Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Содержание

Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

 

Все перечисленные условия  и приемы являются неотъемлемой частью работы на уроке для повышения  эффективности  формирования сознательного  чтения.

 

3 этап – Контрольный.

Цель: определить уровень  эффективности разработанного комплекса нетрадиционных приемов работы над произведением.

Задачи:

- определить уровень  сознательности при чтении художественных  произведений;

- сравнить результаты  проведенной работы.

На данном этапе учащиеся выполняли задания направленные на:

- выявление значимости  и смысла заголовка;

- определение темы  произведения;

- проверку первичного  восприятия;

- краткое изложение  сюжета;

-определение смысла  рассказа.

Некоторые из проведенных  заданий представлены в приложении 2.

Для реализации цели мы подобрали сказку Г. Цыферова «Что такое звезды?».  Это произведение соответствует уровню познавательной возможности учеников 2 класса. Тематика и проблематика рассказа соответствует возрастной категории детей.  Рассказ состоит из 156 слов, это допустимо для данного уровня развития детей.

Проанализировав работу,  у нас получились следующие результаты:

Таблица 3

Оценка уровня сознательности чтения учащихся на контрольном  этапе.

Виды умений

 

 

 

Ученики

Умение видеть и понимать смысл заголовка

Умение понимать тему произ-я

Умение изложить сюжет  произ-я

Умение определять смысл  произ-я

Общий балл

Уровень

Владислав А.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Ирада А.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Константин А.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Владимир Б.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Даниил Б.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Светлана Б.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Юрий Г.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Максим Г.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Елизавета Г.

2 б.

2 б.

3 б.

2 б.

9 б.

С

Валерия З.

2 б.

2 б.

3 б.

3 б.

10 б.

В

Елизавета К.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Виктория Л.

2 б.

2 б.

2 б.

1 б.

7 б.

С

Мария М.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Анастасия М.

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

8 б.

С

Даниил М.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Валерия Р.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Илья Р.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Даниил П.

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

4 б.

Н

Алиса Х.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В

Алексей Я.

3 б.

3 б.

3 б.

3 б.

12 б.

В


 

Подведем общий итог: обучающихся набравших от 10 до12 баллов – 7, обучающихся набравших 7-9 баллов – 9 и обучающихся набравших 1 – 1,5 балла – 4.

В завершении исследования мы получили следующие результаты по уровню осознанности произведений учащимися:

высокий уровень — 35% учащихся;

средний уровень — 45% учащихся;

низкий уровень — 20% учащихся.

Диаграмма 2

Уровень сформированности сознательного чтения на контрольном этапе.

Обработав, проанализировав  и сравнив результаты сформированности сознательности чтения на констатирующем и контрольном этапах, мы пришли к выводу, что продуктивно работали над уровнем сформированности сознательного чтения. Сопоставим результаты: высокий уровень сформированности сознательного чтения повысился на 5 %, средний уровень также повысился на 5 %, а низкий уровень уменьшился на 10 %.

Отобразим на диаграмме  изменения произошедшие на констатирующем и контрольном этапах.

Диаграмма 3

Динамика результатов  сформированности сознательного чтения на констатирующем и контрольном  этапах.

Таким образом, умелое включение  разнообразных методических приёмов  позволяет не только формировать  сознательное чтение, но и помогает творчески развивать личность. Кроме того, вместе с формированием сознательности чтения  развиваются многие способности ребенка, повышается работоспособность и настроение, воспитывается положительное отношение к учению в целом. Материал для учащихся становится доступным и легким в усвоении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

С целью выявления  наиболее оптимальных приемов работы над сознательным чтением был обобщен опыт учителей практиков, который показал, что эффективной организацией учебного процесса располагает методика средствами субъективизации. В связи с этим наиболее часто используются учителями нетрадиционные приемы. Так, для определения темы урока учителя используют следующие приемы: восстановление фамилии автора в данном ряду, определение названия произведения путем продолжения цепочки, решение логических задач. Также особое внимание уделяется словарной работе. На этом этапе учитель затрудняет процесс чтения каждого слова, что интригует и заинтересовывает учащихся, а после того как слово угадано учащиеся сопоставляют с ними название произведения.

В процессе исследования был разработан комплекс нетрадиционных приемов, для которого характерен подбор заданий для каждого этапа работы над произведением. Приемы разработаны для обращения внимания детей на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Использование выявленных приемов помогает детям глубже понять и осмыслить текст, учит анализу художественного произведения, развивает их речь и мышление.

Для определения эффективности  разработанных методических приемов  была проведена опытная работа, в ходе которой был определен исходный уровень сформированности сознательности чтения, который показал, что на высоком уровне сформированности навыка сознательного чтения находится 30% учеников, на среднем 40% и на низком 30%. Затем в работу по осознанности произведения были включены нетрадиционные приемы. После этого был определен уровень эффективности разработанного нами комплекса, который показал, что на высоком уровне сформированности навыка сознательного чтения стало находится 35%, на среднем 45% и на низком 20%. Опытно-практическая работа показала эффективность применения данных приемов. Уровень сформированности сознательного чтения повысился, у детей повысилась трудоспособность и настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Овладение полноценным  навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение — один из основных способов приобретения информации и  во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для идейно-политического, умственного, эстетического и речевого развития учащихся. В связи с этим проблема формирования сознательного чтения является актуальной.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил сделать следующие  выводы: младшие школьники  имеют  ряд психологических особенностей формирования сознательного чтения, таких как наивно-реалистическое восприятие, особенности восприятия. Также они имеют ряд литературоведческих особенностей, таких как показатели степени и обученности читателя, уровни восприятия процесса формирования сознательного чтения. Также мы подробно рассмотрели какие существуют традиционные подходы к методике работы над художественным произведением на всех этапах работы и выявили следующее: подготовительная работа может проходить в форме вступительной беседы, рассказа учителя, экскурсии, прослушивания музыки; первичное восприятие может быть организовано следующим образом: через чтение вслух учителем, через чтение учащихся вслух, через комбинированное чтение, через самостоятельное знакомство детей; во время анализа традиционно применяются следующие приемы: постановка вопросов к прочитанной части, выборочное чтение, словесное и графическое иллюстрирование, составление плана произведения, пересказ; также после прочтения используются творческие задания, такие как: драматизация, выразительное чтение с обсуждением вариантов прочтения, графическое иллюстрирование, словесное рисование картин, творческий пересказ. В третьей части мы проанализировали УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой с точки зрения сознательного чтения. Мы выявили, что учебники требуют дополнения в предлагаемых для учащихся заданиях и вопросах. Нами был выбран этот УМК, потому что комплекс нетрадиционных приемов мы апробировали на учащихся 2 класса, работающих по этой программе.

Мы выявили приемы, которыми пользуются учителя начальной школы и которые, на их взгляд, являются эффективными. Затем мы составили сам комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением. Мы использовали приемы для каждого этапа работы над произведением, задания постепенно усложняются. Данные приемы помогут разнообразить урок, сделать его более интересным и ярким. Данный комплекс мы апробировали на практике и получили следующие результаты: высокий уровень сформированности навыка сознательного чтения увеличился на 5%, средний уровень повысился также на 5%, а низкий уменьшился на 10%. Результаты показали эффективность использования разработанных нами приемов.

Цель и задачи работы были полностью реализованы.

Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации приемов по формированию сознательного  чтения.

Практическая значимость заключается в создании комплекса приемов для формирования сознательного чтения при работе над художественным произведением и применении его на уроках литературного чтения.

Мы создали комплекс нетрадиционных приемов только для 2 класса УМК «Гармония», но в последующих  работах разработаем комплекс и для других классов, чтобы навык сознательного чтения успешно совершенствовался из года в год.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.Ежемесячный научно  – методический журнал «Начальная  школа», О. Н. Бершанская. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников. [Текст], 2001.-№11- С. 46-53.

2.Ежемесячный научно  – методический журнал «Начальная школа», Т. В. Волченок. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроках литературы в начальной школе. [Текст], 2006.-№4-С. 34-36.

3.Ежемесячный научно  – методический журнал «Начальная школа», Г. А. Бакулина. Проверка первичного восприятия: от формализма к обучению и развитию. [Текст], 2009.-№8-С. 3-8.

4. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. – 178 с.

5.Бакулина,  Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров: изд-во ВГПУ, 2000. – 156 с.

6. Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // Начальная школа плюс До и После. 2004. №11

7. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева]; под ред. М. П. Воюшиной. – М.: Издательский дом «Академия», 2010. – 288 с.

8. Игнатьева, Т. В., Вохмянина, Л. А. Программы общеобразовательных учреждений, начальные классы, в двух частях, часть первая. – М.: «Просвещение», 2002. -  319 с.

9.Кубасова, О. В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. В двух частях. Часть вторая. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 192 с.

10. Казанский, Н. Г., Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы). М.: Просвещение, 1978. – 164 с.

11. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 167 с.

12.Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415с.

13.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464с.

14.Макеева, С. Г. Современное воспитательное чтение: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. 102с.

15.Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. – 324 с.

16.Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 1999. - 160с.

17. Онищук, В. А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. - 145 с.

18. Постоловский, И. З., Постоловский, В. И. Предвосхищение при чтении: Упражнения для тренировок: [1-5кл.] / Всесоюз. ассоциация исследователей чтения; Науч.-иссл. лаб. Проблем динамического в школе ООИУУ. Одесса, 1991. – 98  с.   

19.Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [текст] : Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383с.

20.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. 221 с.

21. Яковлев, Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. М.: Просвещение, 1985. – 234 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема: Н.Н. Носов и его  произведение «Заплатка».

1.Организационный момент.

 Учитель проверяет готовность детей к уроку и настраивает их на работу.

Информация о работе Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы