Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.93 Кб (Скачать файл)

 

Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

 

Поведенческий подход, где  основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных  позиций; тренировке сопротивления  негативным процессам.

 

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает  выявление, устранение и нейтрализацию  причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью  этого подхода является система  социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом  для устранения или минимизации  причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

 

Среди основных направлений  профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

 

Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

быть хозяином своего слова  и дела;

тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее  время;

ставить перед собой продуманные  и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

 

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением

 

Одной из технологий работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их социально-педагогическая реабилитация. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

 

Реабилитация может рассматриваться  и как результат воздействия  на личность, ее отдельные психические  и физические функции.

 

В отличие от адаптации, которая  трактуется как приспособление с  использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как  восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему. Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

 

Следует различать различные  виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка. Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

медико-психологическая  помощь детям, попавшим по вине родителей  или в связи с экстремальной  ситуацией (в том числе физического  и психического насилия, опасных  условий проживания и др.) в трудную  жизненную ситуацию;

формирование положительного опыта социального поведения, навыков  общения и взаимодействия с окружающими  людьми;

выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто  остался без попечения родителей  или средств к существованию;

психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

содействие в возвращении  в семью;

обеспечение возможности  получать образование, нормально развиваться;

забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

 

В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка. Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Реабилитационные социально-педагогические технологии

 

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

 

1. Опора на положительные  качества несовершеннолетнего. Для  социального педагога недопустимо  категорическое осуждение ребенка,  имеющего отклонения в поведении,  высказывание мрачных прогнозов.  Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.

 

2. Формирование будущих  жизненных устремлений. Имея, как  правило, хроническую неуспеваемость  в школе, подростки часто отчаиваются,  не верят в свои силы, не  видят будущего. Для такого подростка  важно дальнейшее профессиональное  самоопределение, и в этом случае  помощь социального педагога  вместе с психологом направлена  на определение его будущей  профессии, выбор соответствующего  интересам и возможностям подростка  учебного заведения и трудоустройство. 

 

3. Помимо деятельности, связанной  с его дальнейшей трудовой  судьбой, необходимо включение  несовершеннолетнего, склонного  к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

 

4. Глубокая доверительность  и уважение во взаимоотношениях  с подростком. В силу отсутствия  у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.

 

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие  функции:

восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных  качеств, которые преобладали у  подростка до наступления дезадаптации;

компенсирующую, заключающуюся  в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка  в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения  к себе, выбора некоего идеала для  подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев  для оценки своего поведения;

стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации  деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы –  внушение, убеждение, пример и др.

 

В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует  учитывать, в каком состоянии  находится подросток. Это может  быть предкризисное состояние, обусловленное  социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована  на социальное оздоровление внутреннего  мира подростка. Социальный педагог  должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую  попал данный ребенок – в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных  нарушений. Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

 

Других подходов требует  ребенок, который находится в  кризисном состоянии, обусловленном  агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В  работе с данной категорией детей  используются: экстренная диагностика  эмоционального состояния; выявление  причин данной проблемы; обучение навыкам  решения возникающих проблем, умениям  управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

 

Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:

создание условий для  выживания таких детей (организация  питания, ночлега, оказания медицинской  помощи);

освобождение от негативного  опыта прошлой жизни через  укрепление веры в себя, в свое будущее.

 

Третье направление связано  с подростками, экспериментирующими  с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность. Основной метод работы – патронаж, основная форма работы – организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции». Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

Информация о работе Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками