Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
4.Особенности развития младшего школьника. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно-образовательной работы.
Младший школьный возраст
связан с обучением детей в
начальных классах (6-10лет). В младшем
школьном возрасте дети имеют значительные
резервы развития. Их выделение и
эффективное использование –
Важными особенностями характеризуется их физическое состояние. К этому возрасту заканчивается окостенение черепа, закрывается роднички и продолжается упрочнение скелета в целом. Начинается половое созревание. Отставание нарастания мышечной массы. Необходима двигательная активность, смена деятельности в ходе урока. Развивается мышца кисти из-за письма. Появляется способность выполнять тонкие движения.
Состояние психики: повышается точность работы органов чувств, формирование полового поведения, идентификация себя, формирование собственного мнения. В этом возрасте дети – кинестетики. Интенсивное повышение нервно-психической деятельности, высокая возбудимость, подвижность и острое реагирование на внешние воздействия. Это сопровождается быстрым утомлением, что требует бережного отношения к психике детей этого возраста.
Мышление –развивается
от эмоционально-образного к
Речь – обогащается словарный запас, появляется умение устно и письменно излагать свою речь
Восприятие – неутойчиво, неорганизованно, но в то же время острое и свежее. Школьник может путать буквы и цифры. Необходим приучать целенаправленно слушать, смотреть, наблюдать.
Внимание – непроизволное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему.
Память – имеет наглядно-образный характер: запоминается яркий красочный материал. Учитель должен помнить, что у ребенка может быть слуховая или зрительная память. Необходимо контролировать и развивать процесс заучивания в этом возрасте.
Социальные новообразования: 1)балансировка в плане требований и возможностей. 2)начинает оформляться общение со сверстниками, отношение с другим полом, коллективом.
Таким образом, основные характеристики этого возраста: активность, фантазия, любопытство, открытость, утомляемость, не доводят дело до конца, быстро теряют интерес, шумливы.
Ведущие виды деятельности –игра, учебная деятельность, общение, трудовая деятельность.
Требования к деятельности: разнообразие, совместная деятельность, разделение труда, оптимальное время - 45мин, соревновательность, активность, подвижность, возможность быть замеченным.
Основные формы деятельности: беседы о природе, животных, дружбе; викторины, конкурсы, турниры, эстафеты, походы. В этом возрасте дети часто подражают взрослым, поэтому должен быть хороший пример.
Основные проблемы: 1.Появление нового вида деятельности –учебы. Нужно как можно быстрее адаптировать ребенка к работе в школе и дома, научить его учиться, быть внимательным, усидчивым. Поэтому школьная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и постоянно поддержать интерес у учеников. 2. Многие дети приходят в школу не только не подготовленными, но и с различиями в мотивации, ЗУНах, что делает для одних учебу легкой и неинтересной, для других очень сложной и только для немногих –соответствующей их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей. Кризис 7 лет-кризис первоклассника. Психологическая неподготовленность ребенка к школе: нежелание идти в школу, неуверенность, неусидчивость. 3.Умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах –все это для младшего школьника еще очень сложно. Нужно учить ребенка способам саморегуляции и дозировать умственной нагрузки.
5. Особенности развития подростка. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно – образовательной работы.
Подростковый возраст ( мальчики 12-16, девочки 11-15)
Подростковый возраст - переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В своем развитии он уже "ушел" от детей, но еще не "пристал" к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот период называют возрастом кризисов и несостоявшихся конфликтов.
Особенности физиологии
1. В этом возрасте
происходит бурный рост и разви
2. Интенсивно растут
трубчатые кости, поэтому
3. Не хватает крови, ее объем в этом возрасте должен увеличиться на 20-25%. В результате этого дефицита начинаются головокружения, головные боли, быстрая утомляемость.
4. Интенсивно развивается сердце, его объем увеличивается в 2-4 раза. Происходит обострение врожденных заболеваний сердца или могут появиться новые.
5. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают. Необходимо правильное дозирование физических нагрузок
6. Характерная особенность
подросткового возраста - половое
созревание организма. У
Особенности психологии:
1. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
2. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом - характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
3. Характерная черта
внимания учеников среднего
4. В подростковом возрасте
происходят существенные
5. Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль поведения учащихся.
6. Особое значение
в нравственном и социальном
поведении подростков играют
чувства. Они становятся предна
7. Нравственные идеалы
и моральные убеждения
8. К концу подросткового
периода перед школьниками
9. В подростковом возрасте
происходит смена авторитета
учителя на авторитет
10. Вся повседневная
жизнь неинтересна, в этот
12. В этот период
доминирует стремление к риску,
То есть, с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: у девочек -негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; у мальчиков - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме.
14. Противоречие между стремлением подростка к взрослости и принижением взрослости подростка со стороны старших. Именно поэтому в этом возрастном периоде нужно перейти с детьми на "Вы". Это может повысить авторитет учителя, если, конечно,
учитель сможет естественно это сделать.
15. Большое желание
найти свое место в жизни,
подросток хочет, чтобы его
оценивали по личным
- создать атмосферу
желания учиться, авторитета
- создать систему общественной значимости, то есть поручения. Поручение нужно давать то, которое смогут выполнить, и тем, кто сможет выполнить. Но необязательно и даже нежелательно, чтобы поручения давал учитель, лучше, чтобы этим занимался актив.
- Подростку нельзя
допускать физического переутом
- Стараться не создавать психологического давления.
Ведущее противоречие, которое определяет развитие Л в этом возрасте – несовпадение 3 точек созревания: физического, психического и социального (Выготский). Т.е. темп физического созревания обгоняет психический и социальный. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но еще нет ощущения подлинной взрослости. Претензии на новые права, кт он еще не умеет реализовать. Промежуточное положение м/у детством и взрослостью. Особые условия, способствующие формированию: а)занятость род, дети предоставлены сами себе. б)доступность средств получения информации (СМИ), получения взрослых знаний. Условия, тормозящие формирование: 1) «мораль послушания» родителям. 2)материальная и Личная зависимость от родителей. 3)отсутствие умения делать самостоятельно.
Начинается форми-ие самосознания – потр-ть осознать себя как Л. В этом возрасте нач-ся процесс самовоспр-я. С реб в этом возрасте лучше всего общаться тоном убеждения, совета или просьбы. Реакция группирования - через общение, познание и оценку себя, утверждение своего достои-ва и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое кол-во действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников. А.С.Макаренко:Если тот или иной подросток не добивается досто-го места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Учителям следует вним-но изучать взаимоотн-ия учащихся со своими товарищами и помогать им завоевывать уважение к себе.