Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа
Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения
1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками
2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ланцев Сергей
Карта учета подростка с девиантным поведением
1. Ланцев Сергей Яковлевич
2. 1989 года рождения
3. 8"А" класс ВУСОШ
4. Адрес: ул. Минеральная, 21.
5. Социально-бытовые условия жизни:
- семья неполная, детей воспитывает мать;
- двое детей;
- у матери высшее образование;
- в семье ровные отношения без эмоциональной близости.
6. Состояние здоровья: здоров.
7. Испытывает трудности
в учебе, нарушает правила
8. В классе отношение к нему ровное, внимание со стороны противоположного пола.
9. Отклонения в поведении: нарушение дисциплины, эпизодическое употребление алкоголя.
10. Позитивное в поведении:
при соответствующем
11. Принимаемые меры: беседы
классного руководителя с
Карта Стотта
Недоверия к новым людям,
вещам, ситуациям Сергей не испытывает.
Депрессивное состояние проявляется
в резких сменах настроения, внезапных
спадах и подъемах энергии. Симптомов
самоустранения нет, общения, контактов
с другими людьми не избегает. Старается
убедиться, принимают ли и любят
ли его взрослые, проявляет по этому
поводу беспокойство. Временами проявляет
различные формы неприятия
Подросток испытывает тревогу
за принятие себя другими детьми: подражает
хулиганским проделкам
Опросник Баса-Дарки
Индекс враждебности подростка составил 14 баллов, а индекс агрессивности 16 баллов. Из чего мы делаем вывод о том, что мальчику присуща враждебность по отношению к окружающим, обида и подозрительность к ним.
Социометрия
На основе проведенной методики выяснилось, что Сергей не является отверженным в классе, о чем свидетельствует наличие трех его взаимных выборов (Ланцев - Простакишин, Андреев, Михаэлис). Таким образом, обстановка в классе по отношению к Сергею благоприятная, что подтверждают наши наблюдения и беседы с классным руководителем.
Тест-опросник ОРО
Тест выполняла мать Сергея - Надежда Александровна. Наибольший балл по шкале "Принятие - отвержение": с одной стороны ей нравится мальчик таким, какой он есть, она ему симпатизирует, уважает его, стремится проводить с ним больше времени. С другой стороны, она воспринимает его как неудачника, считает, что из-за низких способностей он мало чего добьется в жизни; считает, что полностью отдохнуть невозможно, если отпуск проводить с детьми.
Итак, опираясь на наши исследования, мы пришли к выводу, что предрасположенность Сергея к девиантному поведению происходит отнюдь не из-за его склада характера или в силу возрастного кризиса. Немаловажное значение здесь играют и отношения в семье. Некоторые показатели теста ОРО указывают на отсутствие понимания между ним и матерью. В результате проведенных бесед с мальчиком, мы выяснили, что причиной конфликтов, возможно, является мамин друг (Евгений Алексеевич), которого Сережа не любит, и из-за которого возникают частые ссоры с матерью. У подростка повышенная тревожность к взрослым, которая начинает перерастать во враждебность (симптомы карты Стотта).
Тем не менее, мальчик стремится к любви, принятию себя взрослыми и сверстниками, хочет в их глазах выглядеть лучше, о чем ярко свидетельствует показатели карты Стотта. Наверняка его резкие вспышки агрессивности и враждебности - своего рода защитная реакция, стремление обратить внимание окружающих (прежде всего, матери). Его попытки высказать свою точку зрения превращаются в ссоры с матерью. Проконтролировать или предупредить эти вспышки мать не может, и в этом Сергей чувствует свою силу и использует ее в своих целях.
Для устранения недостатков
в поведении подростка
Необходима и работа с семьей мальчика, так как многие его проблемы возникают именно из-за неправильных отношений в семье. Мама Сережи должна проявлять больше заботы о сыне, в которой он очень нуждается. Необходимо наладить отношения между сыном и отчимом, так как вся его агрессия возникает, в основном, из-за неприятия отчима.
Грибова Наталья Сергеевна
Карта учета подростка с девиантным поведением
1. Грибова Наталья Сергеевна
2. 1989 года рождения
3. 8 "А" класс ВУСОШ
4. Адрес: ул.Луговая, 6.
5. Социально-бытовые условия
жизни: полная семья, один
6. Состояние здоровья: здорова.
7. Интерес к учебной деятельности: испытывает трудности в учебе.
8. Положение в классе:
внимание со стороны
9. Отклонения в поведении: нарушение дисциплины, опоздания, один раз стала инициатором драки между девушкам, агрессивность.
10. Позитивное в поведении: участие в коллективных делах школы и класса.
11. Принимаемые меры: беседы с девочкой и ее родителями.
Карта Стотта
Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям нет. Симптомы легкой формы депрессии, невысокая степень ухода в себя. Проявляется большое беспокойство о том, принимают ли ее взрослые. Враждебность к взрослым проявляется в негативном отношении к замечаниям, считает, что ее всегда несправедливо наказывают.
Тревожится за принятие себя сверстниками идет на все для этого. Недостаток социальной активности выражается в эгоизме, интригах, списывании домашнего задания и т.п. Враждебность к детям проявляется в ревнивом соперничестве, пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей. Симптомов неугомонности, эмоционального напряжения нет. Не отмечено невротических симптомов и неблагоприятных условий среды.
Методика Баса-Дарки
Индекс враждебности составил 5баллов, что соответствует норме, а индекс агрессивности 26 баллов. Показатель агрессивности превышает норму, агрессия выражается в основном в косвенной агрессии и раздражении.
Социометрия
Наташа является одной из тех людей, на мнение которых ориентируется большинство детей в классе. Она принадлежит к числу лидеров, о чем свидетельствуют 8 выборов, 4 из которых взаимны (Грибова - Филатова, Новикова, Ильина, Измайлова).Таким образом, атмосфера в классе по отношению к Наташе благоприятна.
Тест ОРО
Одинаковое количество баллов по шкалам "Кооперация" и "Симбиоз". Родители всегда стараются помочь своей дочери, при принятии решений всегда учитывают ее мнение. Интересуются увлечениями девочки, планами. Могут признать свою ошибку и правоту дочери. Однако, считают, что ребенка нужно как можно дольше держать в стороне от реальных жизненных проблем, ограждать от трудностей, всегда выполнять просьбы ребенка.
Анализируя все сказанное, мы приходим к выводу, что поведение Наташи является ответом на чрезмерную опеку родителей. Из-за неправильного стиля воспитания у подростка завышена самооценка, что ярко наблюдается в поведении девушки. Негативизм и агрессия являются и свойством характера Наташи и проявлением возрастного кризиса.
Для преодоления девиаций у девочки необходимо формировать у нее адекватную самооценку, прививать уважение к окружающим. Родителям необходимо несколько изменить свою точку зрения на воспитание дочери, иначе это может привести к неуважению и неприятию их дочерью. В классе должна быть адекватная оценка ее знаний и способностей, как учителями, так и детьми.
Таким образом, опираясь на результаты нашего исследования, мы видим, что в работе с ребятами нужны разнообразные формы и методы коррекции поведения, такие как: беседы, тренинги и т.д.
2.2 Методы и формы коррекционно-
Традиционно официальной задачей школы в нашей стране признается обучение ребенка, т.е. формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков, и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Причем, как сложилось в школьной практике, все учебные предметы делятся на "основные" и "неосновные". К последним относят изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности жизнедеятельности и др., хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа действительно заинтересованная в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлеченные, не имеющие проблем, характеризующихся психолого-педагогической наукой как девиантное поведение, должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективно работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.Лучшая профилактика девиантного поведения - целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие. Причем, предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания.
Для того, чтобы сработали правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыты, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Выделяя в общей системе предупреждения девиантного поведения меры педагогического сдерживания, необходимо отметить, что в любом общественном институте должно присутствовать воспитание и включать целенаправленное воздействие на нравственное сознание подростка и его поведение. Воспитание, решая задачи по формированию заданных качеств и свойств, направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, т.к.изначально уже предполагает предупреждение отклонений в поведении личности. Поэтому правомерно говорить о том, что воспитание в значительной мере выполняет общую, индивидуальную и профилактическую функцию.
Оказывая психолого-
Требование возрастной целесообразности,
проявляющееся в том, что в
настоящее время вся
Требование
Вариативность работы. В
зависимости от складывающейся ситуации,
имеющихся условий и вероятных
возможных последствий
Гуманный подход. Проявление
внимательного и доброго
Требование учета региональных
особенностей. Организуя воспитательно-
Социально-педагогическая помощь подросткам с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой проблемы.