Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
Название педагогики происходит от двух греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - веду, т.е. дословно педагогика – детоведение. Педагогом в древней Греции называли раба, который водил ребенка своего господина в школу. Постепенно слово пед-ка стало употребляться в более общем смысле для обозначения иск-ва( вести реб-ка по жизни ), т.е. восп-ть его и обучать, направлять дух-е и телесное Педагогика наука о воспитании и обучении детей (до 20 в), после появилось понимание, что педагогика необходима и взрослым. Современная педагогика – понимается как наука о воспитании человека. Понимание «воспитание» употребляется здесь в широком смысле, т.к. оно включает образование, обучение и воспитание в узком смысле этого слова (Н. К. Крупская). Современная педагогика изучает закономерности образования, обучения и воспитания человека, разрабатывает условия и пути осуществления этих важнейших педагогических функций.
Предметом педагогики является обучение, воспитание, образование личности
Цель – воспитание гармонично развитой личности.
Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.
Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов, применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.
Проблемы и задачи педагогики на современном этапе: 1. изучение особенностей развития и воспитания современного ученика. 2. разработка современных технологий обучения, образования и воспитания. 3.обобщение современного передового опыта и внедрение его в современную практику. 4. отбор содержания образования. 5.совершенствование методики образования. 6. совершенствование всей системы воспитания школьника. 7. разработка методологических, теоретических обоснований различных подходов образовании учащихся, молодежи. 8. совершенствование дифференцированного и индивидуального подхода. 9.разработка и научное обоснование различных программ. 10.разработка программ и помощь в развитии разнообразных типов учебных заведений. 11.совершенствование гимназий, лицеев и других учебных заведений. 12. способствовать обучению и внедрению опыта гуманистического подхода, субъект-субъектных отношений, сотрудничество педагога и ученика.
2. Процесс развития личности. Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно – образовательного процесса.
Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Личность - чел на опред-й стадии своего психического и соци-ного развития (Выгодский). Развитие – процесс кач-ого изменения чел, процесс не поддается измерению, т.к он скачкооб-ый. Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Причиной развития личности является преодоление противоречий (между инд-ые побуждения и социум). Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Три фазы становления как личности. Первая фаза (адаптация) - усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны.
\Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.
Общие (универсальные)
противоречия обусловливают развитие каждого человека
и всех людей. Например, противоречия между
материальными и духовными потребностями
и реальными возможностями их удовлетворения,
возникающими в результате воздействия
объективных факторов.Индивидуальные противоречия
характерны для отдельно взятого человека.Разрешение
противоречий происходит через более
высокие уровни деятельности. Потребность
удовлетворяется, противоречие снимается.
В результате человек переходит на более
высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная
потребность рождает новую потребность,
более высокого порядка. Одно противоречие
сменяется другим, и развитие продолжается.
На формирование человеческой личности
оказывают влияние внешние и внутренние, биологические
и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий)
— движущая сила, причина какого-либо
процесса, явления (С. И. Ожегов).К внутренним факторам относится
собственная активность личности, порождаемая
противоречиями, интересами и другими
мотивами, реализуемая в самовоспитании,
а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся
макросреда, мезо- и микросреда природная
и социальная, воспитание в широком и узком
социальном и педагогическом смысле.Среда
и воспитание — это социальные факторы, тогда
как наследственность — биологический фактор.Для
процесса развития нужны определенные условия: 1. наследственность 2.
среда 3. воспитание. Наследственность
должна быть хорошей, воспитание – правильно
организованным, среда – благоприятной.
Человек-биологический-
3. Возрастная
периодизация развития
ВОЗРАСТ - определенный, ограниченный относительными границами период в психическом и физическом развитии человека: детство, отрочество, юность и т.д.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста.
ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ - это изменения, которые происходят в психическом, физическом и социальном аспектах развития личности в рамках относительно замкнутого периода жизни ребенка; они отличаются своей целостностью и формированием психических новообразований
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
- выделение периодов жизни человека
по совокупности анатомо-физиологических
и социально-психологических
В современной науке
принято несколько
(педагогическая периодизация)
1.Младенчество (0-1): кризис рождения (переход от одной формы жизни в др.); непосредст-ое эмоц общение со взрослыми, формир-е сенсорно-моторных, манипулятивных дейс-й; кризис 1года (к концу этого периода происходит скачок от незнания и неумения к учению говорить и ходить). 2. Преддошкольный (1-3): предметно-орудийная де-ть, в ходе кт осущ-ся де-ть овладение де-й с предметами,; кризис 3лет (накопление соц.опыта, становление психических процессов, восприятие себя как отдельной личности «Я сам»). 3. Дошкольный (3-6): ролевая игра, ориентация в самых общих смыслах; не характеризуется кризисами; происходит интеллектуальное накопление социально значимого опыта, ориентация в соц.пространстве. 4. младший школьный: гендерные различия, физиолог созревание (период продолжается: мальчики 6-12, девочки 6-11); интенсивное формир-е познавт-ых сил ребенка; кризис 7лет (переход от игровой деятельности к учебной; происходит завершение первонач-ого созревания физиолог-их и психологич-ких структур коры головного мозга, т.е дети готовы к учебному труду, но при этом рекомендуется использовать элементы игры в условиях знаний; продолжается накопление интеллектуальных сил ребенка). 5. Подростковый гендерные различия (мальчики 12-16, девочки 11-15); характерен кризис подростка: происходит становление личности, половое созревание, личное самосовершенствование, сознат-ое прояв-ие индивиду-и). 6. Юношеский (15-21,16-20): кризис самоопределения; завершается физическое и психическое созревание, формирование социальной готовности к труду, чувство ответственности. 7. Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов: 1.стадия ранней зрелости, или молодости (20-23 до 30-35), соответствует вступление человека в интенсивную и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя 2. стадия длиться (30-35 до 60) 8. Пенсионный период (60-75) 9. Старческий период ( до 90) 10. Долгожители (90 до …)
Особенность педагогической периодизации: рассматривает половое различие (особенности пола); рассматривается весь жизненный цикл: в основу входят стадии психического и физического развития с одной стороны и условия, в которых протекает обучение – с другой; рассматривают особенности развития на каждом этапе в общении, обучении, игре, подражании и.т.д. Учет возр особ-й-один из осн. пед принципов. Опираясь на него учитель устан-т объемы учебной нагрузку, распис уч дня, режим труда и отдыха , уч предметы, уч мат, формы, м-ды в уч воспит д-ти.
Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Общее свойственно всем людям Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.
Отечественная педагогика - воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития
Индивидуальный подход
в обучении и воспитании предполагает
хорошее знание и понимание индивидуально-