Формирование способности к перевоплощению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Создание художественного образа - это процесс, непрерывный ряд решений, которые художник должен принимать, чтобы материализовать свой эстетический замысел. Они всегда основываются на сложном сочетании того, что художник осознает, и того, что на уровне сознания как мотив решения осознается плохо или даже не осознается вовсе. Этот неосознаваемый мотив решений присутствует в подлинно художественном творчестве всегда.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 313.45 Кб (Скачать файл)

Исполнителю необходимо составить  представление о главном «инструменте» собственного творчества - психике, без действенности которого любое творческое усилие было бы бесплодным. Одновременно психика - несравненный «материал», из которого в конечном счете сотворяется персонажная сущность. Таинственные ее механизмы дают о себе знать только в феноменах - разного рода душевных явлениях, осознанных и скрытых переживаниях, в ощущениях, воспоминаниях, мыслях, образах, чувствах, поведении. И блеск в голосе певца - это отблеск сияния, озаряющего психические недра. Артист, призванный стремиться к непрестанному обогащению собственной душевно-духовной породы, обязан исследовать возможности своей психики.

По утверждению Станиславского, исполнитель захвачен произведением  тогда, когда помимо воли, живет жизнью роли, не замечая, как чувствует, не думая о том, что делает, и все выходит само собой.

Это требует довольно сложной  творческой работы, которая только отчасти протекает под контролем  и под непосредственным воздействием сознания. В значительной части эта  работа является подсознательной и  непроизвольной. Она по силам лишь одной - самой искусной, самой гениальной, тончайшей, недосягаемой – нашей  органической природе. Надо уметь возбуждать и направлять ее. Для этого существуют особые приемы психотехники. Их назначение в том, чтобы сознательными  путями будить и вовлекать в творчество подсознание. Сознательное и верное рождает правду, а правда вызывает веру, а если природа поверит тому, что происходит в человеке, она  сама примется за дело. Вслед за ней  вступит подсознание и может  явиться само вдохновение. Но для того чтобы творить верно, нужно действие, только правильное действие порождает чувства. Даже неподвижно сидящий на сцене актер может подлинно действовать, но только это не внешне – физически, а внутренне – психически, и за ним будет интересно наблюдать.  Поэтому на сцене нужно действовать – внутренне и внешне. И самое главное обоснованно, логично, последовательно. Но нив коим случае, нельзя выжимать из себя чувства, например ревность, любовь, страдания. Иначе это заканчивается отвратительным наигрыванием. Поэтому актеру необходимо подлинно действовать.

Так, Шаляпин утверждал своим неустанным трудом, что во всяком произведении искусства важна сознательная работа ума, и находил подтверждение своим порожденным практикой выводам: чем сосредоточеннее воля творящего, тем значительнее будет его художественный труд.

Сознание человека - одно из наиболее сложных душевных явлений. Это особое состояние, при котором  свои чувства, мысли и ощущения человек  способен описать словами, выразить в образах или передать действием. Основным структурным признаком  сознания выступает его интенциональность.  Понятие, принадлежащее феноменологической философии Э. Гуссерля, означает, что сознание всегда целенаправленно и всегда есть осознавание чего-либо.

Исполнитель, цель которого - сотворить художественный образ, использует способность сознания создавать предметный мир, наполняться содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Психологические  процессы как основа творческой  деятельности.

В сознании исполнителя непрерывно протекают процессы восприятия, познания, художественного мышления, воображения, обусловливающие его творческую деятельность.

Восприятие - инструмент чувственного познания мира и перевода его на язык образов, посредством чего человек получает целостное представление о предметах и явлениях, их признаках и свойствах. Благодаря познанию, рациональной деятельности, позволяющей субъекту обрести язык общения с объектом, будь то реальность, произведение искусства или персонаж, содержание их дополняется и уточняется.

Важнейшим процессом становится мышление исполнителя, которое характеризуется  двойственностью и развертывается параллельно в руслах двух логик - собственной и персонажной. Мышление всегда эмотивно и характеризуется эстетической избирательностью, ассоциативностью, метафоричностью, а главное, способностью оперировать вероятностями, что сказывается на выборе выразительных средств воплощения персонажного сознания, способности импровизации и интерпретации. Специфическим отличием мышления вокалиста-исполнителя является способность мыслить музыкальными образами в их тембровой, мелодической, ладотональной, гармонической и иной выразительности.

В потоке сознания подобно  пунктирной линии, чередуются в нем  мгновения самосознания и бессознания, как и двойственность бытия исполнителя - жизненного и, одновременно, сценического, складывающегося из чередования моментов реального и воображаемого существования.  Для понимания психологической природы феномена сценического раздвоения чрезвычайно важно заметить,  что сознание выступает как осознание внутри себя самого отношений между Я-воспринимающим и Я-воспринимаемым. Иными словами, исполнитель одновременно воспринимает себя как личность и противостоящий ей объект - сотворенный музыкальный образ или персонаж - как часть структуры своей психики.  

Психика  каждого исполнителя  уникальна: творческая активность, выраженная в интенсивности и объеме проникновения  содержания подсознания в сознание, во многом зависит от природных данных - динамических связей и перемещений психических содержаний, скорости психических процессов, ритмов их смены и интенсивности переходов и проникновений, вытеснения и актуализации. Уместно вспомнить фразу, сказанную А. Пазовским М. Максаковой: «Есть певцы, которые не могут дать больше- того, чем владеют». [23, с 81].Это одинаково справедливо для певческой и психической природы исполнителя.

Немалую роль в творческой свободе исполнения играет эрудиция (образовательный уровень) и профессиональное совершенство (доскональное знание). Без  познавательной активности исполнителя  его сознание рискует остаться «подслеповатым»  и оказаться не в силах распознать глубинных планов произведений.

Потенциальным  качеством  сознания, в той или иной мере присущим человеку,  является  виртуальность. Доминирующим инструментом приспособления психики к вероятным событиям является всесильное воображение. Всесторонняя аналитическая и фантазийная работа с драматургическим или музыкальным материалом,  наконец, длительное вынашивание и детализация целого завершается «родами»: в психической вселенной исполнителя вспыхивает новое искусственное солнце - виртуальное Я личности персонажа, отчасти самостоятельное и одновременно проницаемое сознание внутри породившего его сознания. [33,с35]

Главное «заклинание» виртуального существования вымышленного персонажа «как будто бы» мгновенно вызывает в памяти пресловутое «если бы» и «Я в предлагаемых...» К. Станиславского, которые театр XX века называл волшебной формулой сценического перевоплощения. «Если бы» является для артистов рычагом, переводящим из действительности в виртуальный мир. Оно возбуждает мгновенно инстинктивно само действие. Например, если передать любому человеку обыкновенную перчатку, сказав при этом: вот вам холодная лягушка. Конечно, он с брезгливостью отшатнется. Или же дать стакан воды, и как только его поднесли к губам, сказать: «Там яд!». Любой инстинктивно замрет и испугается. Магическое «если бы» дает только первый толчок для дальнейшего развития роли. В силу вступают предполагаемые обстоятельства, тоже является предположением, «вымыслом воображения». Одно-предположение («если бы»),а другое –дополнение к нему («предлагаемые обстоятельства»). «Если бы» всегда начинает творчество, «предполагаемые обстоятельства» развивают его.  Они дают помогают созданию внутреннего сдвига. Поэтому исполнителю необходимо понять какое важное значение имеет внутреннее и внешнее сценическое действие. Самое интересное что многие исполнители декламируют о своих несуществующих переживаниях. Этим самым актеры заполняют внутреннюю душевную пустоту своей игры. На самом деле их действия на сцене не соответствуют действиям человеческой подлинной жизни. Нужно внутренне почувствовать роль. Но к сожалению все чаще со сцены слышать пустые слова которые нужны только как звуки, на которых можно показать голос, дикцию технику речи., при такой игре можно только «вообще» грустно, «вообще» весело, трагично. Такая передача мертва и формальна. Во внешнем действии тоже самое ( в речи). Когда самому актеру как человеку не нужно то, что он делает, то действия пусты, не пережиты, когда все делается потому как написано в содержании, а не потому как пережито в душе, актер начинает «играть вообще»(поверхностно).

Тут же встает вопрос о правдоподобии чувства, это не самые подлинные страсти, чувства и переживания а их предчувствие, близкое родственное состояние, похожее на правду и потому правдоподобное. Эта передача страсти не прямая, непосредственная. Иначе говоря: создайте прежде предлагаемые обстоятельства, искренне поверте им, и тогда сама собой родится «истина страстей». Станиславский говорил: «прежде всего, вы должны по-своему представить себе все «предлагаемые обстоятельства» героя, взятые из пьесы из своих собственных мечтаний. Весь этот материал создаст общее представление о жизни изображаемого образа в окружающих его условиях. Надо очень искренне поверить в реальную возможность –такой жизни в самой действительности: надо привыкнуть к ней настолько, чтобы сродниться с этой чужой жизнью. Если все это удается, то внутри вас сама собою  создается правдоподобие чувства». Правдоподобие чувства это и есть первый признак виртуально мира.

Так, главное различие существования  актера в творческом режиме «Я есть» и «Я в предлагаемых...» состоит в степени эмоционального и, соответственно, интеллектуального наполнения образа: один актер оказывается в плену своих чувств, другой - сознания; но в обоих случаях доминантой образного содержания становится цельная, оберегаемая самосознанием от каких-либо перемен, личность исполнителя. Интересен то факт выходя на сцену, перед зрителями, исполнители совершенно теряют ощущение реальной жизни. Забывают все: и то как в жизни ходим, едим, разговариваем, слушаем- словом, как мы в жизни внутреннее и внешне действуем. Всему этому нужно заново учиться на сцене, вести себя органически правильно, свободно, как в жизни. С этой задачей сразу не справиться, а лишь постепенно, лишь в процессе упражнений над другими очень важными факторами и способностями дарованиями (воображение , внимание, память и т.д…).

 

 

 

 

 

1.3 Основные факторы сценического перевоплощения.

Память, воображение, внимание, эмоциональность и другие факторы, способствующие перевоплощению полиперсональной личности, усиливают и делают возможным стремление «выйти из себя» без утраты личностного самосознания.

Одним из основных факторов перевоплощения исполнителя служит память. Музыкальная память лежит в основе всех видов музыкальной деятельности, ее развитие способствует совершенствованию восприятия, воображения, музыкального мышления. Б.В. Асафьев писал: «... понимание музыки начинается с запоминания соотношений более знакомых сознанию и их сравнивания с менее знакомыми». И далее он говорит: "Без "гимнастики запоминания" нет прогресса восприятия музыки и нет эволюции музыкальной культуры". [5,с20].

Память - это отражение опыта  человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Процесс запоминания т.е. запечатления и последующего сохранения воспринятой информации, заключает метод распределенного воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал.

Процесс сохранения требует активной переработки, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта. Память также выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в его отсутствие

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Естественно все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Память во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким  образом, память связана с особенностями  личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет  ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Классификация видов памяти по характеру  психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Он выявил различные виды памяти: моторная, аффективная (эмоциональная), образная и вербальная.

Существуют различные виды памяти:

  1. двигательная (моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д..);
  2. эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Еще ее называют «памятью сердца». Пример такой памяти: актриса плачет на сцене, вспоминая печальный случай из собственного жизни. Т.е способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.
  3. словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении  мыслей. Запоминаются и воспроизводятся мысли, возникшие в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью словесно-логической памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память и называется не просто логической, а словесно-логической.

Информация о работе Формирование способности к перевоплощению