Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:34, дипломная работа
Создание художественного образа - это процесс, непрерывный ряд решений, которые художник должен принимать, чтобы материализовать свой эстетический замысел. Они всегда основываются на сложном сочетании того, что художник осознает, и того, что на уровне сознания как мотив решения осознается плохо или даже не осознается вовсе. Этот неосознаваемый мотив решений присутствует в подлинно художественном творчестве всегда.
Музыка Н.А. Римского-Корсакова и поэтический текст А.С. Пушкина, органично соединившись в одном произведении, представляют собой жемчужину русской вокальной классики.
Подробное поэтапное рассмотрение музыкального и поэтического текста в их индивидуальности и взаимодействии показали нам образ таким, каким задумал его автор стихотворения. При анализе романса выстроилась его драматургия (завязка, развитие, кульминация, финал). Ярко представляется картина действия, где находится герой, что чувствует, начинает зарождаться сочувствие к герою. Но этого мало для полного исполнительского перевоплощения. Поэтому, мы пользовалась не только общепринятыми методами обучения, но и актерскими приемами в работе над романсом Римского-Корсакова. Поэтому следующим этапом над перевоплощением, является,
6 – этап работа над, воображением, освоением предлагаемых обстоятельств, образной памятью, вниманием, мышлением, эмоциями.
Так как о жизни главного героя романса нам известно очень мало, требуется максимальная работа воображения. Работа над воображением велась с помощью, представления новых предлагаемых обстоятельств персонажу. Каждому студенту необходимо детально придумать и вообразить его жизнь с самого рождения. К примеру, сколько герою лет? Как он выглядит? Чем он занимается в жизни? Кто его родители? Как он познакомился со своей возлюбленной? Сколько ей лет? Почему он оказался в Грузии? и т.д.Чем больше будет заданно вопросов, и продуманных на них ответов, тем завершенней становится образ, и легче становится процесс перевоплощения. Далее с помощью зрительной памяти попытались представить образ героя, и запомнить его. И на каждом новом занятии представлять его заново. Тем самым тренируя работу образной памяти. Мы предложили упражнять свою память сначала с помощью легкого упражнения: перед сном вспоминать весь прожитый день, с мельчайшими подробностями, и действиями.
Следующим этапом в работе воображение это «присвоение обстоятельств себе», сделать собственными, личными, т.е по-настояшему их воспринять. Мы предлагаем студентам вспомнить похожие воспоминания из своей жизни, думать о них, тогда звук сразу начинает интереснее окрашивается. А когда же исполнитель думает поверхностно, то и звук получается плоским. Из широкого круга предлагаемых обстоятельств исполнителю необходимо, опереться на свои знакомые ему переживания. Таким образом, увлекая работу воображения. На этом этапе задействуется эмоциональная память.
Работа над воображением необходима на протяжении всего эксперимента. Постепенно воображение студентов становилось гибким и подвижным. Их придуманные образы вспыхивали и сменяли друг друга очень быстро. Это приводило к тому, что участники эксперимента теряли найденное. Поэтому необходимо развивать силу внимания, которая в состоянии остановить движение образов, и сосредоточиться на главном. Необходима большая душевная сила, для того чтобы удержать объект внимания. Для этого мы предлагаем упражнение на внимание.
Упражнение: Выбрать простой предмет. Рассмотреть его. Чтобы избежать «гляденья» на предмет - требуется описать его внешний вид. Проделать внутренне(психологически) четыре действия, составляющее процесс внимания: держать предмет, притягивать его к себе, устремляться к нему, проникать в него, как бы стараться слиться с ним. Каждое из этих действий проделывать сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два по три и т.д. Продолжать упражнение, следя за тем, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне. Следом, менять объекты внимания в такой последовательности: простой видимый предмет; звук; человеческая речь; простой предмет, вызванный в воспоминании; звук, вызванный в воспоминании; человеческая речь(слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.
Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
1) Образ, взятый из литературы.
2) Образ фантастического существа, пейзажа, и.д, созданный вами самими.
Далее сосредоточившись на объекте внимания, начните одновременно выполнять простые действия, например, думая об определенном образе человека, начните убирать комнату (поливать цветы и т.д) И что самое главное уяснить, что процесс внимания протекает в душевной сфере, и не нарушается внешними действиями. Следить, чтобы внимание по возможности не прерывалось.
Для того чтобы почувствовать переживания героя, необходимо довести предлагаемые обстоятельства до наивысшего предела, т.е их обострить. Для этого необходима задача – предположим, быть с любимой. Путь к ней – это действие, но на пути к нему необходим конфликт. Конфликт – борьба, в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия с любым явлением. Например, можно представить, что молодой русский юноша, впервые приехавший в Грузию к другу, полюбил грузинскую девушку, но ее родители уже выбрали ей мужа, и их традиции не позволяют им быть вместе. Если обострить обстоятельства, то можно представить, что у этого юноши тоже есть невеста, с которой они долго встречались, и она совсем одна, и у нее нет своей семьи. Поэтому юноша очень переживает и мучается.
Выделяется основная формула в работе над образом через «предлагаемые обстоятельства», задачу, путь к ней - действие, и препятствие к нему – конфликт. Далее студенты должны наметить для себя линию действий, каждый шаг на пути к цели.
Только после всей продуманной работы, следует работа над смысловой интонацией. Вначале нахождение главного слова в прочтении стихотворения, а следом и главного смысла. Выявить состояния героя, которые присутствуют в стихотворении, логически их выстроить. Далее попытаться добиться, в прочтении строк, своего душевного изменения. И попытаться запомнить его. Все это поможет перенести интонацию жизненную в музыкальную интонацию.
В работе над смысловой музыкальной интонацией помогли следующие упражнения: на технически точное интонирование на различные слоги; распевание по фразам, с разной эмоциональной подачей, например, спеть грозно, радостно, страстно, ласково, жалобно и т.д); пение вокализов от разных лиц.
Для оценки изначального уровня у студентов воображения, образной памяти, внимания, мышления, эмоций мы провели тестирование по каждому фактору влияющему на процесс перевоплощения.[59 электронный источник] См. приложение №2
1.Методика исследования творческого воображения. Цель: оценка особенностей творческого воображения.
2.Тест на образную память. Цель: изучение кратковременной памяти.
3. Тест на внимание методики «Таблицы Шульца» Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
4. Тест на мышление методика Б.В Зейгарника"Толкование пословиц" Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.
Подводя итоги о методах, можно сделать вывод, что предложенная система методических знаний, обеспечивают приобретение необходимых знаний, умений, и навыков в изучении исполнении произведения, позволяет осуществлять целенаправленное развитие эмоциональности студента.
2.4 Проверка эффективности методики формирования перевоплощения исполнителя.
Проверка эффективности предлагаемой методики формирования перевоплощения исполнителей в вокальном сценическом искусстве была проведена в работе с тремя студентами музыкального факультета МПГУ, первого, и пятого курсов. Регулярные индивидуальные занятия проводились в течение 2011/2012 учебного года один раз в неделю по 45 минут.
В ходе работы пытались выявить причины недостаточного перевоплощения в исполнении произведения, и пришли к следующему выводу:
1. недостаточный уровень сформированнности певческих навыков;
2. незнание (или недостаточное знание музыки и текста)
3. темперамент (тип высшей нервной системы)
4. неартистичность, стеснительность, закрытость, внутренняя скованность, мышечные зажимы и прочее;
5. психологический фактор(неумение по памяти воспроизвести те или иные эмоциональные состояния, неумение произвольно управлять ими;
6. недостаточное развитое воображение, внимание, эмоциональная выразительность;
При прослушивании студентов мы разработали критерии оценки уровня факторов перевоплощения и сформированности певческих навыков, которые можно оценить по пятнадцатибалльной шкале.
Низкий - 1-5 балла
Средний – 6-10 баллов
Высокий – 11-15 баллов
Таблица № 1. Критерии оценки уровня факторов перевоплощения и певческих навыков.
Факторы |
Образная память |
Воображение |
Внимание |
Эмоциональная чувственная основа |
Уровень сформированности | ||||
Высокий 11-15 балла |
Быстрое и прочное запоминание, медленное забывание. Произвольное запоминание и детальное воспроизведение образа. Наличие слуховой и зрительной памяти. Широкий объем памяти. Глубина понимания, сознательная регуляция, наличие сознательной цели, |
Активное, упорная сила воли, намерения, развитое мышление, память, логика и последовательность действий. |
Творческое, высокая сосредоточенность, упорная сила воли, развитая фантазия, гибкое воображение |
Полное владение эмоциями. Эмоциональная сдержанность, реактивность, возбудимость. Высокая степень эмпатии. Детальное воспроизведение своих и других переживаний. Нравственность, эмоциональный опыт. Адекватные и своевременные движения, мимика, изменение тембра и динамики голоса в соответствии с художественным образом. |
Средний 6-10 балла |
Быстрое запоминание, и скорое забывание. Медленное запоминание, и долгое сохранение. Чередование произвольное и непроизвольного запоминания. Средний уровень памяти. Развита в большей степени зрительная либо слуховая память. |
Активное чередуется с пассивным, слабая сила воли, не активное мышление, слабая память, нелогичность и последовательность действий. |
Творческое чередуется с формальным видом внимания, без участия творческой фантазии. |
Частичное владение эмоциями. Не полное воспроизведение своих и других переживаний. Адекватность и своевременность движений, мимика, изменения тембра и динамики голоса в соответствии с художественным образом проявляются не часто. Не ярко выраженная эмпатия. |
Низкий 1-5 балла |
Медленно запоминание, и быстрое забывание. Непроизвольное запоминание и не полное воспроизведение. Узкий объем памяти. Слабо развита и зрительная и слуховая память. |
Активное чередуется с пассивным, слабая сила воли, не активное мышление, слабая память, нелогичность и последовательность действий. |
Творческое чередуется с формальным видом внимания, без участия творческой фантазии. |
Не умение управлять эмоциями. Эмпатия плохо проявляется. Слабое запоминание своих и других переживаний. Адекватность и |
Навык |
Дыхание |
Звукообразование и |
Дикция |
Уровень сформированности | |||
Высокий 11-15 балла |
Смешанный тип дыхания, активный короткий вдох, длинный выдох, полный контроль за расходом дыхания. |
Преимущественно мягкая атака звука, плавное звуковедение, широкий динамический диапазон произвольная филировка звука. |
Постоянная чёткость произношения согласных и артикулирования гласных. |
Средний 6-10 балла |
Верхнерёберное (ключичное) дыхание чередуется со смешанным типом дыхания, не всегда активный вдох, контроль над расходом дыхания осуществляется время от времени. |
Непроизвольное чередование мягкой и придыхательной атаки звука, ограниченный динамический диапазон, непостоянство произвольной филировки звука. |
Переменная чёткость произношения согласных и артикулирования гласных. |
Низкий 1-5 балла |
Верхнерёберное (ключичное) дыхание чередуется со смешанным типом дыхания, не всегда активный вдох, контроль над |
Непроизвольное чередование мягкой и придыхательной атаки звука, ограниченный динамический диапазон, непостоянство произвольной филировки звука. |
Переменная чёткость произношения согласных и артикулирования гласных. |
Прослушивание каждого учащегося проводились на первом занятии и после применения на практике разработанной методики, в мае было проведено повторное прослушивание, в соответствии с которым мы составили сравнительную таблицу со списком учащихся, с первоначальным и конечным уровнем факторов и навыков, способствующих перевоплощению.
Сравнивая первоначальный и конечный уровни сформированности познавательных процессов факторов и певческих навыков, мы вывели средний бал перевоплощения у каждого студента.
Таблица № 2. Сравнительная таблица познавательных процессов факторов и певческих навыков, способствующих перевоплощению:
Процессы факторы и навыки перевоплощения |
Тесты |
Анна. А |
Наталья Д |
Дмитрий Ш | ||||
Первоначальный и конечный уровни | ||||||||
Воображение |
Методика исследования творческого воображения |
7 |
12 |
7 |
10 |
6 |
9 | |
Образная память |
Тест на образную память |
8 |
12 |
7 |
11 |
6 |
10 | |
Внимание |
Методика «Таблица Шульца», «Бурдона» |
10 |
15 |
9 |
11 |
7 |
11 | |
Эмоции |
Методика уровня социальной фрустрированности, методика изучения эмоций. |
9 |
12 |
6 |
10 |
5 |
9 | |
Дыхание |
Методика Виктории Беловой |
10 |
14 |
6 |
9 |
5 |
10 | |
Звукообразование |
- |
11 |
14 |
8 |
10 |
6 |
9 | |
Дикция |
- |
8 |
12 |
6 |
9 |
7 |
11 | |
Средний бал уровня перевоплощения |
9 |
13 |
7 |
10 |
6 |
9,1 |
Информация о работе Формирование способности к перевоплощению