Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
Сюда относят: *метод програмированого обучения - предполагает обучать шаг за шагом, не допуская разрывов в логике предъявления учебного материала. Существует машиное и безмашиное програмирование обучения. Безмашиное: контурные карты, прописи, дневники наблюдения (положительный результат достигается тем, что нет переписывания, нет потери времени), карточки для учащихся, специальные пособия и учебники. Машиное: с применением компьютера: *Методы семинарских занятий и лабораторных работ).
Цель семинарских занятий - способствовать
углубленному усвоению учащимися наиболее
сложных вопросов, побудить их к
коллективному творческому
Общие черты
семинарских занятий и
Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. (Подласый). Метод обучения предполагает взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения и в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования. В структуре метода выделяют прием - это элемент метода, отдельный шаг. Лернер и Скаткин делят методы обучения в зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность на 2 группы: 1-репродуктивные, 2-прдуктивные методы. Репрдуктивные¸: 1. объяснительно–иллюстративный (сюда относятся лекция, рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация); 2.собственно репродуктивный метод.
Продуктивный мотод: 1.метод проблемного изложения; 2.частично-поисковый; 3.исследовательский.
1 Частично-поисковый (звристический). Метод при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, называется частично-поисковым.
В него входят следующие компаненты 1)учитель строит гипотезы: учит школьников видеть проблемы, ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию, научить выстраивать самостоятельно найденое доказательство, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения, строить план проверки этого предположения. 2)расчленять задачу на серию доступных подзадач, каждая из которой облегчает приближение к решению основной задачи. 3)построение эвристической беседы (серия вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы, и большинство этих вопросов требует от учащегося не только воспроизведения знания, но и осуществления небольшого поиска.
Характеристики: 1)знания не предлагают в готовом виде, их надо добывать самостоятельно; 2)Учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разных средств; 3)школьники под руководством учителя сами рассуждают, решают задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Таким образом формируется осознание, прочные знания. Частично-поисковые т.к. школьники не всегда могут сами решать сложные проблемы от начала до конца. Часть знаний сообщается учителем, часть сами. Пользуясь этим методом, учителя применяют разные средства: устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные образцы и т.д. Но применяться они должны способом, характерным для данного метода. Этот метод может быть построен дедуктивно или индуктивно. Ученик воспринимает задание, осмысливает его, решает часть задачи, мотивирует свои действия, но не планирует этапов исследования, это делает учитель. Этим он отличается от исследовательского метода.
2 Исследовательский метод - способ организации поисковой, творческой деятельности учащегося по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решеные обществом, наукой и новые только для них –в этом обучающая сила. Учитель предлагает ту или иную проблему для самостоятельного исследования, но сам знает ход ее решения, ее результаты. Характеристики: 1)Учитель вместе со школьниками формирует проблему. Чтобы ее разрешить отводит отрезок учебного времени; 2)знания школьникам не сообщаются, школьники сами их добывают в процессе разрешения проблемы. Средства для достижения результата определяют сами учащиеся; 3)Учитель оперативно управляет процессом решения проблемы; 4)повышается активность учащегося, повышается интерес, знания отличаются глубиной, прочностью. Исследовательский метод обучения предполагает творческое усвоение знаний. Функции этого метода: 1)обеспечивает творческое применние знаний. 2)помогает овладеть методами научного познания. 3)формируетт черты творческой деятельности. 4)является условием формирования интереса, потребности в такой деятельности. При исследовательском методе также применяется устное и печатное слово, средства наглядности, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты и т.д. Но они применяются иначе, чем при использовании репродуктивных методов, т.к. учащиеся осуществляют творческую познавательную деятельность, не совпадающую с деятельностью при усвоении готовых знаний и репродуцировании готовых образцов деятельности, т.е. в других методах ученик выполняет задание учителя, а при исследовательском методе - свои собственные задания. Минусы: большие затраты времени и энергии учителя и школьников. Учитель должен иметь высокий уровень квалификации.
Важное место в использовании
частично-поисковых и
(1)под проблемным вопросом понимается такой вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. (например: задается простой вопрос - когда была война? Проблемный вопрос -в чем причина поражения немцев?)
(2)проблемная ситуация представляет собой сравнение двух и более взаимоисключающих друг друга точек зрения нескольких уважаемых людей.
(3)перед лекцией ставится проблема, вопрос который должны увидеть, обьяснить, понять после лекции. (например: я буду читать лекцию на тему .., а вы должны потом будете мне рассказать в чем причина…) или сейчас читаю лекцию, а потом задаю вопросы.
Проблемное обучение – такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников. Если знания просто заучены, то они пригодны лишь для воспроизведения, но не для практического руководства к действию. Постановка учащегося в проблемную ситуацию - это и есть создание для него интеллектуальной трудности, справиться с которой он может только с помощью мышления. Основание для внедрения: жизнь состоит из проблем и неординарных решений. Проблемное бучение позволяет формировать навык выделения гипотез, видение альтернатив, сопостовление и анализ полученных результатов, проблемное обучение направлено на развитие творческого опыта. Проблемное обучение – совокупность всех приемов и методов, направленных на решение проблемных задач.
Функции проблмного обучения: 1. Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; 2. Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учящихся; 3. Формирование диалектико-материалистического мышления школьников; 4. Воспитание навыков применения знаний.
Основные педагогические понятия. Проблемная задача - это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем. Содержание учебной проблемы - проблема задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного - это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений. Проблемный вопрос - это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов, как «почему», «отчего», «как это объяснить», «как доказать» и т. п. Проблемное задание - это учебное задание, составленное преподавателем, методистом, автором учебного пособия в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых в проблемную ситуацию. Проблемность как принцип обучения - это дидактический принцип, который только начинает утверждаться в практичекой методике обучения. Суть: при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как неизвестное искомое. Оно может становиться известным и усваиваться обучаемыми только в результате их собственной поисковой мыслительной деятельности по решению проблемной задачи.
Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управление деятельностью учеников, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самотоятельной постановки учебных проблем и их решения.
Проблемное учение -это учебно-познавательная деятельность учеников по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения. Проблема-это препятствие, которое требует устранение. Проблемная ситуация -это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Условия создания проблемной ситуации: - Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме; - Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовть их интеллектуальным возможностям: быть достаточно трудным, но разрешимым; - При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых; - В качестве проблемного заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить учащихся в проблемные ситуации; - Проблемная ситуация по одному и тому же вопросу, подлежащему усвоению, может создаваться разными типами заданий; - Если учащиеся, попав в проблемную ситуацию, оказались не в состоянии из нее выйти, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению учебного материала, необходимого для его решения.
Методы проблемного обучения:1) Метод проблемного изложения. Суть: показать образец решения проблемы. Важно не дать ответ в конечном виде, а показать путь поиска доказательств, возможных ошибок, но только не декларировать, а аргументированно корректно доказывать. Т.о это метод обучения способом поиска новых знаний. Педагог сам ставит проблему, сам ее решает, но раскрывает логику решения. Здесь главное - научить мыслить, решать проблему. Ученик следит за логикой доказательства, контролирует ее убедительность. 2) эвристический (частично-поисковый)- проблема делится на подзадачи, решая каждую в отдельности учащиеся продвигаются к общей цели. Это постепенное приближение к самостоятельному решению проблем. Здесь учащиеся учатся выполнять отдельные шаги решения: а) поэтапно видеть проблему, сформировать ее. б) расчленение сложной проблемы на отдельные задачи или подпроблемы, которые учащиеся решают самостоятельно в микрогруппах, и затем выводят общее решение .3) исследовательский- наиболее сложный метод, так как основан на самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся. Учитель консультирует и направляет учащихся. Он организует совокупность заданий, которые обеспечивают творческое получение знаний и умений учащихся. Задания должны быть не по теме изучаемого материала, а творческим. Деятельность учащихся полностью самостоятельна. В основе проблемного обучения лежат: а) проблемные вопросы, б) проблемные ситуации.
Программированное обучение зародилось в 50-х годах в США (Б. Ф. Скиннер). При програмированном обучении становился доступным наблюдению весь ход процесса учения, все движение учащегося от незнания к знанию. Учебная информация, разбитая на мелкие фрагменты, шаг за шагом вводилась в сознание с немедленным подкреплением (поощрением) успешного запоминания этих мелких порций материала. Такой порядок преподнесения учебного материала, исключающий незапоминание, имел один очень серьезный недостаток: он не обеспечивал развития мышления. В нашей стране в начале 60-х гг. увлекались скиннеровским вариантом програмированного обучения. Создавались програмные учебники и учебные пособия, где текст разбивался на порции, которые сопровождались вопросами для самоконтроля, давались варианты альтернативныхых ответов на них, из которых один был правильный, остальные неправильные, неполные или неточные и т. п. Учащиеся должны были читать текст, проверять свое усвоение с помощью контрольных вопросов и выбором, по его мнению, нужного ответа из ряда предъявляемых вариантов. Практики-преподаватели убедились на опыте, что управлять удается лишь формальной стороной учебной деятельности - получением и запоминанием учащимися некоторой совокупности знаний, иногда не совсем удачно отобранных и скомпонованных. А что касается контроля усвоения методом выбора одного из альтернативных вариантов ответов, то оказалась слишком велика возможность его угадывания или просто случайного попадания на верный вариант. Подтвердилась и справедливость критики о принципиальной невозможности с помощью его методов развить творческие способности учащихся, активировании самостоятельного мышления для свободной ориентировки в научной и другой информации.
Существует
машинное и безмашинное
Первоначально машинное обучение строилось по принципу разработки отдельных видов машин для различных нужд. 1. Машины - информаторы (справочные - автоматы на вокзалах).2. Машины - экзаменаторы (тестирующие машины при получении водительских прав).3. Машины - репетитор (при работе на таких машинах учащиеся проверяют и тренируют свои знания, умения и навыки). Все эти машины имели высокую стоимость и были экономически невыгодны для школ. Сейчас другой подход к программированному обучению – персональные компьютеры, в которых используются различ программы. Они очень эффективны, но, к сожалению, используются недостаточно. Причин несколько: малое количество обучающих программ, их высокая стоимость, неподготовленность учителей. Сейчас больш количество информационных программ на CD RОМ.