивный характер. Они составляются таким образом, чтобы из сформулированных ответов у учащихся получился краткий рассказ-сообщение о главных событиях прочитанного произведения. Так, к рассказу В. Бианки «Музыкант» учащимся может быть предложен такой тест:
1. Кем написано произведение музыкант?
а)Пришвин
б)В. Бианки
в)К. Паустовский
2. Кто является
главным действующим лицом
а)колхозник
б)медведь
в)старик
3. Что делал старик, когда встретил колхозника?
а)ловил рыбу
б)играл на скрипке
в)играл на баяне
4. Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя
б) что он собрал много грибов
в) что поспело много ягод
5. Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке
б) пошел поговорить с соседом
в) пошел в лес
6. Что старик услышал в лесу?
а) красивый тонкий звук
б) как рубят деревья
в) занудливый комариный писк
7. Откуда появился красивый звук?
а) это шептались деревья
б) это медведь натягивал и отпускал щепку на пне
в) дети пели в лесу
8. Как поступил старик?
а) убил медведя
б) спугнул медведя
в) не тронул медведя и оставил его живым.
Примерный ответ ученика: Произведение «Музыкант» написал В. Бианки. Его главным действующим лицом является старик. Старик играл на скрипке, когда его увидел колхозник. Колхозник сообщил, что он обнаружил в лесу медведя. Старик пошел в лес. В лесу он услышал красивый тонкий звук. Это медведь натягивал и отпускал щепку пня. Старик не тронул медведя и оставил его живым.
Составляя ответ на вопросы теста в виде текста, у учеников формируется умение — выполнять сжатый пересказ. В тоже время они учатся обращать внимание на самые важные, ключевые моменты прочитанного произведения.
6. Направлять речемыслительную деятельность детей во время краткой передачи ими сюжета прочитанного произведения можно с помощью последовательно соединенных схем предложений, в каждой из которых фиксируется ключевое слово конкретного предложения. На основании ключевых слов учащиеся составляют предложения, обеспечивая их смысловую взаимосвязь. К произведению С. Козлова «Ежик в тумане» учитель может приготовить такую схему:
Комарики.→ Луна. → Туман. → Лошадь. → Ежик. → Что внутри?
Возможный вариант ответа: Комарики заиграли на своих писклявых скрипках. Улыбаясь, поплыла по небу луна. Над рекой поднялся туман. Белая лошадь утонула в нем по грудь. Ежик глядел и восхищался этой красотой. Он спустился с горы в туман, чтобы узнать, что там внутри.
Таким образом, предлагаемые изменения, касающиеся этапа проверки первичного восприятия нового произведения, обеспечивают явные преимущества в обучении и развитии учащихся и несут некоторые новации методического плана.
С методической точки зрения учитель освобождается от репродуктивных вопросов, касающихся передачи сюжета и содержания нового произведения. [3, с 3-8]
Теперь обратимся к такому этапу работы, как определение смысла рассказа. В своей работе мы описали следующие приемы:
-структурирование (соотнеси текст со схемой);
-определение подтекста произведения;
-разбиение произведения на микро темы.
1. Способствует пониманию текста приём структурирования. Определяя структуру текста и составляя его модель, ученик соотносит текст с моделью, наглядно видя основы связи содержания. Посмотрим использование модели на примере сказки «Лиса и журавль».
Лиса и журавль
Читаем сказку и изображаем её текст графически.
Подбери к модели сказки текст и подготовься обосновать свой ответ.
В — вступление, зачин; К — концовка, конец.
Запиши концовку:
Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?
2.Важным приемом, способствующим пониманию смысла текста, особенно художественного произведения, является определение его подтекста.
Так, чтобы понять ложность отношений лисы и журавля, необходимо выяснить, что же «думала» лиса на самом деле, когда приглашала журавля в гости, почему она размазала кашу по тарелке? Так же нужно обсудить и поступки журавля: почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком, что он при этом «думал»? [16, с 43-44]
3. Сложным представляется для учащихся чтение текстов типа описания. Они имеют особую структуру и складываются из небольших микротем, микрообразов, составляющих целостное описание природы.
В рассказе И. Соколова-Микитова «Красное лето» две части, и каждая из них содержит несколько микротем:
1 часть
1-я микротема: Растения на реке.
На реке в заводях раскрылись белые лилии и желтые
кувшинки. Буйно цветет над водою водяная кашка.
2-я микротема: Животные в воде.
Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы. Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей водой затих, притаился зубастый щуренок....
2 часть
На берегу трава выше колен. Звенят по ветру цветущие
колокольчики … и т.д.
По первой части работа проводится вместе с учителем: подчеркиваются важные слова, определяются микротемы. Учащиеся пытаются представить себе, «увидеть» цветы и животных. Со второй частью они работают самостоятельно, а затем обсуждают, что получилось: о чем эта часть, какие она включает микротемы и важные слова. Затем учащиеся возвращаются к общему названию «Красное лето» и доказывают, почему же оно названо автором красным — красивым, какие картины мы смогли вместе с ним увидеть в 1 и 2 частях и маленьких их составляющих. Каждый выбирает понравившуюся ему микротему и иллюстрирует её, выражая в своем рисунке личностное отношение к прочитанному и «увиденному» с помощью творческого воображения. [16, с 47]
Перейдем к анализу произведения. Любое художественное произведение можно рассматривать с точки зрения автора, читателя, героя. Анализ текста очень важно начать с точки зрения читателя, а затем рассмотреть произведение с точки зрения автора и героев. После обсуждения в классе можно предложить прочесть текст ещё раз дома и ответить на вопросы: что изменилось в восприятии его? Появилось ли что-то новое? Читая текст дома, дети глубже понимают его смысл, характеры героев, тогда как текст, прочитанный сразу самостоятельно ребёнком дома, не вызывает на уроке столь бурного обсуждения и не всегда понимается детьми.
Вместо простого пересказа
можно подойти к более
Урок проводился как презентация фильма, был избран совет директоров — экспертов, который должен был отобрать лучший сценарий для постановки фильма. Ребята в группах создавали сценарий по тексту, делали раскадровку текста, создавали план фильма. Выбирали группу актеров, описывали характер, внешность героев, проигрывали свой сценарий, затем защищали его, отвечая на вопросы зрителей и экспертов. Потом свою оценку давал совет директоров и отбирал лучший сценарий для постановки фильма. Подобные уроки преследуют несколько целей: обучение пересказу текста, которое не противоречит эстетическим задачам; дети выступают, с одной стороны, с позиции читателя, с другой — автора, создают своё художественное произведение.