Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.93 Кб (Скачать файл)

Дети с акцентуированными  чертами характера, что является крайним вариантом психической  нормы, чрезвычайно уязвимы для  различных психологических воздействий  и нуждаются, как правило, в социально-медицинской  реабилитации наряду с мерами воспитательного  характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические  качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два  процесса развития психики: либо отчуждение от той Социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок  чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть; невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция  подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию  физически более слабым сверстникам  системы их «порабощения», браваде  криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

- учебной декомпенсации  - состояние ребенка, характеризующееся  возникновением затруднений в  изучении одного или нескольких  предметов при сохранении общего  интереса к школе;

- школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

- социальной дезадаптации - состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

 

 

1.2 Особенности  девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

 

 

"Переходный", "трудный", "критический возраст"… Эти  слова стали обычными, их произносят  часто, желая подчеркнуть, насколько  сложно протекает развитие личности  в годы перехода от детства  к взрослости, насколько трудно  бывает воспитателям - родителям  и педагогам - найти правильную  линию поведения по отношению  к подростку, принять правильное  решение в той или иной ситуации.

 

Конечно, для развития ребенка  важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место именно потому, что переход  от детства к взрослости - это  ни много ни мало как переход от одной эпохи жизни к другой. Но всегда ли мы осознаем грандиозность  этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребенка  и для нас, взрослых? Умеем ли мы увидеть в подростке и правильно  понять первые, только появляющиеся ростки взрослости?

 

Границы подросткового периоды примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы и охватывают возраст от 10-11 до 14-15 лет. Пятиклассника многие из нас без особых размышлений назовут ребенком, а про восьмиклассника скажут, что даже по внешнему виду он находится, по меньшей мере, на полпути к взрослости.

 

За несколько лет ребята взрослеют не только физически, но и  умственно, нравственно, социально. По всем этим направлениям происходит становление  качественно нового, всюду появляются ростки взрослости - перестраивается  организм подростка, меняется его самосознание, отношения со взрослыми и сверстниками, происходят сдвиги в интересах, обогащается познавательная и учебная деятельность. В это время все находится в движении: одни черты постепенно исчезают, появляются другие. Это возраст неожиданностей и сюрпризов.

 

Однако процесс становления  нового растянут во времени, зависит  от многих условий и поэтому может  происходить неравномерно: в одном  направлении развитие идет быстрее, в другом - помедленнее. Именно поэтому  в подростке сосуществуют, уживаются  рядом детскость и взрослость, а подростки-сверстники очень отличаются друг от друга по уровню развития различных  сторон взрослости.

 

Это в значительной мере связано с тем, что в обстоятельствах  жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: с одной  стороны, моменты, тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем и т.п.); с другой стороны, моменты овзросляющие (огромный поток информации, которая прямо таки обрушивается на ребят со всех сторон; акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения со сверстниками.

 

Все это в сочетании  с другими индивидуальными обстоятельствами жизни детей создает огромное разнообразие условий, определяющих развитие. А это разнообразие в свою очередь  порождает пестроту и неоднородность особенностей подростков-сверстников и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости.

 

Такую картину можно наблюдать  в любом подростковом классе, но особенно часто - к середине подросткового  возраста. Например, в VII классе есть мальчики с еще детским обликом и интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам взрослой жизни; одни подростки уже занимаются самообразованием, а некоторые еще не умеют самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть ребята с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; одни девочки имеют широкие интересы, много читают, а другие думают больше о модах и мальчиках; одни ребята стали избалованными эгоистами, а другие - настоящими помощниками и опорой старшим в доме.

 

Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может быть разным, и каждое направление может  иметь много вариантов. В каждом классе есть так называемые интеллектуалы, но и они могут быть очень разными. Например, для одного "интеллектуала" книги и знания - главное в жизни, а во многом остальном он сущее  дитя. Другой "интеллектуал" дома читает статьи по электронике и увлечен  радиотехникой, но бездельничает на уроках, чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и  превыше всего ценит общение  с более взрослыми ребятами, с  которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской. Третьего "интеллектуала", тоже увлеченного  радиотехникой и физикой, не особенно манит взрослость в ее внешних  проявлениях, но он усиленно воспитывает  в себе качества мужественности, а  с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок. В этих трех вариантах, сходных в чем-то одном, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные  по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются  основы и намечается общее направление  в формировании тех моральных  и социальных установок личности, развитие которых в юношеском  возрасте продолжится.

 

Так или иначе в подростковом возрасте происходят многочисленные качественные сдвиги, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у самого подростка, с одной стороны, значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).

 

Вопрос о происхождении  особенностей подростков и явлений  критического развития в подростковом возрасте имеет большое значение для педагогики этого возраста. Очень  долго ведется теоретический  спор о том, какими факторами это  обусловлено - биологическими или социальными.

 

Хорошо известно, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка  на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической  и физиологической перестройки  организма. Как бы само собой напрашивается  предположение о том, что особенности  подростка, трудности в его воспитании обусловлены именно биологическими факторами.

 

Справедливо педагоги и психологи  настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребенка, зависит  в первую очередь, как именно - благополучно в целом или болезненно, с нежелательными отклонениями -будет протекать его развитие в подростковом возрасте. Справедливо педагоги и психологи обращают наше внимание на то, что характер взаимоотношений взрослых с подростком, требования, которые они предъявляют, обстановка в семье - все это создает совершенно определенную атмосферу, в которой подростку дышится легко или, напротив, с трудом…

 

Вместе с тем, столь  же справедливым будет утверждение: правильно построить воспитание, правильно построить взаимоотношения  с растущим человеком невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов его  физиологического развития, индивидуальные оттенки этого развития.

 

Как уже говорилось, подростковый возраст - самый трудный и сложный  из всех детских возрастов. В течение  этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который  пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое  строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества.

 

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, проявлению новых форм взаимодействия между  сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение  в коллективе, ему начинают предъявляться  более серьезные требования со стороны  взрослых.

 

В подростковом возрасте у  ребенка проявляется потребность  в познании самого себя. Ответ на вопрос: "Кто я?" часто мучает подростка. Он проявляет интерес  к самому себе, у него формируются  собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

 

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление  подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

 

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к социальной дезадаптации.

 

Таким образом, рассмотрев возрастные особенности подростков, факторы  среды, негативно влияющие на формирование поведения, следует перейти непосредственно  к рассмотрению работы социального  педагога.

 

 

Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения

 

В концептуальном плане в  профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Информация о работе Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками