Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ОГЛАВЛЕНИЕ
Объект исследования: процесс формирования безопасного поведения у старших дошкольников в ДДУ
Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасной жизнедеятельности
Методы исследования:
Гипотеза:
С развитием техники, быстрым ростом автомобильного парка возрастает и число дорожно-транспортных происшествий, пострадавшими в которых, к сожалению, оказываются и дети. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. Научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте — одна из задач дошкольного учреждения. Важно не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них практические навыки поведения на улицах. Дети должны получить четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни, здоровья, поэтому необходимо соблюдать их: прежде всего ребенок должен понять и усвоить, что проезжая часть предназначена для автомобилей, а тротуар, пешеходные дорожки – для пешеходов; ходить нужно только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода; переходить дорогу можно только в сопровождении взрослых и только в установленных местах; ожидая разрешающий сигнал светофора возле дороги, нельзя толкаться, потому что можно упасть под колеса проезжающего автомобиля, а переходя проезжую часть даже при зеленом сигнале светофора, необходимо убедиться, что рядом машин нет или что они остановились перед переходом; ожидать транспорт нужно только на остановке; нельзя играть на дорогах и т д. Предметом обсуждения с детьми являются также правила поведения в транспорте (как надо входить, выходить, обходить транспортное средство, не высовываться из окон салона автомобиля, не стоять у дверей, мешая выходу, уступать место пожилым).
Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Формирование дисциплинированного поведения и уважения к старшим не противоречит таким формам поведения ребенка, когда ему надо противостоять уговорам, предложениям, запугиваниям, уметь сказать «нет» взрослым и другим детям, прежде всего подросткам, которые могут втянуть ребенка в опасную ситуацию (уйти далеко от дома, пойти посмотреть на стройку, разжечь костер, забраться на чердак, спуститься в подвал и т.п.). Нередко дошкольники считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или манерой поведения. Но бывают моменты несовпадения приятной внешности и недобрых намерений. Подобные ситуации можно проиллюстрировать на доступных пониманию детей примерах из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - злая мачеха, прикинувшись доброй старушкой, угостила царевну отравленным яблоком; «Золушка» - неприглядный наряд и внешность героини и ее доброта; «Аленький цветочек» - в страшное чудовище был превращен добрый принц).
Особо следует рассмотреть с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей надо учить приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами.
Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. Оставшись один в квартире, ребенок может быть уверен, что за закрытыми дверями он находится в безопасности, что открывать дверь нельзя никому. Будет лучше, если члены семьи, придя домой, не звонили в дверь, а открывали бы ее своим ключом. Тогда ребенку не надо будет решать: открывать или не открывать дверь в случае, если кто-то позвонит: однозначно не открывать.
Детей стоит познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека. Этим объясняются многие привычные предостережения и требования взрослых (пить кипяченую воду, мыть фрукты, овощи, руки перед едой), которые уберегут от болезней, а иногда и спасут жизнь. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя при контактах с домашними, бездомными и дикими животными. Угроза безопасности исходит прежде всего от общения с животными, заболевших бешенством и лишаем.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Современные дома, до отказа заполненные различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).
Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей:
Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности