Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности 6
1.2. Специфика знаний старших дошкольников об основах безопасной жизнедеятельности 11
1.3. Сотрудничество с семьей по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 15
1.4. Анализ требований программ дошкольного образования по формированию основ безопасной жизнедеятельности 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Определение уровня знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности 23
2.2. Анализ результатов исследования и построение системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников 25
2.3. Определение эффективности системы работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности 37
Выводы по главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая лукашук.docx

— 279.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждения образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовая работа

 

 

 

Исполнитель:

студентка 311 группы

заочной формы получения       образования

Лукашук Татьяна Ивановна

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы социальных навыков, опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. С первых лет жизни активность и любознательность ребенка становятся небезопасными для него. Малыш по своим физиологическим особенностям не может определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Зачастую взрослые пытаются оградить малыша от опасностей путем наложения целого ряда запретов или путем долгих, не всегда понятных детям, наставлений. Все это дает обратный результат. Необходимо воспитывать привычку пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, дома и на улице. Нужно прививать детям навыки поведения в обстоятельствах, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. К сожалению, сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от роста преступности, ни от аварий. И поэтому просто необходимо, чтобы дети поняли ценность человеческой жизни, учились беречь и защищать и ее и свое здоровье. 

Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней и уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Дети дошкольного возраста любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребенок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Обеспечение безопасной жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Под безопасностью мы понимаем такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития можно смириться. Иначе говоря, безопасность – это приемлемый риск. Условия жизни человека в настоящее время связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. А у детей отсутствуют навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Рассматривая понятие «безопасность», мы понимаем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. И чтобы ребенок не попал в экстремальную ситуацию или смог справиться с ней необходимо целенаправленное обучение.

Из всего вышесказанного видно, что проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности  детей всегда была, есть и будет актуальна. Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь ростом опасных ситуаций. В современном, отнюдь не безопасном, мире, дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать правильные решения в экстремальных ситуациях, не знают, к кому обратиться за помощью и т.д. Не случайно сейчас в ДДУ ведется активная работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных жизненных ситуаций и особенностей поведения в них. В наше время эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Загвоздкина Т.В. в своей книге «Безопасность жизни и деятельности дошкольников» рассматривает специфику знаний дошкольников о  безопасной жизнедеятельности, выделяет основные направления работы по основам безопасности в дошкольных учреждениях. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. отмечают, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование, которое должно начинаться в дошкольном детстве. Смушкевич Е.С, Якупов А.М. в своей книге «Мы идем по улице» выделяют причины возникновения аварийных ситуаций и считают, что правильное обучение безопасному поведению детей определяет культуру поведения и будущего взрослого человека. Гаткин Е.Я. в книге «Безопасность ребенка» рассматривает опасности современного мира, везде поджидающие ребенка, и дает рекомендации о том, как сформировать у ребенка умение защитить себя. Важенина К. в книге «Как уберечь ребенка от опасных людей» рассказывает, как защитить детей от людей, желающих причинить им вред. Прус Л.И., Семенюк В.И., Владимиров Н.В. рассматривают направления воспитательно-образовательного процесса по основам безопасной жизнедеятельности, наиболее эффективные формы обучения, организацию работы с семьей. Осмысливая выше изложенное, можно сделать вывод: только через качественное образование можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих. К сожалению, в дошкольном образовании указанная проблема является недостаточно изученной. Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасной жизнедеятельности человека.

Цель исследования: изучить особенности работы и пути формирования знаний, умений, навыков по формированию основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

  1. Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основами безопасной жизнедеятельности
  2. Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности
  3. Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности
  4. Выделить наиболее эффективные пути формирования знаний, умений, навыков по основам безопасной жизнедеятельности

 

Объект исследования: процесс формирования безопасного поведения у старших дошкольников в ДДУ

 

Предмет исследования: методика ознакомления дошкольников с основами безопасной жизнедеятельности

 

Методы исследования:

  • Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы
  • Индивидуальные беседы с детьми
  • Проблемные педагогические ситуации
  • Педагогический эксперимент

 

Гипотеза:

Осознанное усвоение основ безопасной жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если эта работа будет вестись организованно (будут созданы специальные условия), целенаправленно, последовательно, если будут учитываться психологические закономерности развития дошкольников и будут использоваться разнообразные методы и приемы воспитания. 
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Основные направления работы с детьми по основам безопасности

 

Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить произошедшее и выбрать наиболее эффективный способ зашиты или спасения. В первые минуты чрезвычайной ситуации человек действует рефлексивно, на уровне подсознания. Главная причина этого - неподготовленность, незнание мер противодействия. Наиболее незащищенная и уязвимая часть населения - дети. Познавая окружающий мир, дошкольник попадает в ситуации, которые угрожают его жизни и жизни окружающих людей. Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребенка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, дошкольники не знают, как необходимо действовать. И этому их необходимо научить как родителям, так и педагогам в ДДУ.

Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, можно выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение:

 

  1. Безопасные и опасные улицы и дороги. Ребенок на улицах города.

С развитием техники, быстрым ростом автомобильного парка возрастает и число дорожно-транспортных происшествий, пострадавшими в которых, к сожалению, оказываются и дети. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д.  Научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте — одна из задач дошкольного учреждения. Важно не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них практические навыки поведения на улицах. Дети должны получить четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни, здоровья, поэтому необходимо соблюдать их: прежде всего ребенок должен понять и усвоить, что проезжая часть предназначена для автомобилей, а тротуар, пешеходные дорожки – для пешеходов; ходить нужно только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода; переходить дорогу можно только в сопровождении взрослых и только в установленных местах; ожидая разрешающий сигнал светофора возле дороги, нельзя толкаться, потому что можно упасть под колеса проезжающего автомобиля, а переходя проезжую часть даже при зеленом сигнале светофора, необходимо убедиться, что рядом машин нет или что они остановились перед переходом; ожидать транспорт нужно только на остановке; нельзя играть на дорогах и т д. Предметом обсуждения с детьми являются также правила поведения в транспорте (как надо входить, выходить, обходить транспортное средство, не высовываться из окон салона автомобиля, не стоять у дверей, мешая выходу, уступать место пожилым). 

 

  1. Ребенок и другие люди.

Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Формирование дисциплинированного поведения и уважения к старшим не противоречит таким формам поведения ребенка, когда ему надо противостоять уговорам, предложениям, запугиваниям, уметь сказать «нет» взрослым и другим детям, прежде всего подросткам, которые могут втянуть ребенка в опасную ситуацию (уйти далеко от дома, пойти посмотреть на стройку, разжечь костер, забраться на чердак, спуститься в подвал и т.п.). Нередко дошкольники считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или манерой поведения. Но бывают моменты несовпадения приятной внешности и недобрых намерений. Подобные ситуации можно проиллюстрировать на доступных пониманию детей примерах из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - злая мачеха, прикинувшись доброй старушкой, угостила царевну отравленным яблоком; «Золушка» - неприглядный наряд и внешность героини и ее доброта; «Аленький цветочек» - в страшное чудовище был превращен добрый принц).

Особо следует рассмотреть с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т.д.). При этом детей надо учить приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами.

Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. Оставшись один в квартире, ребенок может быть уверен, что за закрытыми дверями он находится в безопасности, что открывать дверь нельзя никому. Будет лучше, если члены семьи, придя домой, не звонили в дверь, а открывали бы ее своим ключом. Тогда ребенку не надо будет решать: открывать или не открывать дверь в случае, если кто-то позвонит: однозначно не открывать.

 

  1. Ребенок и природа.

Детей стоит познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека. Этим объясняются многие привычные предостережения и требования взрослых (пить кипяченую воду, мыть фрукты, овощи, руки перед едой), которые уберегут от болезней, а иногда и спасут жизнь. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя при контактах с домашними, бездомными и дикими животными. Угроза безопасности исходит прежде всего от общения с животными, заболевших бешенством и лишаем.

 

  1. Ребенок дома.

Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Современные дома, до отказа заполненные различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей:

  • Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения.
  • Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования.
  • Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников основ безопасной жизнедеятельности