Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.93 Кб (Скачать файл)

 

Необходимое время: 1-2 часа.

 

Упражнение № 3

 

Цель: выбор наиболее приемлемого  способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

 

Процедура: Послушайте притчу: Жила - была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она  повстречала мудреца и, поразившись  его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: "Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их".

 

Мораль: нет ничего страшного  в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что  вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны, и не пускать  яд в кровь врага. Можно научиться  противостоять злу, не причиняя зло  в ответ.

 

В процессе нашей работы вы познакомитесь с различными "безвредными" способами разрядки собственного гнева  и агрессивности.

 

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите один из них и остановитесь у него. Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации.

 

Представьте, что вы выражаете  свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите.

 

Представьте, что вы делаете  этому человеку все, к чему побуждают  ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте все, что вам хочется  сделать этому человеку.

 

Если вы закончили упражнение, дайте знак - кивните головой. 3-4 раза вдохните и откройте глаза.

 

Поделитесь с группой  своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что  понравилось, что не понравилось? Кто  из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как  менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства  в начале и конце упражнения?

 

Необходимое время: 1 час.

 

Упражнение № 4

 

Цель: выбор наиболее приемлемого  способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

 

Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Зачитывается инструкция упражнения 3 о небольшой выставке.

 

Представьте себя говорящим  с этим человеком. Представьте этого  человека: он делает то, что вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте на вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация?

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3-4 раза глубоко  вдохните и откройте глаза.

 

Поделитесь с группой  своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

 

Упражнение № 5

 

Цель: выбор наиболее приемлемого  способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

 

Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой выставке. Далее зачитывается стандартная инструкция упражнения 3 о небольшой выставке.

 

Постарайтесь посмотреть этот сюжет от начала до конца. А  теперь вернитесь к началу сюжета, но теперь переверните картинку, чтобы  все было вверх ногами, и досмотрите сюжет до конца.

 

А теперь снова вернитесь  в его начало и сделайте то же самое, но представьте, что все участники  ситуации, в том числе и вы, говорят голосами героев мультфильмов. Если вы закончили упражнение, дайте  знак головой. 3-4 раза глубоко вздохните  и откройте глаза.

 

Поделитесь с группой  своим опытом. Что легко, легко, что  трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

 

Необходимое время: 1 час.

 

Упражнение № 6

 

Цель: Выбор наиболее приемлемого  способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций.

 

Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вздохните 3-4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой выставке. Далее зачитывается стандартная инструкция упражнения 3 о небольшой выставке.

 

Просмотрите этот сюжет от начала до конца как черно-белое  кино.

 

Постарайтесь просмотреть  этот же сюжет как негативное кино: поменяйте белый цвет на черный и наоборот. И когда подойдете к самому напряженному моменту и самой неприятной ситуации - остановите кадр.

 

Представьте этот кадр в  качестве фотографии, сделанной на стеклянной пластике. Возьмите эту  фотографию в руки и выйдите на улицу. Подойдите к высотному  дому, сядьте в лифт и поднимитесь  на последний этаж. Выйдите из лифта  и поднимитесь на крышу. Подойдите  к самому краю, посмотрите на фотографию и бросьте ее вниз. Постарайтесь проследить за ее полетом до самой  земли, до того момента, когда она  ударится о землю и разлетится на мелкие кусочки. Затем проделайте обратный путь: сойдите с крыши, спуститесь на лифте и вернитесь в эту  комнату.

 

А теперь снова постарайтесь посмотреть этот же сюжет. Обратите внимание: что изменилось в ситуации, как  поменялось ваше и других поведение. И когда закончите упражнение, 3-4 раза вздохните и откройте глаза. Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать  в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи  вы остановились в этот раз? Какую  ситуацию вы представили? Расскажите о  ней, как менялось ваше состояние  в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь? Необходимое время: 1 час.

 

В ходе тренинга решаются следующие  задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирования адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Каждое общество имеет  свою определенную систему норм, систему  ценностей, включающую требования к  поведению и обязанности членов каждого общества. Система норм зависит  от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также  от производственных, общественных отношений. Не существует ни одного общества или  группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

 

Человек должен уметь применять  усвоенное в каждой конкретной ситуации. Нежелание или пренебрежение социальными нормами, как правило, приводит человека к социальным отклонениями, конфликтам, девиантному поведению.

 

Рассмотрев социально-педагогические аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что данная проблема на сегодняшний день является очень актуальной и ей уделяется достаточно внимания в социально-педагогической, психологической, педагогической литературе. Существуют различные подходы к определению понятия "девиантное поведение", но все они отражают одну сущность: девиантное поведение - отклонение от принятых в обществе норм.

 

Ряд исследователей имеет  свою точку зрения на определение  понятия "девиантное поведение".

 

Однако мы считаем, что  девиантное поведение -это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

 

В ходе нашего исследования нами было изучено достаточно много  литературы по данной проблеме. Мы рассмотрели  причины возникновения девиантного поведения, такие как: дефекты общественного, семейного и школьного воспитания, социальное неравенство, низкие моральные устои общества и т.д.

 

Мы провели исследовательскую  работу по выявлению подростков, предрасположенных  к девиациям, исследовали причины  возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте.

 

В ходе проведенных нами исследований, мы выяснили, что ведущей  причиной возникновения девиантного поведения у подростков является дефекты семейного воспитания, такие как недостаток внимания к ребенку и его проблемам, неправильный стиль воспитания в семье, а также особенности характера подростка.

 

Опираясь на проблемы обследованных  подростков, мы определили комплекс методов  для корректировки девиаций у  подростков.

 

Профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и  общественных объединений должна стать  всеохватывающей и носить комплексный  характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

 

На наш взгляд, к несовершеннолетнему, имеющему проблемы в жизни, следует  применять, прежде всего, меры воспитательного  воздействия или нацелить на самообразование. Должна быть изменена оценка отклонений от норм поведения ребенка. В ее основу должен быть положен, прежде всего, психолого-педагогический аспект поступка. Необходимо отказаться от принципа неотвратимости наказания  в отношении несовершеннолетних, признать важность не столько карательных  функций, сколько деятельности по устранению причин, в результате которых совершен поступок, и в выработке мер  по ресоциализации с помощью психолого-педагогических мероприятий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979.

 

2. Анисимов Л.Н. Профилактика  пьянства, алкоголизма и наркомании  среди молодежи. - М., 2008.

 

3. Баженов В.Г. Воспитание  педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.

 

4. Байбородова Л.В., Рожкова М.И.Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. - Ярославль, 1997.

 

5. Березина В., Ермоленко  Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников. - 2009, №  2.

 

6. Василькова Т.А., Василькова  Ю.В. - Социальная педагогика. - М., 2000.

 

7. Вершинина Г.В., Михайловская  Т.В. - Трудные ступени: профилактика  антиобщественного поведения. - М., 1990.

 

8. Воспитание трудного  ребенка. Дети с девиантным поведением. // Под ред. М.И. Рожкова. - М., 2001.

 

9. Гернет М.И. Социальные факторы преступности. - М., 1905.

 

10. Голоднюк М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности. - М., 1990.

 

11. Гуров В.Н. Опыт организации  социально-педагогической работы. // Педагогика, 1993, №3.

 

12. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе - М., 1996.

 

13. Захарова А.И. Как  предупредить отклонения в поведении  ребенка. - М., 1986.

 

14. Защити меня! - Издательство "Про-Пресс", 1999.

 

15. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) - М., 2003.

 

16. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод.пособие - М., 1982.

 

17. Идеи и творческое А.С.Макаренко в борьбе с преступностью / Под ред. О.Я.Боева и Н.И.Корецкого. - Воронеж, 2008.

 

18. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. М., 2009.

 

19. Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция: Исправление недостатков  характера у детей и подростков: Книга для учителя - 2-е изд. - М., 2009.

 

20. Кесельман Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма. - СПб., 2001.

 

21. Колесов Д.В.. Предупреждение  вредных привычек у школьников. - М., 1982.

 

22. Колесов Д.В., Мягков  И.Ф. Учителю о психологии и  физиологии подростка. - М., 1986.

 

23. Кон И.С. Психология  ранней юности: Книга для учителя. - М., 2008.

 

24. Краткий словарь современных  понятий и терминов. М., 2007.

Информация о работе Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками