Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

2. Наиболее действенная  методика объединяющая теорию  и практику

3. Методика должна учитывать пространственный (интеоризация) и временной (поэтапность) аспекты усвоения.

4. Методы и приемы  должны стимулировать активную  познавательную деятельность.

5. Наличие контроля  хода обучения и оценки его  результата.

Виды  опережающего обучения:

1. Проектный (проективный)  – операционализация усваемого  содержания знаний. Регламентация  деятельности ученика учителем.

2. Рефлексивный – предполагает  выделение и осознание самого  субъекта познания и обобщение  способов его собственной познавательной деятельности.

Таксономия учебных  задач.

Учебная задача – проект будущего учебного действия, реализуемого в определенных условиях.

Таксономия – классификация  учебных задач по критерию требования задачи к когнитивному составу проектируемой  учебной деятельности.

Дидактические стратегии  – набор управляющих воздействий, обеспечивающих адекватное усвоение материала.

Реализация каждого  вида опережающего управления осуществляется с помощью набора учебных задач.

Вид опережающего управления

Учебные задачи

Дидактические стратегии

Тип проблемной ситуации

Пректный

1. предполагающие воспроизведение  знаний – на повторение и  актуализацию усвоенного содержания (назвать, воспроизвести, актуализировать,  вспомнить, узнать)

Стратегия репродуктивного обучения

Перцептивно-мнемический

1+2+5 (задачи)

2. предполагающие простые  мыслит. операции – описание, систематизация  фактов (перечислить,описать,проанализировать,сравнить,обобщить,классифицировать)

3. предполагающие сложн.  мыслит. операции – формир. собств. позиции обучающихся по отношению к исслед. проблемам, задачи на ориентацию и объяснение (объяснить, доказать, аргументировать,  проинтерпретировать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия продуктивного  обучения

 

 

 

 

Продуктивно-эвристический

3+4+5+2

4. предполаг. обобщение знаний и сочинение- порождение опред. Речевых  высказываний для выражения продуктивного мыслит-го акта (написать, разобрать,  сочинить)

 

5. предполаг. продуктивное  мышление- направлены на решение  проблем практич. Характера (применить  на практике, осуществить  поиск решения проблемы, разработать и осуществить на практике)

Рефлексивный

6. обеспечивающие переход  к осознанному использованию  собственных приемов построения  алгоритмов, эвристик, способов анализа  открытых задач (осуществить выбор  стратегии совместного или индивидуального решения проблемы, способом межличностного взаимодействия в ходе совмест. деят-ти, осуществить выбор типа научного текста, средств переработки инфы)

Продуктивно-рефлексивный

6+4+5


Стратегии обучения (В.Я  Ляудис):

1. Стратегия репродуктивного обучения – использует задачи 1, 2 групп. Применяется на начальных этапах обучения. Ориентируется на обязательный минимум усвоения учебного материала.

2. Стратегия продуктивного  обучения. Задачи 3-6 групп. Применяется  на промежуточных и заключительных этапах. Ориентирована на возможность нахождения нестандартных творческих решений.

3. Оптимальная дидактическая  стратегия. Ориентирована на адекватное  сочетание задач из различных  групп и применяется с учетом  уровня усвоения. Для определения оптимальной стратегии необходимо выделить тип проблемной ситуации как критерий применения всего диапазона учебных задач с учетом логики процесса усвоения.

Типы проблемной ситуации:

1. Перцептивно-мнемический  тип – ознакомление, наблюдение  и освоение непосредственно практических моделирующих действий с целью построения репродуцируемых представлений (н-р, Осуществить наблюдение и анализ эмпирических проявлений личности, используя шкалу противопоставлений)

2. Продуктивно-эвристический  тип – освоение простых и  сложных эвристических программ  с целью нахождения нового  неизвестного ранее решения (н-р,  Осуществить сопоставление теорий  памяти, используя для интерпретации  различные основания)

3. Продуктивно-рефлексивный – обобщение и систематизация ранее построенных способов познавательной деятельности и способствовать самоорганизации системы способов познавательной деятельности в данном предметном содержании (н-р, Составить характеристику личности)

  1. Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная (дайте характеристику каждой форме)

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

По количеству учащихся выделяются массовые (от 50 и более); коллективные (25-35 чел); групповые, микрогрупповые (2-10 чел); индивидуальные.

По месту учебы различаются школьные (школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.д.) и внешкольные формы ( экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.).

По длительности времени обучения: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), уроки произвольной длительности (в зависимости от усталости, объема материала).

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три такие формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Авторы этих работ едины в том, что именно в организованных формах осуществляется главное дидактическое отношение - связь взаимодействия преподавания и учения.

 1.Фронтальная (Коллективная) – совместная работа всех учеников класса под руководством учителя. Все ученики выполняют одинаковую работу, общую для всех – обсуждают, сравнивают, обобщают результаты. Учитель работает со всем коллективом одновременно. Учитель должен учить и опрашивать учеников соответственно их возможностям. Учитель влияет на весь класс, излагает материал, но с учетом индивидуальных особенностей. Коллективная работа может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстрированного изложения и сопровождения репродуктивными и творческими заданиями. Наиболее распространенные формы: фронтальная беседа (ответы на вопросы), рассказ и лекция. Недостатки: направлено на некоторого абстрактного ученика; проявляется тенденция к неучитыванию особенностей учеников, побуждению их к единому темпу работы (слабые – отстают, сильным – скучно). Эффективно при изучении нового материала и его закрепления.

2. Индивидуальная – самостоятельная работа каждого в отдельности. Эффективно при закреплении полученных знаний. Это может быть самостоятельной работой, специально для ученика, подобранная в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. 2 вида выполнения заданий А) индивидуальная – ученик выполняет общие задания без контакта с другими школьниками, но в едином темпе. Б) индивидвализирующая – учебно-познавательная деятельность над выполнением специфических заданий. Учитель контролирует выполнение заданий и своевременно помогает в разрешении возникающих затруднений. Целесообразно проводить на всех этапах: решения задач, при усвоении новых знаний и их закрепления; для формирования ЗУНов; обобщения и закрепления пройденного и т.д. Эффективно и самостоятельное изучение нового материала, предварительная домашняя проработка. Недостатки: ограничивает общение между учениками, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях, ведет к разъединению. Плюсы - воспитывается самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели; позволяет следить за каждым, помогать. Учитель должен обладать высоким мастерством, уметь распределять внимание.

3. Групповая - класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (3-6 человек). Каждая группа получает определенное задание (одинаковые или дифференцированные) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Работая в группе ученики обмениваются информацией, дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга. В групповой работе все выполнение учебных заданий (от уточнения задачи, планирования, до самоконтроля) осуществляется самими учениками. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников. Условия эффективности: состав группы должен быть продуман и целесообразен; задания должны быть доступны, посильны; заранее определена форма проверки; уделять внимание слабым; учить сотрудничеству. Недостатки: ученики не всегда могут самостоятельно усвоить материал; шум; много времени, сложности в комплектовании групп.

 

  1. Урок, как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков

Урок – законченная по времени, ограниченная по времени часть учебного процесса, в ходе которого решается учебная задача. Урок является коллективной формой обучения.

Особенности: постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки (45м); состав учащихся приблизительно одинакового возраста; рукводство над деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них; урок регламентирован объемом учебного материала; он является постоянной формой обучения; посещение урока обязательно; используются различные методы; на уроке организуются массовые, индивидуальные, групповые формы обучения; урок обладает воспитательным и образовательным характером; урок формирует познавательные формы (интерес, активность, самостоятельность).

Основная цель: 1. обеспечить усвоение учащихся системой знаний 2. овладение ЗУН и применение их на практике 3. формирование качества личности.

С изменением школы, задач, стоящих перед ней, приводит к  совершенствованию урока (методы, технические  средства). Важно, чтобы на каждом уроке  была определенная цель, задача. Задачи: каждый урок должен включать как дидактические (усвоение основного понятия, материала; научиться применять знания на практике), так и воспитательные (умение работать в коллективе; поддерживать дисциплину; развивать нравственные качества), развивающие (развитие умственной деятельности; выполнение домашних заданий) цели, задачи. Все эти задачи должны быть взаимосвязаны. Структура урока изменчива, гибка, подвижна в зависимости от задач и целей содержания. Все части структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга и должны представлять единое целое.

Структура урока: объяснить; опросить; закрепить; дать домашнее задание; позже стала добавляться творческая деятельность.

Типы: выделяются от того, какие взяты признаки за основу. Всего типов насчитывают от 4 до 18.

1. Если в основе  лежат методы обучения, то по типу урок будет лекция, экскурсия.

2. По характеру познавательной деятельности: урок первичного восприятия материала; урок образования понятия; контрольный урок.

3. На основе цели организации знания Махмутов выделяет 5 типов: 1) изучение нового материала (форма работы: лекция, самостоятельная работа с учебником 2) урок формирования ЗУН, совершенствование ЗУН, урок закрепления изученного материала, урок повторения. Они проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов. Задача урока - повторение, закрепление, систематизация, применение знаний на практике. Виды уроков этого типа: урок самостоятельных работ, урок лабораторных работ, урок-экскурсия, урок семинар. Структура урока может быть: либо одно повторение (например: перед контрольной), или повторение, применение знаний на практике, закрепление, совершенствование знаний. 3)Уроки обобщения и систематизации. Они обычно проводятся в конце учебного года, когда пройден весь материал, или изучен за четверть, полгода или год. Виды уроков: их специфика то, что урок заранее обозначает вопросы, источники, могут быть обзорные лекции, проводимые консультации. В старших классах это могут быть проблемная дискуссия, урок-семинар (там глубже рассматривается проблема вопроса), урок конференции. 4)Комбинированый урок. Наиболее распрастраненный. Решает все вышеперечисленные задачи урока. Структура: проверка домашнего задания и опрос учащихся, новый материал, первичная проверка усвоенного материала, закрепление на упражнениях, проверка и оценка знаний. 5)Урок контроля, коррекции ЗУН (работа над ошибками). Обычно проводится после изучения крупных тем или разделов, чтобы узнать уровень усвоения изученного материала. Виды уроков: устный опрос (может быть индивидуальный, групповой, фронтальный), письменный опрос, диктанты, изложенения, решения задач, зачет, лабораторная работа, контрольные, экзамен (это высшая форма). После проводится специальный урок по анализу и выявления типичных ошибок, недостатков, делаются выводы. Эти все типы редко встречаются в чистом виде.

4. По характеру деятельности  учителя и учащихся: урок-лекция; урок-беседа; киноурок; комбинированный  урок и.т.д

Требования: реализация всех дидактических принципов и  правил, обеспечение необходимых  условий для продуктивной деятельности учащихся, связь с ранее изученным, мотивация и активизация параллельно всех сфер личости, эффективное использование педагогических средств, формирование практических ЗУНов, формирование потребностити учиться, тщательное планирование каждого урока.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"