Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, контрольная работа
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.
Основными источниками доходов являются средства бюджетов различных уровней и внебюджетные средства. Причем их доли в формировании общего объема поступлений близки по величине (48,7% и 42,9% соответственно). Заметную часть доходов составляют собственные средства образовательных учреждений – 8,5%. Ее наличие означает, помимо прочего, что образовательные учреждения имеют прибыль, не расходуют в полном объеме получаемые доходы в налоговом периоде (или просто не успевают это сделать) и, соответственно, платят налог на прибыль.
Самая высокая доля бюджетных поступлений (90,7%) приходится на учреждения начального профессионального образования. Даже для учреждений дополнительного профессионального образования, в которых доля бюджетных средств минимальная, она на 8,71 процентного пункта выше доли внебюджетных средств. По образовательным учреждениям высшего профессионального образования это различие меньше - 3,06 пункта.
Основным источником финансовых поступлений для всех видов образовательных учреждений является федеральный бюджет, из которого поступает 94,76% бюджетных средств [3. с. 18-25].
Значительная часть внебюджетных доходов поступает на осуществление образовательной деятельности (82,81%). Причем основная часть этих средств поступает от населения (72,67%) и из внебюджетных фондов (19,2%). Интересно отметить, что доля средств населения и в обеспечении прочей деятельности, составляя 43,39%, превышает долю средств предприятий и организаций (40,99%), которые по многим соображениям обычно принято рассматривать в качестве основного источника финансового обеспечения «необразовательной» деятельности.
Сопоставление данных о доходах, полученных образовательными учреждениями от аренды, с показателями сдачи в аренду зданий и помещений показывает уровень ставок арендной платы. В частности, высшие учебные заведения, в которых этот вид деятельности наиболее развит, получают с каждого кв. метра сданной площади от 1,195 до 2,192 тыс. рублей в год. В «остальных» образовательных учреждениях этот показатель ниже.
Наиболее доходной является образовательная деятельность учреждений по очной форме. Доля данного вида доходов в «образовательных» доходах составляет 64,07%. Причем наименьшую величину этот показатель имеет в высших учебных заведениях (61,44%). В образовательных учреждениях других уровней образования доля доходов от очной формы образовательной деятельности составляет более 80%. Следует отметить небольшую долю доходов от дистанционной формы образовательной деятельности в целом – 0,90%, что, по-видимому, обусловлено недостаточной развитостью этой формы обучения.
До введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации само понятие "налоговый учет" действующим законодательством не признавалось. И до сих пор часто в образовательных учреждениях учет для целей налогообложения осуществляется на счетах бухгалтерского учета, что приводит к нарушению принципов бухгалтерского учета, к искажению основных показателей деятельности организации. Кроме того, нерешительность законодателя, а также ведомственные противоречия и своеобразная "конкуренция" между Министерством финансов России и Министерством по налогам и сборам России приводят к тому, что бухгалтерский и налоговый учет становится неоднозначным, что приводит к неизбежным ошибкам бухгалтеров образовательных учреждений, как следствие, к применению серьезных финансовых санкций.
Налоговое регулирование деятельности образовательных учреждений состоит из нормативно-правовых документов трех уровней, которые различаются по сфере действия актов и по степени их обязательности. Документы каждого подуровня не могут противоречить актам вышестоящих иерархических уровней. Тем не менее, при практическом применении, довольно часто обнаруживаются противоречия между положениями, закрепленными в документах различного уровня: в федеральных законах, в нормативно-правовых актах субъектов федерации и разъяснениях МНС РФ. Подобные коллизии могут разрешаться только в судебном порядке. В связи с этим, по мнению автора работы1 важно знать, каким образом арбитражные суды оценивают действенность отдельных положений, закрепленных в нормативно-правовых актах различных уровней (таблица 7.1).
Таблица 7.1.
Подходы к толкованию возникающих
противоречий между положениями, закрепленными
в различных актах налогового законодательства
Возникшее противоречие |
Руководящее действие |
Между нормами права, введенными в гражданско-правовой оборот разными органами. |
Необходимо руководствоваться нормой, установленной вышестоящим органом. |
Между нормами, изданными одним и тем же органом. |
Необходимо руководствоваться нормой, установленной по времени позже. |
Необходимо руководствоваться специальной нормой, более полно раскрывающей смысл приведенных в нормативных актах положений. |
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители образовательных учреждений. Это правило установлено статьей 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» – важнейшего документа в сфере регулирования бухгалтерского учета.
В этой статье также установлено, что в зависимости от объема учетной работы руководители образовательных учреждений могут:
• учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
• ввести в штат должность бухгалтера;
• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
• вести бухгалтерский учет лично.
При наличии бухгалтерской службы в образовательном учреждении на главного бухгалтера возлагается ответственность за обеспечение соответствия хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников образовательного учреждения. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства недействительны и не должны приниматься к исполнению.
При разногласиях между руководителем образовательного учреждения и главным бухгалтером по выполнению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.
Бухгалтерский учет ведется образовательным учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Ведение бухгалтерского учета в образовательных учреждениях базируется на принципах и методологических основах, закрепленных в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В этом документе отражены основные международные принципы бухгалтерского учета (рис. 17).
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении образовательного учреждения и результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам; это совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение учреждения за отчетный период.
Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года. В состав бухгалтерской отчетности бюджетных образовательных учреждений, кроме баланса входят также следующие основные отчеты.
1. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам.
2. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.
3. Отчет о движении основных средств.
4. Отчет о движении материальных запасов.
5. Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях.
Образовательные учреждения, состоящие на бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, составляют месячную отчетность «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов».
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер образовательного учреждения. Если учет ведет Централизованная бухгалтерия, отчетность подписывают руководитель учреждения и руководитель Централизованной бухгалтерии.
Целям учета конкретных имущественных единиц одного вида служит аналитический учет. Это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Информация о работе Характеристика системы Российского образования