Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

 

4.Особенности  развития младшего школьника.  Основные проблемы, задачи, содержание  воспитательно-образовательной работы.

Младший школьный возраст  связан с обучением детей в  начальных классах (6-10лет). В младшем  школьном возрасте дети имеют значительные резервы развития. Их выделение и  эффективное использование –одна  из главных задач педагога. Самое  эффективное - обучение в игре.

Важными особенностями  характеризуется их физическое состояние. К этому возрасту заканчивается  окостенение черепа, закрывается  роднички и продолжается упрочнение скелета в целом. Начинается половое  созревание. Отставание нарастания мышечной массы. Необходима двигательная активность, смена деятельности в ходе урока. Развивается мышца кисти из-за письма. Появляется способность выполнять тонкие движения.

Состояние психики: повышается точность работы органов чувств, формирование полового поведения, идентификация себя, формирование собственного мнения. В этом возрасте дети – кинестетики. Интенсивное повышение нервно-психической деятельности, высокая возбудимость, подвижность и острое реагирование на внешние воздействия. Это сопровождается быстрым утомлением, что требует бережного отношения к психике детей этого возраста.

Мышление –развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, дети много фантазируют. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В связи с тем, что в этом возрасте преобладает конкретный тип мышления, школьникам нужно  давать как можно больше примеров, фактов, наглядности. Наглядность – ведущий принцип обучения (очень много картинок в учебнике).

Речь – обогащается  словарный запас, появляется умение устно и письменно излагать свою речь

Восприятие – неутойчиво, неорганизованно, но в то же время  острое и свежее. Школьник может  путать буквы и цифры. Необходим приучать целенаправленно слушать, смотреть, наблюдать.

Внимание – непроизволное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему.

Память – имеет  наглядно-образный характер: запоминается яркий красочный материал. Учитель  должен помнить, что у ребенка  может быть слуховая или зрительная память. Необходимо контролировать и развивать процесс заучивания в этом возрасте.

Социальные новообразования: 1)балансировка в плане требований и возможностей. 2)начинает оформляться  общение со сверстниками, отношение  с другим полом, коллективом.

Таким образом, основные характеристики этого возраста: активность, фантазия, любопытство, открытость, утомляемость, не доводят дело до конца, быстро теряют интерес, шумливы.

 Ведущие виды деятельности  –игра, учебная деятельность, общение, трудовая деятельность.

Требования к деятельности: разнообразие, совместная деятельность, разделение труда, оптимальное время - 45мин, соревновательность, активность, подвижность, возможность быть замеченным.

Основные формы деятельности: беседы о природе, животных, дружбе; викторины, конкурсы, турниры, эстафеты, походы. В этом возрасте дети часто подражают взрослым, поэтому должен быть хороший пример.

Основные проблемы: 1.Появление  нового вида деятельности –учебы. Нужно  как можно быстрее адаптировать ребенка к работе в школе и дома, научить его учиться, быть внимательным, усидчивым. Поэтому школьная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и постоянно поддержать интерес у учеников. 2. Многие дети приходят в школу не только не подготовленными, но и с различиями в мотивации, ЗУНах, что делает для одних учебу легкой и неинтересной, для других очень сложной и только для немногих –соответствующей их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей. Кризис 7 лет-кризис первоклассника. Психологическая неподготовленность ребенка к школе: нежелание идти в школу, неуверенность, неусидчивость. 3.Умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах –все это для младшего школьника еще очень сложно. Нужно учить ребенка способам саморегуляции и дозировать умственной нагрузки.

5. Особенности  развития подростка. Основные  проблемы, задачи, содержание воспитательно  – образовательной работы.

Подростковый возраст ( мальчики 12-16, девочки 11-15)

Подростковый возраст - переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В своем развитии он уже "ушел" от детей, но еще не "пристал" к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот период называют возрастом кризисов и несостоявшихся конфликтов.

Особенности физиологии

1.  В этом возрасте  происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (прибавляют в росте 20-25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц.

2. Интенсивно растут  трубчатые кости, поэтому подростки  тонкие и длинные.  Формируется  сутулость. Обязательно нужна  гимнастика.

3. Не хватает крови,  ее объем в этом возрасте  должен увеличиться на 20-25%. В результате  этого дефицита начинаются головокружения, головные боли, быстрая утомляемость.

4. Интенсивно развивается  сердце, его объем увеличивается  в 2-4 раза. Происходит обострение  врожденных заболеваний сердца  или могут появиться новые.

5. Подростки отличаются  большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают. Необходимо правильное дозирование физических нагрузок

6. Характерная особенность  подросткового возраста - половое  созревание организма. У девочек  оно начинается с 11 лет, у  мальчиков - несколько позже, с  12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. То есть увеличивается разница между половой и социальной зрелостью.

Особенности психологии:

1. В подростковом возрасте  продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

2. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом - характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

3. Характерная черта  внимания учеников среднего школьного  возраста - его специфическая избирательность:  интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.

4. В подростковом возрасте  происходят существенные сдвиги  в мыслительной деятельности. Мышление  становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

5. Иным, чем в младших  классах, должен быть процесс  нравственного воспитания. Подростки  тяготятся, если их поведение  определяется внешним регулированием. Не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль поведения учащихся.

6. Особое значение  в нравственном и социальном  поведении подростков играют  чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. В этот период подростки очень болезненно относятся к грубости и со стороны взрослых, особенно со стороны учителей. Это может привести даже к суицидным попыткам. Одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением - с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

7. Нравственные идеалы  и моральные убеждения подростков  складываются под влиянием различных  факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей.

8. К концу подросткового  периода перед школьниками реально  встает проблема выбора профессии.

9. В подростковом возрасте  происходит смена авторитета  учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется  только в юношеском возрасте  к 18-20 годам. Реакция группирования  - через общение, познание и  оценку себя, утверждение своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников:

10. Вся повседневная  жизнь неинтересна, в этот период  сильна направленность в будущее,  мечты о будущем, о другой, взрослой жизни.

12. В этот период  доминирует стремление к риску,  преодоление всего, в том числе  правил, обычаев. Экстравагантность  в одежде, стремление к противоречиям.  Независимость в поведении. Склонность  к девиантному поведению, то  есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.

То есть, с одной  стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: у девочек -негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; у мальчиков - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме.

14. Противоречие между стремлением подростка к взрослости и принижением взрослости подростка со стороны старших. Именно поэтому в этом возрастном периоде нужно перейти с детьми на "Вы". Это может повысить авторитет учителя, если, конечно,

учитель сможет естественно это сделать.

15. Большое желание  найти свое место в жизни,  подросток хочет, чтобы его  оценивали по личным достоинствам. Нужно дать ему возможность  проявить себя. Возможно несколько  вариантов:

-   создать атмосферу  желания учиться, авторитета хороших  учеников. Нельзя завышать оценки, ставить "за красивые глаза" или просто, чтобы подбодрить, так как у детей в этот период гипертрофированное чувство справедливости. Вообще желательно, чтобы был культ знаний, а не оценок;

-   создать систему  общественной значимости, то есть поручения. Поручение нужно давать то, которое смогут выполнить, и тем, кто сможет выполнить. Но необязательно и даже нежелательно, чтобы поручения давал учитель, лучше, чтобы этим занимался актив.

-   Подростку нельзя  допускать физического переутомления. Очень опасны в этот период перегрузки в спорте.

- Стараться не создавать  психологического давления.

Ведущее противоречие, которое определяет развитие Л в этом возрасте – несовпадение 3 точек созревания: физического, психического и социального (Выготский). Т.е. темп физического созревания обгоняет психический и социальный. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но еще нет ощущения подлинной взрослости. Претензии на новые права, кт он еще не умеет реализовать. Промежуточное положение м/у детством и взрослостью. Особые условия, способствующие формированию: а)занятость род, дети предоставлены сами себе. б)доступность средств получения информации (СМИ), получения взрослых знаний. Условия, тормозящие формирование: 1) «мораль послушания» родителям. 2)материальная и Личная зависимость от родителей. 3)отсутствие умения делать самостоятельно.

Начинается форми-ие самосознания – потр-ть осознать себя как Л. В этом возрасте нач-ся процесс самовоспр-я. С реб в этом возрасте лучше всего общаться тоном убеждения, совета или просьбы. Реакция группирования - через общение, познание и оценку себя, утверждение своего достои-ва и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое кол-во действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников. А.С.Макаренко:Если тот или иной подросток не добивается досто-го места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Учителям следует вним-но изучать взаимоотн-ия учащихся со своими товарищами и помогать им завоевывать уважение к себе.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"