Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные меры социального контроля - профилактические, коррекционные, реабилитационные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

1.3 Основные компоненты технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика девиантного поведения подростков в условиях школы

2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками

2.3 Разработка коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.93 Кб (Скачать файл)

 

1) высокой мотивации всех  участников программы: ребенка,  родителей, социального педагога, специалистов;

 

2) психолого-педагогической  компетентности специалистов и  руководителей реабилитационного  учреждения;

 

3) координации деятельности  различных государственных служб:  образования, здравоохранения, правоохранительных  органов. 

 

 

 Существующие технологии  работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

 

1.3 Основные компоненты  технологии работы социального  педагога с девиантными подростками в условиях школы

 

 

Понятие "технология" используется в разных назначениях. С одной  стороны, технология - это способы  материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта  в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология - это  практическая деятельность, которая  характеризуется рациональной последовательностью  использования инструментария с  целью достижения качественных результатов  труда. В широком смысле слова  технология - это способ осуществления  деятельности на основе ее рационального  расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и  выбора оптимальных средств и  методов их выполнения [35, 259]. Характерными признаками технологии являются:

 

- процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности;

 

- совокупность методов  изменения объекта;

 

- проектирование процесса  изменения.

 

Понятие "социально-педагогические технологии" связано с такими понятиями, как "педагогические технологии" и "социальные технологии".

 

Под педагогическими  технологиями в самом широком смысле слова понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения. Технологический подход в педагогике ставит целью так построить процесс обучения и воспитания, чтобы было гарантировано достижение поставленных целей [39, 161].

 

Понятие "социальные технологии" возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.

 

Как любая другая молодая  наука и новая сфера практической деятельности социальная педагогика интенсивно разрабатывает и осваивает собственные  технологии или заимствует их из родительских дисциплин: социальной работы, социологии, социальной психологии, педагогики. В  связи с этим в арсенале работы социального педагога можно особо  выделить четыре основные группы технологий: собственно социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические.

 

Социально-педагогические технологии - совокупность воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности [35, 270].

В основе технологий лежит  целесообразное сочетание определенных методов.

 

В социально-педагогической практике метод- это способ взаимодействия данной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального  опыта, содействуют накоплению позитивного  социального опыта, содействуют  социализации и социально-педагогической реабилитации ребенка.

 

Классификация социальных технологий

 

Основания классификации 

Виды социальных технологий 

 

1. Сферы применения 

Глобальные. Универсальные. Региональные. 

 

2. Объекты 

Групповые. Общинные. Индивидуальные. 

 

3. Характер решаемых задач 

Организационные. Обучающие (информационные). Инновационные (поисковые). Социальное моделирование. Социальное прогнозирование. 

 

4. Область заимствования  методов 

Социально-медицинские. Социально-психологические.

 

Социально-педагогические:

 

социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая поддержка; психолого-педагогическая коррекция  социальной ситуации развития ребенка; социальная защита детства; социально-педагогическая реабилитация детей и подростков 

 

5. Направления социальной  защиты 

Собственно социальные работы:

 

социальная диагностика (экспертиза); социальная профилактика; социальный контроль (надзор); социальная реабилитация; социальная адаптация; социальный патронаж (опека); социальное обеспечение; социальная терапия; социальное консультирование.  

 

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом

 

Методы 

 

Социальной работы 

Психологические 

Педагогические 

 

Методы социальной диагностики

 

Интервью

 

Мониторинг

 

Социологический опрос

 

Экспертная оценка

 

Экспертный прогноз

 

Биографический метод

 

Методы социальной профилактики

 

 

Социальная терапия

 

Социодрама

 

 

Методы социального контроля

 

Социальный надзор

 

Социальная опека

 

Социально-медицинский уход

 

Социальное обслуживание

 

Методы социальной реабилитации

 

Трудотерапия

 

 

Групповая терапия

 

иально-экономические методы

 

 

Метод компенсаций

 

Социальный патронаж

 

Инструктирование

 

Критика

 

 

Тесты интеллекта и способностей

 

Личностные опросники

 

Тесты достижений

 

Проективные тесты

 

Рисуночные тесты

 

Социометрия

 

 

Игротерапия

 

Арттерапия

 

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)

 

Наглядные (иллюстрация,демонстрация, работа с учебником)

 

Практические (упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические  игры, творческие задания и проблемные ситуации)

 

Воспитания

 

Положительный пример

 

Убеждение

 

Приучение

 

Поощрение и наказание

 

Внушение

 

Упражнение

 

Перспектива

 

Игра

 

Доверие

 

Организация успеха

 

Самовоспитание 

 

Социально-педагогические методы 

 

Чтобы более полно представить  содержание социально-педагогической технологии, необходимо рассмотреть  ее структуру и основные компоненты - структурные элементы.

 

Структура (от лат. structura) - взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент (от лат. componens - составляющий) - составная часть чего-либо.

 

Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяются определенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели. Существует несколько подходов к выделению этапов действий. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяется три основных этапа:

 

подготовительный;

 

непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);

 

результативный.

 

Иногда выделяют в подобных структурах четыре этапа, разделив первый на два самостоятельных - диагностико-прогностический и собственно подготовительный.

 

Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа показывает, что  в ней целесообразно выделять: цель (основное назначение технологии); объект технологии (человек, социально-педагогическая технология в целом, ее этапы, подэтапы, определенная социально-педагогическая деятельность, результат деятельности и пр.); исходный материал для организации реализационной деятельности и пять этапов, которые определяются их основным функциональным предназначением. Эти этапы выполняют наиболее важные функциональные роли, имеющие существенное значение для достижения прогнозируемой цели. Вот эти пять этапов:

 

диагностико-прогностический;

 

этап выбора (разработки)оптимальной технологии;

 

этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

 

реализационный;

 

экспертно-оценочный.

 

На первый взгляд кажется, что такая структура есть вариант "бездетной педагогики". Однако следует иметь в виду, что речь идет только о структуре самой технологии, независимо от субъекта и объекта ее реализации. При рассмотрении структуры процесса реализации социально-педагогической технологии в нее входят как составные (компонентные) части и субъект, и объект, и условия реализации.

 

Всякая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и  соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии. Она может носить общий  или частный (функциональный) характер. Исходя из этого следует выделять социально-педагогические технологии общего назначения и социально-педагогические технологии функционального (функциональная социально-педагогическая технология) или частного назначения.

 

Рассмотрим структуру  общей социально-педагогической технологии.

 

Технология общего типа предназначена  для решения полного цикла  работы с клиентом по выявлению его  социально-педагогической проблемы (проблем) и обеспечению их полного или  частичного разрешения с учетом специфики  социально-педагогического учреждения и опыта специалистов.

 

Типовая структура такой  технологии включает пять этапов.

 

Диагностико-прогностический - это этап диагностики объекта, определения его социально-педагогических проблем (основной проблемы) и построения прогноза вероятного развития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его социально-педагогических проблем. Данный этап - начальный. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности специалиста - социального педагога.

 

Этап выбора (разработки) оптимальной технологии следует  после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивидуальности клиента и его социально-педагогических проблемах, специалист определяет цель социально-педагогической работы с ним. Профессиональная компетентность специалиста в области технологий решения различных социально-педагогических проблем позволяет ему выбрать одну из них как наиболее оптимальную для конкретной ситуации. Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми. Они являются основными, функциональными, по которым определяют название всей общей социально-педагогической технологии - это технология индивидуального развития, педагогической коррекции, педагогической реабилитации, исправления и пр.

 

Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий социально-педагогической работы с  клиентом; индивидуализацию имеющейся  технологии с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствующей потребностям клиента, возможностям специалиста  и ситуации практической реализации.

 

Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и  методических аспектов, возникающих  в связи с необходимостью обеспечения  эффективности реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии. Он позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и  качество всей социально-педагогической работы с клиентом.

Информация о работе Формы и методы коррекционно-профилактической работы социального педагога с девиантными подростками