Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к социально одобренному поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей из школы
Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, цель которого формирование личности, нужной и полезной обществу.
Особенности воспитания: должно иметь цель – близкую и понятную воспитаннику. Воспитание-многофакторный процесс, на его результат влияют субъективные (потребности личности) и объективные (внешняя обстановка) факторы. Когда они соответствуют друг другу, успешно решаются задачи воспитания.
Воспитательный процесс - длителен, непрерывен, комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов), вариативность и неопределенность результатов.
Содержание процесса воспитания. Содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достигнуть главной цели воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:1.Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений; 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе; 3.Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией; 4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя; 5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга; 6.Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы. Основные компоненты педагогического процесса: Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Он имеет уже специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы воспитания состоит из определенных процессов: из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Воспитание в узком смысле - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.
Перевоспитание – педагогический процесс, направленный на устранение у личности отрицательных черт, свойств, качеств, которые противоречат нормам и требованиям общества, формирование и закрепление положительного опыта.
Привычка – динамический стереотип, т.е. типические обстоятельства провоцируют типичные способы поведения. Для того, чтобы нейтрализовать привычку, надо совершить воздействие в 2 направлениях. Психологическая основа – нейтрализация одного очага возбуждения и стимулирование другого: а) с помощью запретов и требований снять привычку; б) формирование новой привычки - формируются в возрастные кризисы (3, 7, 11-13 лет; в 1 год закладывается капризность, упрямство). Кризис поведения провоцирует несовпадение самооценки личности и оценки окружающими.
Перевоспитание –гораздо более длительный и сложный процесс, чем воспитание. Когда в процессе воспитания наблюдается сбои, отклонения, возникает перевоспитание. Результаты перевоспитания зависят оттого, как долго шел процесс неправильного воспитания, как сформировались негативные черты. Перевоспитание и исправление не тождественны, потому, как перевоспитание, направленное на организацию педагогических процессов. Исправление – результат перевоспитания. Перевоспитать гораздо труднее, чем воспитать, т.к педагогу приходится изменять уже сложившийся в той или иной мере стереотип поведения - привычки, взгляды, черты характера- и формировать новые, резко отличающиеся от прежних. Степень трудности перевоспитания зависит от того, насколько далеко зашло неправильное развитие личности и в какой мере оно захватило личность:
Классификация по Алемаскину: 1. Трудный подросток. 2. Педагогически запущенный. 3. Несовершеннолетний правонарушитель. 4. Несовершеннолетний преступник.
1. Трудный подросток – диссонанс между взрослостью и детскостью ведет к асоциальному поведению. Ломка прежних ценностей, интересов, отношений. Непослушание, негативизм, упрямство, скрытность. Трудный подросток –широкий круг детей, характеризуется трудностями в обучении и воспитании (разовые срывы, вспышки). Появляется некоторые отрицательные качества личности, такие как грубость, леность, лживость. В эту группу относят избалованные, непослушные, капризные дети, дети с физическими недостатками. Учебная деятельность – ведущая, если в ней он не может получить положительную оценку, то у него формируется негативное отношение к учебе. Для детей с физическими недостатками нет соответствующей программы работы с ними.
2. Педагогически запущенные– им свойственно систематическое нарушение дисциплины (прогулы, драки, пьянство). Постоянно проявляются отрицательные качества, свойства личности. Эти дети психически и физически здоровы, т.е. эти дети – «ошибки воспитания».
3. Несовершеннолетние правонарушители – это дети, которые совершают существенные правонарушения (воровство, бродяжничество), что запрещено существующими правилами и нормами. Они стоят на внутришкольном учете, на учете в милиции.
4. Несовершеннолетние преступники – могут быть педагогически запущенными, трудными. Они совершают правонарушения, которые карают судом. Среди них могут быть все и 1, и 2, и 3 типы. В результате длительного влияния асоциальной среды, они совершают более дерзкие преступления, направляются в исправительные колонии. Но практика показывает, что перевоспитание в колонии бессмысленно, следовательно, следуют патологии: невротики, шизоиды, травматики, алкоголики, наркоманы.
Категории трудных детей: 1. Педагогически запущенные дети – такое состояние личности, к-ое яв-ся следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы (Невский «педагогическая запущенность подростков») 2. Социально запущенные дети – дети попавшие под влияние окружающего общества или дети из неблагополучных семей. 3. Нервно больные – дети, нуждающиеся в лечении, для них необходимы специальные школы
Психологические особенности и поведенческие реакции: 1. Трудный подросток особо остро чувствительны к оценке его внешности, характера, может быть завышенной или заниженной самооценка, но прикрываемая агрессией. 2. Чрезмерная критичность в отношении окружающих. 3. независимость и критическое отношение к авторитетам. 4. склонность к абстрактному мудрствованию. 5. часто попадает в стрессовые ситуации. Все это проявляется в реакциях: Реакция эмансипации – стремятся вырваться из-под опеки взрослых, желание поступать по-своему. Крайний вариант – побег из дома.
Причины трудного подростка: 1.неумеренный контроль и надзор взрослых, либо попустительство. 2. Реакция группировки со сверстниками а) желание уровнять информационный дефицит. б) желание идентифицировать себя с другими в) желание занять определенное место в группе, высокий статус. 3. Чрезмерное увлечение своим хобби, азартными играми. 4. Реакция, обусловленная половым влечением. Акселерация – ускоренное развитие по сравнению с нормой, раньше наступает половая зрелость, а психологически - ребенок к этому еще не готов. В связи с этим возникают половые проблемы. 5. Безнадзорность, беспризорность.
Причины пропусков уроков: 1. организация воспитательного процесса (плохое отношение педагога). 2. конфликт с одноклассниками и учителями. 3. слабая успеваемость.
Причины ухода из дома: 1. отклонения в развитии психики. 2. неблагополучие в семье. 3. тяга к получению удовольствий. 4. поиск приключений. 5. попадание детей в разряд трудных.
Стратегии деятельности педагога: 1. изучение, наблюдение, сбор и анализ информации. 2. установка контакта, организация системы воздействия на личность и систему взаимодействия с личностью. 3. требования (такт). 4. бороться с проблемой, а не с ребенком. 5. одновременно запреты и поощрения.
Методы: объяснение, разъяснение, система требований, беседы, поручения, включение в деятельность, применение стимулирующих методов (одобрение).
Условия: изучение личности, привлечение личности и коллектива, включение в деятельность, помощь в самовоспитании, осторожно: использование общественного мнения.
Блонский П.П.
Существует две точки зрения: 1) самовоспитание – врожденная способность индивида, нет необходимости в педагогическом руководстве. 2) самовоспитание – следствие саморазвития, важна роль руководства по целенаправленному формированию умений.
Самовоспитание
– целенаправленная планомерная
работа над собой в целях
Самовоспитание – деятельность человека с целью изменения своей личности (Е.И. Медынский).
Второе определение ближе к истине, т.к. самовоспитание не всегда бывает постоянным и планомерным. Деятельность ученика по самовоспитанию то активизируется, то замирает.
Самовоспитание иногда может идти в направлении формирования отрицаетльных качеств, например, лицемерия, приспособленчества, жестокости. Поэтому не любое самовоспитание есть улучшение качеств личности
Самовоспитание – это процесс продолжения воспитания, направленный на совершенствование личности, устранение недостатков и формирование положительных черт.
Зависит от деятельности личности, волевых усилий, мотиваций и потребностей.
Самовоспитание вытекает и является продолжением правильно организованного воспитания.
Для детей дошкольного возраста характерна начальная, элементарная стадия самовоспитания, связанная со стремлением изменить лишь поведение (не обижать товарищей, вежливо вести себя и т.д.). Как правило, дошкольник не осознает своих качеств.
Период, когда
отчетливо выступает
В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием. Направляется на овладение умственными операциями, на формирование тех умений и навыков, которые связаны с профессией, на формирование высоких нравственных качеств.
Самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.
Процесс самовоспитания
и самообразования тесно
Противоречия между Я-настоящим и Я-будущим порождает потребность в самовоспитании. Потребность в самовоспитании обусловлена жизнью в обществе. Все черты и качества, формируемые человеком в процессе самовоспитания, задаются обществом и в идеальном виде существуют как система нравственных требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер.
Этапы самовоспитания: 1. самопознание (наши «плюсы» и «минусы») – сравнение своей деятельности, критика; используются различные методики и тесты; результатом самовоспитания является самооценка 2. самооценка: высокая («плохо» т.к. нет мотивации к самовоспитанию), низкая («плохо» т.к. не мотивированы на работу над собой; они не уверены в себе), адекватная.
Цели самовоспитания с возрастом меняются: они становятся все более реалистическими, прозаическими, все более жизненно значимыми.
В основе процесса самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он предполагает совершить, предвосхищение тех качеств и черт, которые он собирается выработать у себя. Если такая мысленная программа есть, то она побуждает к практическимим действиям по ее реализации. Главное поставить четкую цель.
Основные методы самовосптания: самоубеждение, самовнушение, самокритика, самообязательство, мысленный перенос себя в положение другого человека, самоприказ.
Приемы и средства самовоспитания: 1)самонаблюдение и самоанализ (средством самоанализа может служить дневник, где человек описывает и оценивает свои поступки. Побуждая человека к самоанализу. Оно возникает в результате осознания противоречий между своими потребностями и возможностями): своих потребностей, своих интересов, своих поступков. 2)самоооценка – оценка действий 3)саморефлексия –соотнесение возможностей и способностей. 4)самокритика. 5)саморегуляция – самообладание, самоконтроль. 6)самопринуждение – требование к себе (эволюция внешних требований к личности в ее внутренние требования, которые выражаются в виде программы действий).