Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

Требования к содержанию образования: 1.содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности. 2.содержание образования должно строиться на научной основе; знания, которые даются в школе должны соответствовать прогрессу социального и культурного развития. 3.содержание образования должно соответствовать логике и системе, свойственной той или иной науке. Новые знания выходят из старых. 4.содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами (физика –на основе математики, химия –математика и физика). 5.связь с практикой –теоретическиие знания должны подкрепляться на практике. 6.содержание образования должно соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовленности (объем и степень сложности материала, доступность).

Факторы, влияющие на изменение содержания образования: 1.Основные факторы – потребности общетва в преобразовании общечеловеческой природы, изменения в развитии науки и техники. 2.Субъективные факторы – это методологические позиции ученых, различия в трактовке каких-либо вопросов.

 Виды образования: Дошкольное образование, Общее образование, Профессиональное образование, Дополнительное образование.

Документы, определяющие содержание образования: Закон «Об образовании», третий Государственный образовательный стандарт (декабрь 2009 год), учебный план, учебная программа.

Закон об  образовании, применительно к каждому аспекту образования,

-Экономическая оснащенность  образования,

- соц. гарантии граждан,

- международная деятельность  в области образования.

ГОСТ (в основе Гос стандарта нового (3) поколения лежит компетентностный подход, ориентированный на форм-е компететностей-способностей осущ-ть эф-ю проф. дея-ть в разл. условиях.) (1,2 поколения в основе – системно-деятельностный подход, предполагающий формирование ЗУНов, применяющихся в определенных условиях учебной деятельнсти) – меняется каждые 5 лет. Инвариативная (обязательная часть) и вариативная (дает возможность ВУЗам вводить свои предметы, учитывая культурные особенности, специфику региона, национальные особенности, пожелания студентов, преподователей, родителей) часть.

Учебный план (БУП 2009 принят в школах. Основа-форм-ие универсальных уч. умений) –документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность изучения этих предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Также здесь определяется продолжительность учебного года, четвертей, каникул, перечень предметов, их распределение по годам, количество часов и т. д. Т.е это целостное представление о наполнении и соотношении областей знаний по годам обучения.

Базисный учебный  план общеобразовательных учреждений — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования РФ. Представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Учебная программа –документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравтсвенно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В них учебный материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение

 

  1. Закономерности и принципы процесса обучения

Принципы обучения – общие нормы организации учебного процесса, рекомендации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактических процессов. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.

Принципы обучения:

Принцип научности – использование науки как источника системы фактов понятий и закономерностей, изучаемых в школе по отдельным предметам, и проявляется в отборе учебного материала и выборе методов обучения. Предупреждает против вульгаризации, излишних упрощений, искажения отдельных научных положений, употребления ненаучных терминов и т.п.

Принцип систематичности  и последовательности вытекает и из цели обучения, и из научной логики изучаемых предметов, и из закономерностей развития мышления ребенка – отражает логику самого учебного предмета, т.к. в каждом предмете имеется система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого. Тесно связан с характеристикой развития ума – системностью мышления. Материал считается усвоенным если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым.

Принцип связи  обучения с жизнью. Единство теории и практики - единство теории с практикой жизни.

Принцип сознательности и активности в обучении – целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработкой и применении. Он обусловлен двухсторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик.

Принцип наглядности  обучения – использование разнообразных наглядных учебных пособий и аудиально-визуальных технических средств обучения, в ярком и красочном, четком и ясном оформлении печатных учебных пособий – книг, карт, таблиц и т.д.

Принцип доступности  и посильности обучения - посильность выдвигаемых перед учениками трудностей является основой развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые являются движущей силой учения. Легкость обучения снижает интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха убивает интерес.

Принцип прочности предполагает прочное усвоение знаний, которые должны стать достоянием учащихся. Учащиеся должны  уметь воспроизводить знания и пользоваться ими как в учебных,  так и практических целях. Для его реализации необходимо выделение главного, отделение его от второстепенного, от деталей.

Принцип опережающего обучения – учитель стремится заблаговременно создать мост между темами таким образом, чтобы в процессе изучения подошедшей темы захватить предыдущие.

Принцип благоприятных  условий для обучения – создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и учащимися, в коллективе обучающихся, профилактика конфликтных ситуации и т.д.

Принцип опоры – внедрение в образовательный процесс опорных конспектов – дидактических чертежей, которые представляют учебный материал в предельно свернутой, системной форме.

Принцип коллективного  характера обучения и учет индивидуальных особенностей.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся  при определенных условиях взаимосвязи.

Существует 6 групп  закономероностей: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности. 1. продолжительность образования. 2 количество изучаемого материала или объем требуемых действий. 3. трудность и сложность изучаемого учебного материала, формирующих действий. 4. осознание целей обучения обучающимися. 5 значительности для учащихся усваиваемого содержания. 6. способ включения учащимися в учебную деятельность. 7 применение метотов. 8. характер созданной учителем учебной ситуации. 9. способ расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части. 10 мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.

Гносеологические  закономерности 1. умение учащихся учиться. 2. объем учебной (познавательной) деятельности учащихся.3. объем практического применения знаний, умений. 4. усвоение объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я.Лернер). 5. умение включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта. 6. регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий 7.потребности учиться.. 8. уровень проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.

Психологические закономерности 1. интерес обучаемых к учебной деятельности. 2. учебные возможности учащихся. 3. количество тренировочных упражнений. 4. интенсивность тренировки. 5. уровень познавательной активности учащихся. 6. уровень и стойкость внимания учащихся. 7. способность учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых. 8. уровень, силы, интенсивности и особенности мышления обучаемых. 9. уровень развития памяти. 11 работоспособность обучаемых. 15. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала (Е.Р. Хилгард). 16. уровень сформированности навыков и умений.

Кибернетические закономерности. 1. частота и объем обратной связи. 2. Эффективность контроля. 3. качество управления учебным процессом. 4. количество и качество управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.

Социологические закономерности 1. развитие других 2. объем и интенс познаватх контактов. 3 уровень «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения. 4. качества общения учителя с учащимися..

Организационные закономерности 1. организация. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность. 2 отношение учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям. 3. работоспособность учащихся. 4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя. 5. Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда (М.А. .Антропова и др.).6. Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.

 

  1. Методы обучения. Классификация методов

Метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познаватеной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащегося, школьников между собой, с природной и общественной средой.

Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей. Прием, конкретный способ, деталь представляют собой часть, элемент метода. В педагогической практике методический прием применяется в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Методы  обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю. К. Бабанский).

Функции методов обучения: – обеспечивают обучающе-воспитательное взаимодействие учителя и учащегося; – передача и организация усвоения детьми знаний, формирование их мировоззрения; – обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков; – выработка у учащихся задатков и основ культуры умственного и физического труда; –  развитие в детях познавательно-творческой активности.   

М.А. Данилов  и Б.П. Есипов Методы обучения– (источники знаний-) Группы: словесные (объяснение, рассказ), наглядные, практические (лабораторные).

Классификация методов обучения (Скаткин и Лернер): 1 объяснительно-иллюстративные методы обучения, 2 репродуктивные методы обучения, 3 частично-поисковые или эвристические методы обучения, 4 исследовательские методы обучения, 5 проблемные методы обучения. Объяснительно-иллюстративные методы Основная цель – организация усвоения информации учащимися. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик воспринимает, осознает и фиксирует в памяти эту информацию. Метод беседы - вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями: а) индуктивный - от частного к общему; б) дедуктивный - от общего к частному; в) эвристический - путем открытия. Метод школьной лекции  Для учащихся 10-11 классов изложение нового материала предпочтительнее в виде школьной лекции. Позволяет дать в сжатой форме основные теоретические положения по названной теме. На первом этапе школьная лекция может быть рассчитана на 20-25 минут, позднее - на 45 минут, а в 11 классе - и на 90 минут. Метод объяснения - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устройства приборов и т.д. Метод объяснения присутствует всегда при изложениии нового материала, но его одного явно недостаточно. Метод рассказа - это монологичное изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции.

Репродуктивные  методы – учитель должен системой заданий организовать деятельность учащегося по воспроизведению сообщаемых им знаний и показать способ деятельности учащегося, алгоритмизация. Учителем предъявляется алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий, в результате выполнени-я которых ученик учится распознавать объект, выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"