Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
6. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно – образовательной работы.
Юношеский возраст. (ЮНОШИ -16-21, ДЕВУШКИ 15-20)
В физическом развитии особых перемен нет. К концу подросткового возраста все приходит в норму, только продолжается рост и расширение грудной клетки. Выделяются следующие психологические особенности этого периода:
1.Авторитетом является собирательный образ человека, сверстника.
2. Юноши предпочитают книги о будущей профессии, по интересам, у них планированное чтение.
3.Меняется направленность:
• у юноши - на профессию,
на свое будущее место в
жизни. Поэтому в этот период
необходимо показывать и
5. В этом возрасте формируется абстрактное мышление, если его не удастся сформировать и у ребенка останется только конкретное мышление - это признак отставания в развитии.
6. В этот период
начинается и завершается
7. Резкий перелом в жизненной линии - окончание школы.
8. Появляется зрелость
идейная, психическая,
Изменения в психике продолжаются, но они не столь заметны как у подростков. Поэтому специальных педагогических работ мало, в основном в сравнении с предыдущим возрастом.
9. Быстро нарастающий
процесс становления
10. Формируется внутренняя
позиция юноши, существенно
11. Происходят изменения
в содержании мотивов. Новый
ведущий мотив - потребность в
самоопределении. Подросток
12. В этом возрасте
ведущим видом деятельности
13. Появляется стремление критически оценивать себя и окружающих. Самый лучший вариант - адекватная самооценка, но это бывает крайне редко.
14. Юность является сензитивным периодом для формирования нравственной зрелости и самовоспитания.
15. Межличностные отношения:
более значимыми становятся
16. Различия юношей и девушек:
- девушки более продвинуты
во всех отношениях, в отношениях
с людьми более тонки,
- мужская дружба - это
взаимоотношения простые, у
- у юношей большая эмоциональная закрытость;
- у девушек круг
общения шире, он выходит за
рамки школы и люди старше
по возрасту; у юношей круг
общения школьный и, в
- по успеваемости девушки лучше, стабильнее, но рецептивнее, у юношей -более творческое отношение к предмету;
- у девушек более
вербализированный интеллект,
Крутецкий делит старших школьников на 4 группы по успеваемости и усвояемости: (Эта классификация не является оригинальной и единственной.. Отечественные классификации от зарубежных отличаются тем, что наши основываются на тестах и наблюдениях, а западные опираются в основном только на результаты тестов.)
1 группа: берет памятью, говорит как учитель. Противоречие между требованиями к интеллекту и собственными возможностями. Говорит и учит по учебнику.
Методы работы с ними:
а) организация индивидуальной работы творческого характера;
б) организация работы по самовоспитанию мыслительных способностей;
в) изучение психологических особенностей и объяснение, рекомендации по самовоспитанию;
г) продумать систему бесед о том, как легче учиться
2 группа: имеет ярко выраженную практическую направленность, теоретическое мышление отстает.
Методы работы с ними: давать больше заданий теоретического характера.
3 группа: имеет явную склонность к теории, избегает практики, часто делает выводы, не подтвержденные практикой.
Методы работы с ними:
а) есть среди них ребята, которые действительно склонны к теории, но не имеют возможности попрактиковаться в ней - они и так видят свои недостатки и с ними ничего делать не нужно, им необходимы только консультации;
б) есть группа тех, кто просто гордится своей неспособностью применять знания на практике. Их нужно приобщать любыми средствами, объяснять им, что любая теория хороша только тогда, когда она проверена практикой.
4 группа: стремление и к теории, и к практике, высокий интеллектуальный уровень.
Воспитание - целенаправленный специально организованный процесс по формированию у личности определенных качеств, черт, это процесс целенаправленной и контролируемой социализации (семейной, религиозной, школьной). Воспитание должно включать цель, деятельность и должно быть систематическим. Благодаря воспитанию и складываются собственная психологическая структура личности.
(педагогика)- процесс воспитания - сознательное организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулировние активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и другое. Воспитание- долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. Результаты носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Могут обнаружиться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Две основных функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
Принцип воспитания в педагогике - исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Принципы указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания.
Требования к принципам: 1.Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику 2.Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса 3.Равнозначность. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Принципы:1 Целеустремленность - подчинение всей воспитательной работы, большой и малой, общей цели воспитания, определяющей все стороны воспитания; 2 Связь воспитания с трудом, жизненной практикой; 3 Воспитание в коллективе- создание правильного влияния коллектива на личность, правильных внутриколлективных отношений. Воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива; 4 Активность и самодеятельность учащихся. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская проблему самоуправления, активности и самодеятельности выдвигали на одно из первых мест. А.С.Макаренко ставил их на первое место и в практической деятельности; 5 Уважение к личности и высокая требовательность к ней; 6 Учет возрастных и индивидуальных особенностей;7 Опора на положительное в воспитании; 8 Единство и целостность воспитательного процесса: а)между обучением и воспитанием, б)между нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием, в)между различными сторонами самого нравственного воспитания, г)единство требований всех педагогов, д)единство школы, семьи и общественности.
Стили: авторитарный - строгость, требовательнось, средства - угрозы, принуждения. Главный принцип - держать детей в страхе. Дети реагируют либо протестом, агрессией, либо апатией, пассивностью. Дети вырастают безвольными, ленивыми, трусливыми, озлобленными, мстительными. Макаренко выделял 2 разновидности - авторитет подавления и авторитет расстояния (воспитанием занимаются бабушки-дедушки); либеральный - предполагает терпимость в отношениях с детьми. Источник - чрезмерная родительская любовь. Ребенку потакают, все разрешают, дети растут недисциплинированные, безответственные; демократический- характеризуется гибкостью. Родители прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений
Методы воспитания. Метод – способ действия (деятельности); метод воспитания - это инструмент, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер.
Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).
Условия воспитания - обстоятельства, которые являются предпосылкой эффективного воспитания; обстоятельства, стимулирующие формирование убеждений, навыков поведения учащихся. Это: пример воспитателя; предъявление учащимся четких обоснованных требований; положительное действие на ребенка учителя и коллектива; постановка перспектив перед коллективом.
Воспитательный прием - конкретное приложение метода в определенных специфических условиях. Так, приемы убеждения: использование положительных фактов из жизни выдающихся, значительных в глазах детей личностей; использование поэтических произведений в процессе беседы; вскрытие отрицательной (или положительной) сущности поступка. Для методов воспитания характерна живая, диалектическая связь и взаимопереходом между методами и приемами .
Классификация: традиционная - по способу воздействия на ученика методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, пример.
В основе одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделяется 3 группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.
Методы формирования сознания - методы убеждения. Обращение к сознанию личности. Функции: формирование знаний о морали, труде, общении в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, метод убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации, беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Лекция, рассказ, объяснение - это монологические формы. Требования: информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Беседа и диспут – интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литераткрного и/или жизненного факта. Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему..
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Педагогическое требование, предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Приучение и упражнение содействует формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение – организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Упражнение - многократный повтор и совершенствование способов действий как устойчивого основания поведения. Воспитывающие ситуации – обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формирующиеся новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения.