Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа
Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения
1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками
2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дети с акцентуированными
чертами характера, что является
крайним вариантом психической
нормы, чрезвычайно уязвимы для
различных психологических
В каждый период развития ребенка,
формируются некоторые
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция
подростка с демонстрацией
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
- учебной декомпенсации
- состояние ребенка,
- школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
- социальной дезадаптации - состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения
"Переходный", "трудный",
"критический возраст"… Эти
слова стали обычными, их произносят
часто, желая подчеркнуть,
Конечно, для развития ребенка
важен каждый возраст. И все же
подростковый возраст занимает особое
место именно потому, что переход
от детства к взрослости - это
ни много ни мало как переход от
одной эпохи жизни к другой.
Но всегда ли мы осознаем грандиозность
этого перехода, всегда ли понимаем,
что он означает для самого ребенка
и для нас, взрослых? Умеем ли мы
увидеть в подростке и
Границы подросткового периоды примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы и охватывают возраст от 10-11 до 14-15 лет. Пятиклассника многие из нас без особых размышлений назовут ребенком, а про восьмиклассника скажут, что даже по внешнему виду он находится, по меньшей мере, на полпути к взрослости.
За несколько лет ребята взрослеют не только физически, но и умственно, нравственно, социально. По всем этим направлениям происходит становление качественно нового, всюду появляются ростки взрослости - перестраивается организм подростка, меняется его самосознание, отношения со взрослыми и сверстниками, происходят сдвиги в интересах, обогащается познавательная и учебная деятельность. В это время все находится в движении: одни черты постепенно исчезают, появляются другие. Это возраст неожиданностей и сюрпризов.
Однако процесс становления нового растянут во времени, зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно: в одном направлении развитие идет быстрее, в другом - помедленнее. Именно поэтому в подростке сосуществуют, уживаются рядом детскость и взрослость, а подростки-сверстники очень отличаются друг от друга по уровню развития различных сторон взрослости.
Это в значительной мере связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: с одной стороны, моменты, тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем и т.п.); с другой стороны, моменты овзросляющие (огромный поток информации, которая прямо таки обрушивается на ребят со всех сторон; акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения со сверстниками.
Все это в сочетании
с другими индивидуальными
Такую картину можно наблюдать в любом подростковом классе, но особенно часто - к середине подросткового возраста. Например, в VII классе есть мальчики с еще детским обликом и интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам взрослой жизни; одни подростки уже занимаются самообразованием, а некоторые еще не умеют самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть ребята с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; одни девочки имеют широкие интересы, много читают, а другие думают больше о модах и мальчиках; одни ребята стали избалованными эгоистами, а другие - настоящими помощниками и опорой старшим в доме.
Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может быть разным, и каждое направление может иметь много вариантов. В каждом классе есть так называемые интеллектуалы, но и они могут быть очень разными. Например, для одного "интеллектуала" книги и знания - главное в жизни, а во многом остальном он сущее дитя. Другой "интеллектуал" дома читает статьи по электронике и увлечен радиотехникой, но бездельничает на уроках, чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и превыше всего ценит общение с более взрослыми ребятами, с которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской. Третьего "интеллектуала", тоже увлеченного радиотехникой и физикой, не особенно манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок. В этих трех вариантах, сходных в чем-то одном, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании тех моральных и социальных установок личности, развитие которых в юношеском возрасте продолжится.
Так или иначе в подростковом возрасте происходят многочисленные качественные сдвиги, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у самого подростка, с одной стороны, значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).
Вопрос о происхождении особенностей подростков и явлений критического развития в подростковом возрасте имеет большое значение для педагогики этого возраста. Очень долго ведется теоретический спор о том, какими факторами это обусловлено - биологическими или социальными.
Хорошо известно, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма. Как бы само собой напрашивается предположение о том, что особенности подростка, трудности в его воспитании обусловлены именно биологическими факторами.
Справедливо педагоги и психологи настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребенка, зависит в первую очередь, как именно - благополучно в целом или болезненно, с нежелательными отклонениями -будет протекать его развитие в подростковом возрасте. Справедливо педагоги и психологи обращают наше внимание на то, что характер взаимоотношений взрослых с подростком, требования, которые они предъявляют, обстановка в семье - все это создает совершенно определенную атмосферу, в которой подростку дышится легко или, напротив, с трудом…
Вместе с тем, столь
же справедливым будет утверждение:
правильно построить
Как уже говорилось, подростковый
возраст - самый трудный и сложный
из всех детских возрастов. В течение
этого периода происходит своеобразный
переход от детства к взрослости,
от незрелости к зрелости, который
пронизывает все стороны
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, проявлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
В подростковом возрасте у
ребенка проявляется
В этом возрасте происходит
временное психологическое
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к социальной дезадаптации.
Таким образом, рассмотрев возрастные
особенности подростков, факторы
среды, негативно влияющие на формирование
поведения, следует перейти
Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.