Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.93 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1 Понятие и сущность  девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

 

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

 

1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

 

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ  ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

 

2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы

 

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической  работы с девиантными подростками

 

2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный подросток живет  в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу  «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими  наше общество, что вызывает у детей  чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения  оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время  в нашем обществе, обусловливает  рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется  на рубеже перехода ребенка из детства  во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно  развивается чувство протеста, часто  неосознанного, и вместе с тем  растет их индивидуализация, которая  при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

Подростковый возраст  — самый трудный и сложный  из всех детских возрастов. Его еще  называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает  все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его  деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению  новых форм взаимодействия между  сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение  в коллективе, ему начинают предъявляться  более серьезные требования со стороны  взрослых.

Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия  факторов социальной и биологической  экологии обусловила рост опасных для  подрастающего поколения и общества в целом тенденция: раннюю алкоголизацию  и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и  среди девочек подросткового  возраста, проституция и суицид среди  несовершеннолетних.

Эти тревожные тенденции  свидетельствуют о необходимости  усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, воспитателей, руководителей.

Выявление источников негативных тенденций, факторов, их усиливающих, устранение причин их проявления - задачи государственной  важности, от решения которых зависит  судьба общества в целом.

 

Актуальность  работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные

 

Проблема работы проявляется в том, что во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования ребенка в основных сферах его жизнедеятельности: семье, школе, ближайшем окружении сверстников, его малом и большом социуме.

В связи с актуальностью  проблемы, проблемы воспитания девиантных подростков, была определена тема «Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками.

 

Объект исследования подростки 13-15 лет, проявляющие в поведении признаки отклоняющегося (девиантного) поведения

 

Предметом – методы  и формы  работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.

 

Цель: изучить основные методы и формы  работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.

 

Цель конкретизируется в следующих задачах:

 

1. Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.

 

2. Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.

 

3. Определить методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками.

 

4.  Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме девиантного поведения.

 

5. Разработать рекомендации  для улучшения работы социального  педагога с детьми девиантного поведения.

Для решения поставленных задач был использован следующий  комплекс методов исследования:

 

Гипотеза исследования заключается в том, что многостороннее исследование личности "трудных" и "нетрудных" школьников позволит выявить социально-педагогические причины трудного поведения.

 

Если выявить склонности к девиантному поведению и провести комплекс психопрофилактических мероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

 

I. Общенаучные методы:

 

1 )Теоретические;

 

2) Эмпирические: наблюдение, беседа,анкета, тестирование

 

3) Теоретический анализ  педагогической литературы;

 

II. Частично-научные методы:

 

а) психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения (беседы, тесты, наблюдения).

 

б) метод обработки результатов  исследования.

Исследование проводилось  на базе ГУО средней школы № 209 г. Минска, в 8 "А" классе.Теоретическая и практическая значимость работы заключается в систематизации знаний по проблеме девиантного поведения, выделении основных его причин, определении форм и методов коррекции и профилактики девиаций у подростков.

 

 

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1 Понятие и сущность  девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Подростков, чье поведение отклоняется  от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных  в обществе, в науке рассматривается  через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере  всегда связана с деятельностью  и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью  подростка. Как уже было сказано  ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся  поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

- дети школьного возраста, не посещающие школу 

- дети-сироты, общее число  которых превысило;

- социальные сироты; действительность  такова, что в силу ограниченности  мест в детских домах, дети  месяцами ждут очереди для  помещения их в детский дом,  живя с родителями, лишенными  родительских прав, не имея нормальной  еды, одежды, подвергаясь физическому,  психическому, сексуальному насилию;

- подростки, употребляющие  наркотики и токсические средства;

- подростки сексуально  распущенного поведения;

- подростки, совершившие  противоправные действия; по официальным  данным, их число среди детей  и подростков растет в два  раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение — один, из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

- корыстное поведение,  включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие  имущественные посягательства, связанные  со Стремлением получить материальную  выгоду;

- распространение и продажа  наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Информация о работе Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками