Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.93 Кб (Скачать файл)

 

Ланцев Сергей

 

Карта учета подростка  с девиантным поведением

 

1. Ланцев Сергей Яковлевич

 

2. 1989 года рождения

 

3. 8"А" класс ВУСОШ

 

4. Адрес: ул. Минеральная, 21.

 

5. Социально-бытовые условия  жизни:

 

- семья неполная, детей  воспитывает мать;

 

- двое детей;

 

- у матери высшее образование;

 

- в семье ровные отношения  без эмоциональной близости.

 

6. Состояние здоровья: здоров.

 

7. Испытывает трудности  в учебе, нарушает правила поведения  в школе.

 

8. В классе отношение  к нему ровное, внимание со  стороны противоположного пола.

 

9. Отклонения в поведении:  нарушение дисциплины, эпизодическое  употребление алкоголя.

 

10. Позитивное в поведении:  при соответствующем настроении  выполняет поручения учителя,  помнит добро.

 

11. Принимаемые меры: беседы  классного руководителя с подростком  о правилах поведения, вреде  алкоголя; беседы с материю по  поводу правильного воспитания  сына.

 

Карта Стотта

 

Недоверия к новым людям, вещам, ситуациям Сергей не испытывает. Депрессивное состояние проявляется  в резких сменах настроения, внезапных  спадах и подъемах энергии. Симптомов  самоустранения нет, общения, контактов  с другими людьми не избегает. Старается  убедиться, принимают ли и любят  ли его взрослые, проявляет по этому  поводу беспокойство. Временами проявляет  различные формы неприятия взрослых, что может стать началом враждебности или депрессии.

 

Подросток испытывает тревогу  за принятие себя другими детьми: подражает  хулиганским проделкам сверстников  и т.п. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения. Асоциальность не проявляется, признаков неугомонности нет, однако присутствует невротический симптом: мальчик грызет ногти. Раннее развитие, чувствительность к противоположному полу. Симптомов умственной отсталости нет. Болезни и органические нарушения: частые головные боли. Физических дефектов нет.

 

Опросник Баса-Дарки

 

Индекс враждебности подростка  составил 14 баллов, а индекс агрессивности 16 баллов. Из чего мы делаем вывод о  том, что мальчику присуща враждебность по отношению к окружающим, обида  и подозрительность к ним.

 

Социометрия

 

На основе проведенной  методики выяснилось, что Сергей не является отверженным в классе, о  чем свидетельствует наличие  трех его взаимных выборов (Ланцев - Простакишин, Андреев, Михаэлис). Таким образом, обстановка в классе по отношению к Сергею благоприятная, что подтверждают наши наблюдения и беседы с классным руководителем.

 

Тест-опросник ОРО

 

Тест выполняла мать Сергея - Надежда Александровна. Наибольший балл по шкале "Принятие - отвержение": с одной стороны ей нравится мальчик  таким, какой он есть, она ему симпатизирует, уважает его, стремится проводить  с ним больше времени. С другой стороны, она воспринимает его как  неудачника, считает, что из-за низких способностей он мало чего добьется в  жизни; считает, что полностью отдохнуть  невозможно, если отпуск проводить  с детьми.

 

Итак, опираясь на наши исследования, мы пришли к выводу, что предрасположенность  Сергея к девиантному поведению происходит отнюдь не из-за его склада характера или в силу возрастного кризиса. Немаловажное значение здесь играют и отношения в семье. Некоторые показатели теста ОРО указывают на отсутствие понимания между ним и матерью. В результате проведенных бесед с мальчиком, мы выяснили, что причиной конфликтов, возможно, является мамин друг (Евгений Алексеевич), которого Сережа не любит, и из-за которого возникают частые ссоры с матерью. У подростка повышенная тревожность к взрослым, которая начинает перерастать во враждебность (симптомы карты Стотта).

 

Тем не менее, мальчик стремится  к любви, принятию себя взрослыми  и сверстниками, хочет в их глазах выглядеть лучше, о чем ярко свидетельствует показатели карты Стотта. Наверняка его резкие вспышки агрессивности и враждебности - своего рода защитная реакция, стремление обратить внимание окружающих (прежде всего, матери). Его попытки высказать свою точку зрения превращаются в ссоры с матерью. Проконтролировать или предупредить эти вспышки мать не может, и в этом Сергей чувствует свою силу и использует ее в своих целях.

 

Для устранения недостатков  в поведении подростка необходимы беседы и работа с ним для снятия агрессивности, негативизма. В этом большую помощь могут оказать  тренинговые занятия, индивидуальная и групповая работа. Хорошо помогут поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний. Нужно обучать мальчика контролировать свое поведение и состояние, относиться философски к трудностям.

 

Необходима и работа с  семьей мальчика, так как многие его проблемы возникают именно из-за неправильных отношений в семье. Мама Сережи должна проявлять больше заботы о сыне, в которой он очень  нуждается. Необходимо наладить отношения  между сыном и отчимом, так  как вся его агрессия возникает, в основном, из-за неприятия отчима.

 

Грибова Наталья Сергеевна

 

Карта учета подростка  с девиантным поведением

 

1. Грибова Наталья Сергеевна

 

2. 1989 года рождения

 

3. 8 "А" класс ВУСОШ

 

4. Адрес: ул.Луговая, 6.

 

5. Социально-бытовые условия  жизни: полная семья, один ребенок,  в семье атмосфера дружбы и  взаимопонимания, здоровый образ  жизни.

 

6. Состояние здоровья: здорова.

 

7. Интерес к учебной  деятельности: испытывает трудности  в учебе.

 

8. Положение в классе: внимание со стороны противоположного  пола.

 

9. Отклонения в поведении:  нарушение дисциплины, опоздания,  один раз стала инициатором  драки между девушкам, агрессивность.

 

10. Позитивное в поведении:  участие в коллективных делах  школы и класса.

 

11. Принимаемые меры: беседы  с девочкой и ее родителями.

 

Карта Стотта

 

Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям нет. Симптомы легкой формы депрессии, невысокая степень  ухода в себя. Проявляется большое  беспокойство о том, принимают ли ее взрослые. Враждебность к взрослым проявляется в негативном отношении  к замечаниям, считает, что ее всегда несправедливо наказывают.

 

Тревожится за принятие себя сверстниками идет на все для этого. Недостаток социальной активности выражается в эгоизме, интригах, списывании домашнего задания и т.п. Враждебность к детям проявляется в ревнивом соперничестве, пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей. Симптомов неугомонности, эмоционального напряжения нет. Не отмечено невротических симптомов и неблагоприятных условий среды.

 

Методика Баса-Дарки

 

Индекс враждебности составил 5баллов, что соответствует норме, а индекс агрессивности 26 баллов. Показатель агрессивности превышает норму, агрессия выражается в основном в  косвенной агрессии и раздражении.

 

Социометрия

 

Наташа является одной  из тех людей, на мнение которых ориентируется  большинство детей в классе. Она  принадлежит к числу лидеров, о чем свидетельствуют 8 выборов, 4 из которых взаимны (Грибова - Филатова, Новикова, Ильина, Измайлова).Таким образом, атмосфера в классе по отношению к Наташе благоприятна.

 

Тест ОРО

 

Одинаковое количество баллов по шкалам "Кооперация" и "Симбиоз". Родители всегда стараются помочь своей  дочери, при принятии решений всегда учитывают ее мнение. Интересуются увлечениями девочки, планами. Могут  признать свою ошибку и правоту дочери. Однако, считают, что ребенка нужно  как можно дольше держать в  стороне от реальных жизненных проблем, ограждать от трудностей, всегда выполнять  просьбы ребенка.

 

Анализируя все сказанное, мы приходим к выводу, что поведение  Наташи является ответом на чрезмерную опеку родителей. Из-за неправильного  стиля воспитания у подростка завышена самооценка, что ярко наблюдается в поведении девушки. Негативизм и агрессия являются и свойством характера Наташи и проявлением возрастного кризиса.

 

Для преодоления девиаций у девочки необходимо формировать  у нее адекватную самооценку, прививать  уважение к окружающим. Родителям  необходимо несколько изменить свою точку зрения на воспитание дочери, иначе это может привести к  неуважению и неприятию их дочерью. В классе должна быть адекватная оценка ее знаний и способностей, как учителями, так и детьми.

 

Таким образом, опираясь на результаты нашего исследования, мы видим, что в работе с ребятами нужны  разнообразные формы и методы коррекции поведения, такие как: беседы, тренинги и т.д.

 

 

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической  работы с девиантными подростками

 

 

Традиционно официальной  задачей школы в нашей стране признается обучение ребенка, т.е. формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков, и развитие личности школьника, становление его жизненной  позиции и системы ценностей. Причем, как сложилось в школьной практике, все учебные предметы делятся  на "основные" и "неосновные". К последним относят изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности жизнедеятельности и др., хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа действительно заинтересованная в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлеченные, не имеющие проблем, характеризующихся психолого-педагогической наукой как девиантное поведение, должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективно работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.Лучшая профилактика девиантного поведения - целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие. Причем, предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания.

 

Для того, чтобы сработали правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыты, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

 

Выделяя в общей системе  предупреждения девиантного поведения меры педагогического сдерживания, необходимо отметить, что в любом общественном институте должно присутствовать воспитание и включать целенаправленное воздействие на нравственное сознание подростка и его поведение. Воспитание, решая задачи по формированию заданных качеств и свойств, направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, т.к.изначально уже предполагает предупреждение отклонений в поведении личности. Поэтому правомерно говорить о том, что воспитание в значительной мере выполняет общую, индивидуальную и профилактическую функцию.

 

Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным подросткам, необходимо учитывать ряд требований.

 

Требование возрастной целесообразности, проявляющееся в том, что в  настоящее время вся профилактическая и коррекционная работа начинается главным образом в подростковом возрасте, когда девиантное поведение уже стойко сформировано. Но нельзя отрицать очевидность того факта, что причина этого явления закладывается значительно раньше, в детском возрасте, поэтому целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.

 

Требование дифференцированности и индивидуализации работы, которое заключается в дифференцированном в плане пола и возраста подхода и учете индивидуальных особенностей каждого конкретного подростка в процессе воспитательно-профилактической работы с ним.

 

Вариативность работы. В  зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных  возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы.

 

Гуманный подход. Проявление внимательного и доброго отношения  ко всем категориям детей, независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, вероисповедания, доверие к ребенку  и соблюдение его интересов в  любой ситуации.

 

Требование учета региональных особенностей. Организуя воспитательно-профилактическую работу, необходимо учитывать особенности  региона, где она организуется, складывающуюся в нем социально-культурную и  экономическую ситуацию.

 

Социально-педагогическая помощь подросткам с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой проблемы.

Информация о работе Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками